8 декабря 2016 г.

В сегменте wearable electronis произошли некоторые события, некоторые из которых знаковые, а некоторые представляют практический интерес для российского ритейла. Начнем с данных по глобальному рынку и слияниям, а потом перейдем к продуктовым новостям.

Третий квартал: умеренный рост

IDC, наконец, подвела итоги третьего квартала уходящего года, и получила отрадный для сегмента результат: рост продаж в натуральном выражении составил 3,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Прирост, конечно, скромный, но в большинстве других сегментах цифровой техники мы наблюдаем спад квартал за кварталом, так что можно считать, для wearable electronics ситуация складывается весьма удачно. Напомним, что IDC не разделяет «умные часы» и «умные браслеты», в своей аналитике сегмента рассматривая единое «поголовье» носимых устройств, коих, по данным компании, в мире было продано 23 млн. штук.

Как и следовало ожидать, большинство сегмента занято фитнес-браслетами — их продажи составили 85% от общего количества проданных wearable-девайсов, по данным IDC. При этом сегмент «умных часов» падает, сегмент фитнес-браслетов растет, что, впрочем, предсказуемо. Браслеты имеют базовую фунцкиональность, которая удовлетворяет большинство пользователей носимых устройств, обладают большей автономностью работы и стоят дешевле «умных часов». «Часы» становятся все более интересными, но при этом остаются востребованы достаточно узкой прослойкой требовательных и активных пользователей, которая для вендоров, конечно, интересна, но имеет конечную — причем достаточно малую — емкость в натуральном выражении.

Из интересных деталей быстрый рост продаж Samsung (+89,9%), феноменальное падение Apple (-71,0%) и хорошие показатели продаж Garmin (+12,2%). Последний вендор представляет спектр интересных многофункциональных устройств, но делает их на собственной платформе, а поэтому оказывается «в тени» внимания профильной прессы, озабоченной противостоянием Apple/Google/Tizen. Между тем, «видовое разнообразие» на рынке существенно шире этой триады, однако, оно сократилось в конце этого года.

Гибель Pebble

Один из пионеров сегмента «носимой электроники», создававший самобытные и полезные девайсы, к сожалению, уходит с рынка. Компанию Pebble Technologies приобретает Fitbit за достаточно скромную сумму чуть менее сорока миллионов долларов, по данным Bloomberg со ссылкой на источники в компаниях.

При этом выпуск новых продуктов Pebble отменен, несмотря на собранные через Kickstarter тринадцать миллионов долларов, которые фанаты марки отдали за предзаказ моделей Pebble Time 2 и Core (заметим, что эта сумма сравнима со стоимостью сделки!). Более того, будут закрыты фирменные магазины Pebble, объявлено о прекращении создания обновлений софта для ранее выпущенных устройств под этой маркой.

Как видно, Fitbit не видит перспектив в развитии данного направления устройств, покупая, по сути, команду и технологии. При этом большинство сотрудников Pebble будут уволены, по предварительным данным, в Fitbit перейдут только 40 процентов ранее работавших в поглощаемой фирме.

Заметного влияния на российский ритейл ситуация с уходом Pebble Technologies не окажет — продукция компании не занимала значительной доли,. Однако, налицо снижение «видового разнообразия», что для развития рыночного сегмента благоприятным быть не может.

Браслеты: новинки есть, инноваций мало

Компания Meizu представила недорогой фитнес-браслет под незатейливым названием Band (на фото — сверху слева), получивший базовый набор функций. Гаджет может подсчитывать шаги, измерять пульс и определять фазы сна, а также умеет уведомлять о событиях на смартфоне. Meizu Band оснащен небольшим OLED-дисплеем, который может показывать время или отображать данные измерений. Среднее время автономной работы от одной зарядки составляет 15 дней, по данным производителя.

«Браслет» получил монолитное исполнение, что имеет как плюсы, так и минусы: это придает прочность конструкции, но не позволяет пользователю самостоятельно менять ремешки, выбирая их по цвету или заменяя по мере износа. Приятно, гаджет защищен от воды по стандарту IP67. Девайс может взаимодействовать с мобильными устройствами на базе Android и iOS. В настоящее время Meizu Band доступен в Китае по цене порядка 33 долл. В продажу на российском рынке новинку обещают выпустить в начале 2017 года, точных данных, равно как и рекомендованной розничной цены в рублях пока не называют.

Гаджет симпатичный, вендор его предлагает известный, но этот браслет выходит на выскоконкурентный рынок, при этом не отличаясь функциональностью от десятков аналогичных моделей. Можно ли рассчитывать на высокие продажи устройства? Вряд ли. Рынок настолько насыщен моделями «браслетов», что надежду на успех имеет только устройство с необычным дизайном или с дополнительными возможностями.

