31 июля 2015 г.
Официальный выход новой версии Windows всегда сопровождался целым фейерверком анонсов от вендоров ПК, представлявших новые модели с предустановленной свежей «операционкой». Покупатели охотно приобретали такие системы, так как это было экономически выгодно — предустановленная Windows обходилась значительно дешевле покупки лицензии или приобретения коробочной версии.
Выход Windows 10 принципиально иной, выглядит он совершенно иначе и, в частности, никаких «фейерверков» мы не наблюдаем. Высказывают даже опасения, что выбранный корпорацией способ запуска «Десятки» приведет к снижению продаж персональных компьютеров. Однако, это не так, хотя старт новой операционной и вызывает некоторые вопросы.
Это удивительно, но...
Начнем с того, что лицензия Windows 10 для ОЕМ-партнеров корпорации доступна, как сообщили в пресс-службе российского представительства Microsoft. Однако, на момент официального лонча «операционки» в массовом количестве системы с предустановленной Windows 10 на полках магазинов не появились.
Hewlett-Packard, как уже писал CRN, анонсировал НР Pro Tablet 608 на Wndows 10 за несколько дней до старта новой операционной системы, также заявлен HP Pavilion 23 с новой версией предустановленной «операционки», но в России эти системы пока отсутствуют.
На мировом рынке найти систему с предустановленной «Десяткой» удалось у Acer — это E5-573-58FN, который доступен «из коробки» с Wndows 10, но на российском рынке эта модель отсутствует. «В этот раз Microsoft изменил принцип запуска системы, и для стран с долгим логистическим циклом у вендоров не было возможности поставить машины сразу с Windows 10 „из коробки“. — говорит Денис Кутников, генеральный директор Acer в России, — Моделей с новой ОС в стране сейчас нет, но уже в августе поступят в продажу Acer Aspire Switch 10 E с предустановленной „Десяткой“».
Анастасия Косипатова, PR-менеджер российского представительства ASUS, заверила, что в ближайшем будущем такие системы обязательно появятся, но непосредственно в день запуска Windows 10 компания не демонстрировала компьютеры с предустановленной новой версией операционной системы.
Lenovo пока ничего не объявляла, но покажет такие компьютеры в ближайшее время, в том числе и на российском рынке, отметил Марат Ракаев, руководитель отдела коммуникаций и социальных медиа компании в России.
У других гранд-вендоров примерно такая же ситуация. Как видно, компании в лучшем случае создали прецедент, анонсировав или представив на одном из рынков системы с предустановленной Windows 10. Но, разумеется, отдельные заявленные продукты, причем доступные далеко не на всех рынках, на глобальные продажи сколько-нибудь заметно повлиять явно не могут.
Чтобы понять «пассивность» производителей, нужно вспомнить некоторые события прошлого и понять особенности текущего момента.
Как это было
Почему раньше происходила активизация продаж ПК при запуске новой версии Windows? Да потому, что основные вендоры на протяжении некоторого времени до момента официального запуска придерживали новые модели, чем формировали некоторый отложенный спрос. После того, как продукты «выстреливали» на рынок, удовлетворение этого отложенного спроса и давало всплеск продаж. Разумеется, на активизацию продаж влияли и совместная маркетинговая активность Microsoft вендоров ПК и реселлеров, но вклад этого фактора на фоне отложенного спроса вряд ли был более значительным.
Заметим, что отложенный спрос присутствовал в достаточно узком сегменте, который охватывал, во-первых, в основном, ритейл, во-вторых, по большей части касался новейших — а поэтому наиболее дорогих и по этой причине не самые массовых — персональных компьютеров.
Разные сегменты — разное вхождение
Корпоративный сегмент очень осторожно относится к любым нововведениям, в том числе, и к новым «операционкам», предпочитая решения, проверенные временем. Кроме того, если вспомнить особенности корпоративных продаж, а именно крайне «долгоиграющие» контракты и поэтому растянутые на кварталы поставки оборудования, то становится ясно, что появление в доступе новой операционной системы в краткосрочной принципе никак не могло повлиять на заметное изменение поставок компьютеров в этом сегменте. Конечно, каждая новая версия операционной системы оказывалась все более стабильной, защищенной и управляемой, а поэтому более подходящей для использования в корпоративной инфраструктуре.
Но должно пройти два-три квартала, пока компьютеры с новой ОС успели добраться до корпоративных заказчиков, а сисадмины смогли убедиться в совместимости с элементами корпоративной инфраструктуры и разобраться в тонкостях настройки. За это время обычно успевал даже выйти ServicePack для операционной системы, отсюда и эмпирическое правило: «Новой „операционкой“ можно пользоваться только после появления первого сервис-пака», — раньше сисадмины, которые заодно являлись и opinion leaders, просто не успевали привыкнуть к ней и выяснить связанные с новыми возможностями тонкости. Поэтому основой для всплеска продаж служили компьютеры для частного использования.
Если мы посмотрим на сегмент компьютеров для частного использования, то увидим одну интересную закономерность: модели бюджетного и среднего класса, присутствовавшие в продаже, обычно могли работать под управлением новой операционной системы, но свои преимущества наиболее полно она обычно раскрывала на новейших системах, которые можно было назвать «системами завтрашнего дня». Обращаясь к истории, можно вспомнить, например, появление у Windows поддержки USB, а ведь в те времена она была только у немногих топовых компьютеров, построенных на базе новейших материнских плат, которые заодно и работали с процессорами новой архитектуры. Разумеется, такие компьютеры на момент выхода «операционки» были дорогими, но именно на них возникал отложенный спрос, и именно его реализация при покупке таких ПК давала прирост продаж. Разумеется, всплеск продаж в натуральном выражении был небольшим, но в денежном — заметным.
