15 марта 2016 г.
У каждого рынка свои правовые проблемы. Иногда одна фраза в законе может ускорить рост отрасли или, наоборот, остановить ее развитие. Именно такая формулировка содержится в законопроекте, принятия которого ждет рынок автомобильной электроники.
Доказать нельзя отвергнуть
Можно ли с помощью видеозаписи ДТП доказать свою правоту в суде? Этот вопрос остается ключевым для покупателей видеорегистраторов. Сегодня в российском Кодексе об административных правонарушениях говорится, что «материалы звуко- и видеозаписи... могут быть отнесены к доказательствам». Формулировка более чем расплывчатая: судья может принять съемку, а может и отказаться без видимых на то причин.
В феврале Государственная дума приняла в первом чтении поправку в эту статью КоАП. Замене подлежит всего один оборот: «могут быть отнесены» превращается в «относятся», но последствия такого изменения будут существенными. Видео с любого сертифицированного в России регистратора станет доказательством по умолчанию, его должны будут не только принять, но и рассмотреть в суде. Это значит, что автомобилисты смогут спокойно снимать происходящее на дороге и настаивать на том, чтобы инспектор приложил запись к протоколу, а судья принял во внимание при разборе дела.
Законопроекту еще предстоит два чтения в Думе, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом, и на любой стадии он может быть отвергнут. Однако уже очевидно, что принятие поправки может оказать влияние как на общую динамику рынка, так и на его структуру.
Ставка на качество
Дело в том, что запись с видеорегистратора не станет единственным и исчерпывающим доказательством. Судья может вообще не принять ее в том случае, если видео размыто, номера не читаются, а место происшествия невозможно идентифицировать. Значит, будет расти спрос на устройства с повышенным качеством изображения — в первую очередь это положительно скажется на продажах записывающих устройств с разрешением Full HD и Super HD. Модели с GPS получат существенное конкурентное преимущество, так как зафиксированные координаты, время и скорость приобретают юридическую значимость.
Ночное время традиционно опасно для водителей. По сообщениям столичного Управления ГИБДД, в промежуток с 9 вечера до 6 утра происходит около 45% ДТП. Чтобы застраховать себя в суде, водителям потребуются видеорегистраторы с улучшенной ночной съемкой и технологией WDR, увеличивающей четкость изображения при резких перепадах освещения. Наконец, поправка приведет к росту популярности устройств с двумя слотами SD: записать нужный файл на резервную карту памяти и сразу отдать инспектору очень удобно.
Разумеется, далеко не все производители смогут обеспечить необходимые покупателю качества. Это значит, что структура продаж в рознице также будет меняться: бюджетные noname-предложения и дешевые OEM-модели, так любимые мелкими производителями, станут попросту неконкурентоспособными. Растущие потребности автолюбителей вкупе с экономическим кризисом приведут к серьезной чистке рынка.
Курс на выздоровление
Но самый главный итог от возможного принятия поправки — при наличии юридических гарантий видеорегистратор станет гораздо более ценным приобретением для водителя. Это существенно скажется на объеме реализации. В 2015 году зафиксировано рекордное падение рынка видеорегистраторов на 25% в натуральном выражении: за весь год в России было продано 900 тыс. штук против 1,2 млн в 2014.
В этой ситуации законопроект №
Если же правительство примет решение в пользу поправки, она станет серьезным драйвером рынка. Значительно вырастет ценность дорожного видео в высоком разрешении, что повлияет на эластичность и динамику спроса. Выиграют от этого, разумеется, лишь производители, которые смогут предоставить необходимое качество по приемлемой цене. По самым консервативным прогнозам, спад не превысит 10% — это будет большой победой для участников рынка. Если же новость о законе вызовет резонансные публикации в СМИ и блогах, и реакция потребителей будет более быстрой, то с учетом роста во второй половине 2016 года итоговый показатель в натуральном измерении останется на прошлогоднем уровне. В таком случае можно уверенно говорить о начале восстановления рынка уже в 2017 году.
Шансы на принятие поправки велики: в пояснительной записке к законопроекту говорится, что его поддержало Правительство России и общественные объединения автолюбителей. В любом случае, все будет зависеть от следующих нескольких месяцев.
Источник: Алексей Степанов, директор по продажам представительства Mio Technology в России и СНГ