Заметим, что модель «браслета» с необычной функцией на рынке этой осенью появилась — это Honor Band A1 (на фото — вверху справа). Напомним, что гаджет может определять три типа физической активности — ходьбу, бег и езду на велосипеде — а также отслеживать фазы сна. Гаджет, разумеется, способен оповещать вибрацией и сигналом светодиода о событиях на смартфоне. Приятная особенность: Band А1 получил встроенный датчик ультрафиолетового излучения, что позволяет использовать его для контроля соответствующей нагрузки на организм, что весьма актуально не только на море, но и в горах. Увлечение горными лыжами, сноубордингом и прочими развлечениями на снежных склонах делает эту модель особенно актуальной в предновогодний сезон.

В дополнение к фиксированию стандартных фитнес-показателей (время тренировки, пройденная дистанция, количество шагов и сожженные калории), Band A1, по заявлению Huawei, определяет «качество отдыха», при этом отличая глубокий сон от кратковременной дремоты. Браслет, вес которого составляет всего лишь двадцать граммов, получил пылевлагозащитный корпус (сертифицирован по IP57), а расположенный «на борту» аккумулятор обеспечит, по данным производителя, до четырех недель автономной работы. Модель уже доступна на рынке по рекомендованной розничной цене 1990 руб.

«Часы»: новинки от ASUS есть, от Moto — нет

ZenWatch 3 (на фото — внизу слева), наконец, добрались до российского рынка. Часы были представлены в начале осени на берлинской IFA в сентябре, были анонсированы на большой российской премьере новых продуктов ASUS в октябре, мировые продажи начаты в ноябре, но у нас в продаже новинка появилась только сейчас. Рекомендованная розничная цена ZenWatch начинается от 20 990 руб., в зависимости от дизайна.

Напомним, что ZenWatch 3, в отличие от предыдущих моделей компании — ZenWatch и ZenWatch 2 — получили не прямоугольный, а круглый дисплей: диаметр 1,39 дюймова, количество пикселей по диаметру 400, матрица — AMOLED. «Тройка» построена на процессоре Qualcomm Snapdragon Wear 2100, получила 512 Мб оперативной и 4 Гб флеш-памяти, гироскоп и акселерометр, поддержку Bluetooth 4.1 и Wi-Fi, а также аккумулятор с возможностью быстрой зарядки. Работают часы под управлением Android Wear.

Новинка заключена в стальной корпус трех вариантов расцветок — темно-серый, серебристый и розового золота — обеспечивающий защиту от воды и пыли по стандарту IP67. Доступны ремешки или силиконовые, или кожаные (из итальянской кожи, как подчеркивает вендор). Как видно, корпус часов достаточно крупный, поэтому выглядит новинка весьма брутально. Кроме того, у ZenWatch 3 есть приятная особенность: для удобства управления к тач-дисплею добавлены аппаратные кнопки. Дизайн и эргономика делает модель особенно интересной.

Из событий в сегменте «умных часов» отметим выступление представителя компании Lenovo, которая сейчас владеет бизнесом абонентских устройств, ранее последовательно принадлежавшем Motorola и Google. Шакил Баркат, глава отдела разработки, в своем выступлении заявил, что компания сейчас не видят потребности рынка на данный момент в новых моделях «умных часов». При этом г-н Баркат подчеркнул, что новые модели будут востребованными, но не в ближайшее время. Вполне возможно, что это заявление связано с переносом релиза платформы Android Wear 2.0, над которой работает корпорация Google, с осени 2016 года на начало 2017. В этом случае все логично: пока нет новой платформы, Motorola не собирается выпускать на рынок новые «часы», все равно их мало что будет отличать от присутствующих в продаже Moto 360 (на фото — внизу справа), работающих на имеющейся платформе Android Wear.

Ситуация интересная, для конкурентов приятная, особенно для упомянутых ZenWatch 3, которые поспели на российские прилавки как раз к новогодним распродажам.

Что это значит для ритейла

Для российского ритейла ничего принципиально нового ситуация не привнесла. Ритейлерам и так известно, что в сегменте носимой электроники есть некоторая стагнация, что устройств, отличающихся новыми возможностями — как функциональными, так и эргономическими — совсем немного (это делает упомянутые нами ZenWatch 3 и Honor Band A1 особенно интересными), что девайсы из этой области расходятся в количествах, много меньших, чем смартфоны, но продавать «часы» и «браслеты» нужно.

Продать «часы» или «браслет» абонентам, которые уже пользуются устройствами из сегмента wearable electronic вряд ли удастся — никаких принципиальных новшеств в новинках осени не появилось, во всяком случае, способных мотивировать заменить на новое устройство исправно работающее старое. Однако, следует помнить, что рынок носимыми устройствами не насыщен — в отличие от смартфонов, которые есть практически у всех и каждого, smart-девайсы на запястье встречаются у очень малого количества пользователей. Это означает, что продать можно еще много таких устройств абонентам-неофитам, которые ранее не пользовались подобными решениями. Премиальное размещение и эффектное позиционирование — например, «Honor Band A1 — лучший браслет для снежных склонов», «ZenWatch 3 — часы только для мужчин» — вполне может активизировать продажи, особенно под Новый год. Разумеется, возможны и другие маркетинговые ходы, более того, таковые будут весьма актуальны — даже в «высокий сезон» зимних продаж конкуренция между российскими ритейлерами будет очень жесткая.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE