28 апреля 2016 г.
Такой вывод следует из «Аналитического обзора рынка бытовой техники и электроники» (выпуск № 7/2015), который компания «М.Видео» обнародовала в последнюю неделю апреля.
По данным, представленным в отчете, объем российского рынка бытовой техники и электроники в России в 2015 г. составил 1192 млрд руб., сократившись на 19,6% по сравнению с 2014 г. (1482,5 млрд руб.). Объем продаж «М.Видео» в 2015 г. — 191,9 млрд руб. Годом ранее — 203,1 млрд руб., т.е. падение составило 5,5%.
«Конец 2014 года ознаменовался ажиотажными продажами на рынке бытовой темники и электроники, — говорит президент „М.Видео“ Александр Тынкован. — Поэтому мы начинали работу в 2015 году с небольшой опаской, но довольно скоро поняли, что рынок показывает приемлемые результаты. В целом за год рынок показал снижение, но по итогам 2015 года мы увидели, что все-таки была найдена точка равновесия — и страна, и экономика, и люди адаптировались к новой реальности. Для нас результаты прошлого года подтверждают правильность, выбранного курса на неуклонное развитие омни-модели, стирающей границы между онлайном и оффлайном в покупательском опыте. Сейчас свыше 50% наших покупателей начинают свою коммуникацию с „М. Видео“ именно в интернете: зайдя на наш сайт для выбора товара, его оплаты и заказа доставки на дом или выбора самовывоза из магазина. Поэтому мы не разделяем розницу и онлайн, более того, развиваем их в тесной связке. Онлайн-каталог является продолжением витрины розничных магазинов, предоставляя покупателям одно из наших основных преимуществ — бесконечную полку. За последнее время наши покупатели стали более мобильными: ищут в интернете нужную им модель, читают отзывы, потом идут в магазин, чтобы посмотреть на товар вживую».
Руководитель департамента интернет-маркетинга и электронной коммерции Роман Горшков добавляет: «За 2015 год на нашем сайте было сделано более 25 млн. поисковых запросов, что на 17% выше показателя 2014 г. В 2015 г. 38% покупателей совершали покупки с мобильных устройств (27% с мобильных телефонов и 11% с планшетов), а доля мобильных покупок серьезно увеличилась (рост год к году составил 40%). Мы соответствуем ожиданиям наших покупателей и активно продолжаем развивать интернет-направление: в 2015 году онлайн-продажи сети выросли на 12,5% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на высокую сравнительную базу. А доля интернет-заказов в обороте компании достигла 11% и продолжает расти».
В упомянутом выше отчете также отмечается: «Одним из драйверов рынка БТиЭ в 2015 г. стали смартфоны. Эта категория продемонстрировала такой существенный рост, что вошла в список ключевых направлений для развития бизнеса „М.Видео“. Поэтому мы намерены в дальнейшем делать ставку на развитие продаж устройств и сервисов, которые тем или иным способом взаимодействуют между собой, образуя единую экосистему вокруг одного устройства — смартфона... В 2015 году рынок смартфонов достаточно устойчиво реагировал на экономический спад, показав незначительное снижение продаж в штуках и рост в денежном выражении на 9%». Руководитель департамента «Телеком» Сергей Сухоруков поясняет: «В данном сегменте рынке отчетливо заметен рост функциональности смартфонов в 2015 году в общих продажах смартфонов увеличилась доля устройств с поддержкой LTE и возможностью подключать две и более SIM-карты. Крупнейшим продавцом смартфонов в России в штучном выражении по итогам 2015 года стала компания Samsung. В число лидеров рынка вошли компании: Apple, Lenovo и Alcatel. В 2015 г. продажи смартфонов в „М.Видео“ увеличились на 7,5% в штуках и на 51% в деньгах... Сильным генератором выручки стали LTE-смартфоны — на них пришлось около половины от всего объема реализованных в сети смартфонов». Руководитель департамента «Аксессуары» Максим Гусев добавляет: «Параллельно с динамичным развитием рынка смартфонов происходит и активный рост рынка смарт-устройств, которые легко синхронизируются со смартфонами. Наиболее динамичная и популярная категория — смарт-браслеты и фитнес-трекеры. Их все чаще выбирают в качестве модных технологичных подарков. А растущее количество брендов-производителей, расширяющийся ассортимент этих гаджетов в России и улучшенный функционал способствуют такой тенденции».
