5 мая 2016 г.
В конце апреля мы, ссылаясь на исследования «М.Видео», отмечали, что по итогам 2015 г. российский рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) составил 1192 млрд. рублей, что на 19,6% ниже аналогичного показателя 2014 г. (1428,5 млрд. руб.).
Падение данного рынка в штуках (см. таблицу; хотя не очень понятно, как в целом можно считать рынок БТиЭ «в штуках» — прим. ред.) продолжается. Но вот в деньгах он растет. Согласно исследованию GfK Rus, основные результаты которого были обнародованы в начале мая, по итогам первого квартала 2016 г. (Q1/2016) розничные продажи на российском рынке БТиЭ просели, по сравнению c Q1/2015, на 9% в штуках, но увеличились на 8% в рублях. При этом средневзвешенная цена единицы товара увеличилась, по итогам Q1/2016, на 19%. Аналитики GfK отмечают рост цен на товары категории БТиЭ на фоне снижения покупательной способности населения. При этом приводятся данные всероссийского опроса GfK, согласно которым порядка 34% россиян испытывают проблемы с зарплатой (задержки с выплатой или сокращение).
GfK отмечает, что на динамике российского рынка GfK уже сейчас также сказывается влияние глобальных факторов. В частности, произошло относительное насыщение спроса на рынке телеком-устройств, которые были в течение последних нескольких лет драйверами роста рынка. К тому же, как выявили эксперты GfK, сейчас отмечается активный запрос потребителей на простоту устройств и интерфейсов. Люди устали от сложных многофункциональных устройств: исследование GfK показало, что если новая техника не проста в использовании, то как минимум треть потребителей теряют к ней интерес. Кроме этого, все большая часть функциональности, необходимой потребителю, может быть реализована или уже реализуется через мобильные приложения.
Что будет происходить с российским рынком БТиЭ дальше? Он, надо полагать, рано или поздно, станет более активно учитывать глобальные тенденции. По мнению экспертов GfK, глобальный рынок БТиЭ уже определяет сейчас и будет ещё более активно определять в будущем термин «подключенность». Если говорить точнее -— «подключенность к Интернету». Проще говоря, превращение обычных вещей в «умные вещи», или, как иногда говорят, «потребительские интернет вещи» (Consumer Internet of Things, CIoT), проблемы формирования каналов продаж которых мы рассматривали здесь, здесь и здесь.
Руководитель сектора ИТ и телекоммуникаций GfK Михаил Кулаков рассказывает: «В ответ на запрос подключенного потребителя формируется экосистема умных подключенных устройств. Это и „умный дом“, и „умный автомобиль“, и „умная домашняя техника“, и даже сам потребитель, физическое состояние которого контролируется с помощью мобильных устройств. Вот почему сегмент устройств, контролируемых со смартфона, является одним из самых многообещающих. Изменилась и модель потребления технологий. Омниканальность усиливается, и это справедливо как для онлайн, так и для оффлайн торговли. Чтобы соответствовать запросам подключенного потребителя, традиционные ритейл-игроки выходят в онлайн, а онлайн-магазины открывают пункты выдачи и обслуживания. Омниканальность в полной мере проявляется и в том, как потребители выбирают устройства, место покупки и способ оплаты. Вот почему так важно изучать и понимать, как формируется путь к покупке товара в разных категориях. Эта информация нужна ритейлерам и производителям для формирования стратегии и тактики коммуникаций с потребителем в каждой точке контакта».
Некоторые другие глобальные технотренды, которые, по мнению аналитиков GfK, могут изменить структуры рынка БТиЭ.
Ниже перечислены Топ-10 глобальных технотрендов:
- Невидимая аналитика
- Искусственный интеллект
- Виртуальная реальность
- Видеопотребление
- Носимые устройства
- Мобильные платежи
- Умный дом
- «Подключенный» автомобиль
- Дроны
- 3D-печать
Они, по мнению аналитиков GfK, могут заметено изменить структуру российского рынка БТиЭ в обозримом будущем. «Россиян отличает сравнительно быстрое освоение технологий, — говорит руководитель отдела исследований рынка технологий и b2b компании GfK Rus, Елена Морковина, Несмотря на то, что основная часть российских потребителей родилась и выросла при low-tech рынке, мы быстро приняли технологические решения в свою жизнь. При этом мы в меньшей степени боимся сложных устройств и, по сравнению с другими странами, наш покупатель еще пока готов разбираться в их функциональности, чтобы уверенно владеть ими. Если в целом по миру 31% граждан говорят, что теряют интерес к устройству, если оно трудно в освоении, то в России эта цифра пока составляет лишь 15%».
Источник: Владимир Митин, для crn.ru