Но ситуация изменилась.
Что показал старт Windows 8
Новую реальность хорошо подчеркнул выход Windows 8. Появление новой «операционки» уже не способствовало всплеску продаж компьютеров, хотя все ожидали, что оптимизированный под «пальцевое» управление интерфейс новой операционной системы приведет к педалированию продаж систем с сенсорными экранами, как стационарных, так и мобильных, в том числи и трансформеров. Компьютеры с тач-скринами постепенно продвигаются на рынок, причем на динамику этого процесса влияли самые разные процессы как общеэкономические, так и протекавшие внутри индустрии, повлияла на это, разумеется, и выход «Восьмерки», но влияние ее появления было сравнимо с погрешностью измерений.
Если вспомнить это, становится понятно, почему Microsoft, который очень плотно сотрудничает со всеми игроками рынка, на этот раз полностью отказалась от старой схемы распространения «операционки». Если была бы надежда, что использование традиционной схемы вывода «Десятки» активизирует продажи и поможет рынку, то корпорация бы так и поступила. Правда, это вовсе не означает, что выпуск Windows 10 не даст возможность вендорам «снять сливки» с рынка, просто процессы для этого выглядят несколько иначе.
У пользователей нет проблем
Напомню, что все легальные пользователи Windows 7, 8 и 8.1 могут легко и совершенно бесплатно перейти на Windows 10 самостоятельно. Достаточно лишь кликнуть на соответствующей иконке системного трея и в коротком диалоге зарезервировать установку «Десятки» на данном компьютере. Можно скачать дистрибутив с официального сайта Microsoft и выполнить установку вручную, это тоже несложно.
Для покупателей новых компьютеров Microsoft предложил дополнительный сервис: «Наши розничные партнеры, например, сеть „Эльдорадо“, в течение месяца после выхода Windows 10 будет бесплатно оказывать в своих магазинах услуги по установке обновления на уже выпущенные устройства (устройства должны обладать необходимыми для обновления требованиями)», — сообщили в пресс-службе корпорации.
Как видно, установить новую «операционку» и пользоваться всеми преимуществами нового уровня безопасности и стабильности, обновленным интерфейсом, большей скоростью работы и прочими «фишками» пользователи могут уже сейчас. Но в полной мере возможности Windows 10 раскроются при появлении компьютеров с новыми опциями.
Бум анонсов длинною с осень
Поддержка «тач-скрина» интерфейсом операционной системы, конечно, важна, но еще важнее поддержка новых возможностей аппаратными компонентами и программными релизами — настоящий бум наступит, когда это появится. С этим Microsoft активно работает.
«Наши партнеры-производители в настоящий момент тестируют более двух тысяч различных устройств и конфигураций для Windows 10, а также разрабатывают сотни новых устройств» — отметили в пресс-службе корпорации. Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft, говорит об активной работе корпорации с вендорами, целью которой будет создание компьютеров с новой периферией и, соответственно, с новыми возможностями.
Например, это будет взаимодействие со встроенными камерами новых типов, некоторые из которых, мало того, что способны снимать стереокартинку, да еще и анализируют изображение в двух диапазонах — видимом и в инфракрасном. Это позволяет открыть новые возможности, предположим, быстро отсканировать 3D-модель своего лица и «натянуть» на аватар в игре, использовать для виртуальной примерки оправы очков или варианта новой прически, обеспечить доступ по распознаванию лица и т. д. Вариации на соответствующие темы присутствуют давно, но трехмерность и поддержка инфракрасного диапазона способны качественно изменить ситуацию. Например, при идентификации по распознавании в данном случае надежность будет высочайшая: обмануть систему показом фотографии или даже объемной маски, выполненной в форме лица, не получится — инфракрасные сенсоры позволят легко распознать попытку мошенничества.
Разумеется, эти и другие новейшие функции будут актуальны при появлении соответствующих прикладных программ — игровых релизов, систем электронной коммерции, клиентов платежных систем, банковских решений и т. д. Сказанное справедливо и для другого оборудования — датчиков отпечатков пальца, сканеров радужки глаза и другой «биометрии», которую теперь хорошо поддерживает новая Windows. На создание приложений, способных раскрыть новые возможности платформы, работающей с новейшими аппаратными решениями, потребуется некоторое время.
Что это означает для ритейла?
Получать дополнительную выгоду от выхода Windows 10 можно уже сейчас — хотя сама операционная система и бесплатна, но можно предлагать услуги по ее установке, а этот сервис ритейлер уже вовсе не обязан предоставлять безвозмездно. Консультации по использованию новых возможностей могут стать новой статьей дохода для ритейлеров, особенно когда появится новое оборудование «Windows 10 frendly».
Осенью начнут появляться компьютеры со встроенной новой периферией, которые благодаря открываемым ими возможностям будут привлекать повышенное внимание пользователей. Правда, в этом году такие системы вряд ли будут дешевыми. Теоретически, их продажи позволят получить дополнительную прибыль ритейлу, но практически... Насколько то внимание можно будет конвертировать в платежеспособный спрос во многом зависит от покупательной способности населения, а какой она будет осенью — сказать сложно.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE