23 апреля 2015 г.
AT Consulting, поставщик ИТ-услуг, провела первую в своей истории большую пресс-конференцию. При этом на рынке компания присутствует с 2011 года, работает со многими крупнейшими российскими холдингами. Однако до последнего времени руководство AT Consulting не ставило перед собой слишком уж амбициозных задач.
Сейчас ситуация изменилась. По словам основателя и управляющего партнера AT Consulting Сергея Шилова, компания собирается в ближайшие три года «построить самый сильный ИТ-бренд в России на рынке В2В» и к 2017 году увеличить свой доход в два раза.
Основания для таких амбициозных целей, как считают руководители AT Consulting, у компании есть. В то время как ИТ-рынок демонстрирует падение, крупнейшие российские ИТ-компании переживают очень непростые времена, перестраиваются, сокращаются, разрабатывают новые бизнес-стратегии, совокупная выручка AT Consulting в 2014 финансовом году превысила 10,3 млрд. рублей. Таким образом, показатель 2013 года улучшился на 20%. В кризисный период компания сохранила положительную динамику развития и увеличила штат сотрудников на 15%. К концу 2014 года он достиг 2350 человек.
Такой успех руководство AT Consulting объясняет очень просто: бизнес-модель компании изначально принципиально отличалась от принятой на ИТ-рынке. Поставка техники занимала в структуре бизнеса минимальное место. Основной доход компания получала за счет предоставления различного ИТ-сервиса. Так, выручка от предоставления ИТ-услуг в прошлом году составила 8,25 млрд. рублей или 80% от общего дохода компании. Доход от поставки, установки и поддержки оборудования (в основном в рамках крупных комплексных проектов) составил 1,26 млрд. рублей, поставка лицензий принесла 0,8 млрд. рублей, а на ИТ-консалтинг 0,03 млрд. рублей. Наибольший доход AT Consulting приходится на внедрение и поддержку ИТ-систем, разработку ПО на заказ, ИТ-консалтинг и ИТ-аутсорсинг.
В «сытые» года такая модель не приносила больших доходов и была для российского ИТ-рынка скорее исключением. Зато теперь бизнес компании «выстрелил». В 2012 году, согласно данным IDC, AT Consulting заняла первое место среди поставщиков аутсорсинговых услуг управления приложениями и вошла в тройку поставщиков консалтинговых услуг в области ИТ и услуг по кастомизации программного обеспечения в России. Большую роль, по словам руководства компании, играет и тот факт, что специалисты AT Consulting умеют и привыкли работать в рамках сервисной бизнес-модели.
Сергей Шилов уверяет: спрос на услуги компании продолжает расти и благодаря «многолетнему опыту успешной реализации масштабных проектов, влияющих на развитие отрасли». Речь идет, например, о таких проектах как внедрение CRM-системы в 64 региональных филиалах «Вымпелком» и внедрение Oracle Siebel CRM в ОПТ Банке.
Устойчивое место на рынке AT Consulting помогает удерживать и разветвленная региональная сеть представительств. Региональную экспансию компания начала в 2011 году. На сегодняшний день помимо головного офиса в Москве AT Consulting имеет представительства в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Курске, Белгороде, Воронеже, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Новокузнецке, Новосибирске, Севастополе, Киеве, Алматы и Ташкенте. Большое внимание компания уделяет тому, чтобы «на местах» в регионах присутствовали «сильные специалисты и эффективные управленцы» — причем кадры готовит и выращивает сама. Это, по словам Сергея Шилова, позволяет AT Consulting «оперативно реагировать на запросы заказчиков и осуществлять непосредственный контроль над выполнением проектов».
По оценкам специалистов AT Consulting, требования заказчиков к ИТ-компаниям за последний год существенно поменялись. Причем ситуация сейчас гораздо лучше, чем была в 2009 году — компании готовы развиваться, и эту статью расходов не урезают. Заказчикам стали интересны проекты, в которых во главу угла ставится эффективность.
По сути речь идет о кардинальной смене вектора на рынке: до последнего времени ИТ-услуги как правило были в самом конце списка потребностей заказчиков, а ИТ-компании ломали голову над тем, как бы изменить ситуацию.
«В 2009 году рынок „сжался“, но принципиальных изменений не происходило — маржа осталась та же. В этом году она упала в несколько раз, — рассказывает Сергей Шилов. — Большинство интеграторских компаний на рынке к такой ситуации оказались не готовы. При этом стоит понимать, что назад уже ничего не вернется — надо привыкать жить в новых условиях. Мы же всегда работали в таких рамках».
Компании, работающие с массовым рынком, были вынуждены адаптировать свои бизнес-процессы к меняющимся условиям: сокращение доходов, изменение предпочтений клиентов. В 2014 году в AT Consulting выросло количество проектов по доработке ИТ-систем, разработке заказного ПО и внедрению новых информационных систем, влияющих на эффективность бизнеса. Наибольший доход компании принесли проекты в сфере BI — 1,4 млрд. рублей, CRM — 1,2 млрд. рублей, ERP — 1,3 млрд. рублей. Почти 2 млрд. рублей AT Consulting принесли проекты в области инновационных решений, такие как разработка веб-порталов, мобильных приложений.
По словам Сергея Шилова, в течение 2014 года ситуация в различных российских отраслях менялись. В начале года лидерство с точки зрения спроса на ИТ-услуги держала банковская сфера. AT Consulting заключила большое количество контрактов, связанных с автоматизацией отношений с клиентами и внедрением аналитических систем. Среди заказчиков AT Consulting в банковской сфере — Сбербанк России, Группа ВТБ, Альфа-Банк, «Лето Банк», МТС Банк, БИНБАНК, ОТП Банк, «Росбанк» и другие.
Во второй половине года усиление спроса продемонстрировали телекоммуникационная, государственная, производственная сферы. В государственном секторе активно инициировали новые проекты, прежде всего, организации, зависимые от ИТ и ориентированные на массовое обслуживание населения. Кроме того, компания реализовала крупные проекты по автоматизации деятельности муниципалитетов и региональных органов власти, а также комплексные проекты по программе «Безопасный город».
Еще одной важной особенностью 2014 года стало «импортозамещение». Причем, по оценкам Шилова, компании из государственного сегмента обратили внимание на российские продукты еще до введения санкций — по экономическим соображением. Компания не оставила этот тренд в стороне — в последние годы в AT Consulting стали разрабатывать и собственное ПО.
В 2015 году компания также ожидает рост. И это несмотря на то, что аналитические агентства предрекают спад на и рынке ИТ-услуг. Так, по словам главы IDC Роберта Фариша, В 2015 году рынок ИТ-услуг сократиться на 8,7%.
Среди трендов и вызовов 2015 года Сергей Шилов отмечает такие как рост эффективности затрат на ИТ, «импортозамещение», а также переход сервисов в онлайн в корпоративном и государственном секторе, усиление роли бизнес-аналитики, развитие технологий Big Data. В регионах продолжится рост информатизации в госсекторе.
«В 2015 году мы ожидаем ряд банкротств со стороны наших конкурентов, — отмечает Сергей Шилов. — И именно за счет этого даже на сжимающемся рынке мы сможем существенно вырасти. Я полагаю, что в скором времени именно сегмент услуг станет на российском ИТ-рынке главным».
Источник: Наталья Басина, CRN/RE