15 сентября 2015 г.
НП «РУССОФТ» опубликовало данные своего ежегодного отчета по результатам опроса предприятий экспортной индустрии разработки программного обеспечения в России. В ходе опроса было проведено анкетирование более 150 компаний-участников рынка, дополнительно были изучены разнообразные источники информации, получены экспертные оценки от десятков директоров компаний разработчиков ПО.
Ключевой вывод исследования: на российский рынок ИТ можно и нужно смотреть с разных сторон, не ограничиваясь только оценкой общего объема продаж.
Аналитики зарубежных компаний, в основном, смотрят на российский ИТ-рынок с позиции иностранных вендоров, работающих в России. С такой позиции кризис и драматическое падение очевидны: у иностранных компаний (у подавляющего большинства, хотя не у всех) доходы, выраженные в той валюте, которая является для них основной, резко сократились.
С позиции отечественных разработчиков ситуация не столь катастрофическая или даже совсем не катастрофическая. Они оценивают рынок (прежде всего — рынок программных продуктов и ИТ-услуг) чаще не в долларах или евро, а в рублях, а в рублевом выражении он как раз не сокращается.
Наконец, на ситуацию на российском ИТ-рынке можно посмотреть с позиции российских пользователей технологий (как частных, так и корпоративных) то есть, с точки зрения влияния информационных технологий на жизнь граждан и экономику страны. С этой позиции никакого кризиса нет, хотя рынок стал развиваться заметно медленнее.
Анализ всех сегментов рынка с учетом их взаимосвязей позволяет увидеть, что в последние годы происходит интенсивное замещение одних технологий (или решений) другими в разных сегментах рынка. При этом такое замещение с точки зрения уровня технологий можно считать прогрессом. Вот только несколько примеров:
1. При существенном сокращении продаж персональных компьютеров, увеличилась реализация планшетов.
2. Падение продаж серверов и снижение темпов роста рынка программного обеспечения происходит на фоне увеличения рынка облачных услуг.
3. Смартфоны вытесняют обычные мобильные телефоны.
4. Продажи принтеров и МФУ снижаются при массовом переходе компаний и государственных структур на электронный документооборот.
5. Сокращение рынка инфраструктурных ВКС-продуктов компенсируется увеличением продаж программных систем видеоконференцсвязи.
Таким образом, сокращение одного какого-то сегмента компенсируется ростом другого (в какой-то степени или в полностью альтернативного) сегмента.
В 2014 г. заметного (в масштабах всего ИТ-рынка) эффекта импортозамещения еще не наблюдалось. Можно лишь предположить, что китайские компании увеличили свою долю на рынке за счет американских производителей электронной техники. Однако российские ИТ-компании рассчитывают на этот эффект в ближайшем будущем и предпринимают для его получения определенные действия. Скорее всего, можно говорить о подготовке к изменению структуры рынка (позитивного с позиции пользователей и отечественных разработчиков).
Нет сомнения в том, что по итогам 2015 г. сокращение ИТ-рынка в долларовом выражении будет еще большим, чем годом ранее. Такое обязательное сокращение обусловлено еще более значительным снижением курса рубля по отношению к доллару.
В качестве основной причины стагнации (с точки зрения иностранных вендоров) российского ИТ-рынка или замедления его развития (с точки зрения российских пользователей) аналитики чаще всего называют осложнившуюся макроэкономическую ситуацию. Однако если не учитывать другие факторы, сопоставимые по значимости, то может возникнуть несколько искаженное и упрощенное представление о том, что происходит.
Факторы, повлиявшие на российский рынок ИТ (кроме снижения ВВП):
1. Повышение эффективности вложений в ИТ
После кризиса 2009 г. розничные покупатели и корпоративные заказчики стали относится к своим расходам более прагматично. Покупки компьютерной техники и вложения в информационные системы теперь в меньшей степени привязаны к каким-то датам (Новый год или окончание финансового года), а осуществляются по мере необходимости.
2. Появление альтернативных технологий
Облачные технологии и электронный документооборот позволяют существенно сэкономить на первичных вложениях в ИТ.
3. Насыщение в некоторых сегментах
Например, персональные компьютеры есть у подавляющего большинства россиян. На корпоративном рынке также ощущается насыщение. Согласно исследованию Docflow, лишь 2% компаний не используют и не планируют использовать ИТ-решения в области управления корпоративным контентом (в 2012 г. таковых было 23%).
4. Снижение цен
Снижение цен на различные устройства является еще одним фактором, который тормозит рост расходов на информационные технологии в масштабах всей страны.
5. Отсутствие новинок, вызывающих ажиотаж
Наконец, в последние годы на российском рынке не появлялось каких-то принципиальных новинок (устройств, технологий или разработок), которые могли бы стимулировать спрос. Этот фактор менее значим в сравнении с вышеуказанными, но все же заслуживает упоминания.
Источник: Пресс-служба НП «РУССОФТ»