Другие драйверы рынка БТиЭ
Наушники. «В 2015 г. сохранилась положительная динамика рынка наушников, — отмечает Максим Гусев. — Значительный рост спроса демонстрировали Bluetooth- и LifeStyle-наушники. Тренд на здоровый образ жизни и активные занятия спортом стимулирует динамичный спрос на категорию спортивных аксессуаров. Производители активно разрабатывают и продвигают спортивные модели наушников разных форматов: от классических проводных и беспроводных моделей до специальных повязок и очков со встроенными наушниками. Спортивные наушники обладают как стандартными (использование в качестве гарнитуры), так и специфическими свойствами (повышенный уровень защиты от влаги, удобная конструкция, встроенные шагометр и монитор сердечного ритма). Лидерами рынка наушников, как и в 2014 г., остаются Sony, Philips и Sennheiser. Также заметен рост в сегменте наушников В-брендов, предлагающих уникальные решения».
Очки виртуальной реальности. Вот что говорится о них в отчете «М.Видео»: «Логика развития рынка и технологий очков виртуальной реальности (VR) в масс-маркете была сформирована в 2015 г. Во-первых, VR-очки подключаются к любому смартфону. Во-вторых, смартфон передает на них контент в форматах 3D,
Настольные ПК и ноутбуки. «В 2015 г. рынок ноутбуков продолжил следовать тенденциям последних нескольких лет — объемы продаж падали, покупатели переключались на другие продукты либо откладывали покупки, — говорит руководитель департамента „Компьютерная техника“ Андрей Губанов. — На этом фоне очень позитивный результат показали игровые компьютеры. Этот сегмент не только не упал, но и немного вырос. И можно ожидать, что в 2016 г. именно игровые ноутбуки, десктопы и мониторы продемонстрируют необходимую стабильность. Наиболее заметны на рынке игровых устройств ASUS и MSI, однако остальные игроки стараются не отстать от лидеров, анонсируя на технологических выставках крайне интересные игровые линейки. Также стабилен сегмент дорогих ноутбуков для работы: это заметно по росту доли Apple в течение 2015 г. В остальном спрос ожидаемо сместился в сторону более простых моделей ноутбуков на базе процессоров Celeron — доля таких устройств выросла на 10 процентных пунктов в штучном выражении. Сейчас текущая цена на ноутбук на базе Celeron примерно равна старым ценам на устройства на Intel Core i3».
Дроны. «Мы прогнозируем продолжение роста продаж в категории профессиональных дронов в 2016 году, говорит руководитель департамента „Медиа и развлечения“ Никита Тихвинский. — Все больше их приобретают не профессионалы, а любители фотографии и видеосъемки. За последний год существенно выросло техническое оснащение дронов: появились автопилоты, а использование GPS, оптических и ультразвуковых датчиков упростили управление летательным аппаратом. В арсенале некоторых дронов в 2016 г. появятся боковые датчики-сонары, которые позволят „видеть“ препятствия вокруг и реагировать на них. Эта особенность в сочетании с функцией follow me позволит дронам следовать за объектом съемки, облетая препятствия. Фото- и видеооборудование в связке со стабилизированными подвесами позволяет снимать видео высокого качества. Дальнейшее развитие предполагает более интеллектуальные системы управления дронами: предотвращения столкновения и облета препятствий, полеты по установленному маршруту. И, безусловно, решение самой главной проблемы — увеличение продолжительности полета. В 2016 г. мы ожидаем появления новых А-брендов на рынке дронов. В
Резюме
Разумеется, результаты деятельности одной компании могут отличаться от результатов российского рынка БТиЭ в целом. Однако основные тенденции данного сегмента рынка подмечены верно и в целом не противоречат оценкам GfK и других аналитиков — см, например, наши публикации «Онлайн-торговля стремительно набирает обороты»; "За год российский онлайн-ритейл вырос на 20%";"Российский рынок смартфонов в I квартале 2016 года«. Авторы упомянутого выше отчета утверждают, что в 2015 г. доля «М.Видео» на российском рынке электроники и бытовой техники выросла на 2,4 процентных пункта и достигла 16,1%. А это, согласитесь, очень значимая доля.
Источник: Владимир Митин, для crn.ru