26 декабря 2016 г.

Ключевыми локомотивами массового рынка являются, как принято считать, «интернет вещей» и виртуальная реальность. В обоих направлениях активность Microsoft практически невидима — если смотреть из России — но это вовсе не означает, что корпорация не ведет соответствующих разработок. Заметим, что таковые уже начинают выходить из стадии «нулевого цикла», и по первым проявлениям — демонстрациям прототипов, заявлениям официальных лиц, анонсам на выставках и т. д. — уже можно делать некоторые предварительные выводы о контурах нового мира, который строит корпорация.

Зачем Microsoft залез в холодильник

Microsoft и Liebherr представили холодильник, получивший модуль SmartDeviceBox. «Умный холодильник», который демонстрировали в прошедшем сентябре на IFA как концепт, но уже в следующем году, как заявляют представители корпорации, он будет доступен в продаже.

Среди возможностей «умной начинки» — умение распознавать продукты, подбор для них оптимальных условий хранения, удаленный доступ с планшета/смартфона/компьютера, голосовое управление и другие функции. Лежащие в основе этого продвинутые алгоритмы весьма сложны, но после реализации в готовом ИТ-продукте, апробировании на выполнении им практических задач пользователей и прохождении системы глубинного обучения, могут быть легко перенесены на другие «умные устройства», а также на системы, управляющие «умным домом» в целом.

Чтобы холодильник распознавал продукты, он должен их «увидеть», для чего в продукте предусмотрены камеры. Однако, камеры выступают только сенсорами, поставляющими информацию системе машинного зрения, разработанной Microsoft. Система построена на алгоритмах и ноу-хау корпорации, которая, напомним, является мировым лидером в распознавании графических образов. «Распознавалка» прошла глубокое обучение, проведя анализ миллионов изображений различной еды и упаковок из разных регионов земного шара, поэтому хорошо умеет различать продукты, но, разумеется, может учиться дальше.

Научив холодильник самостоятельно инвентаризировать свое содержимое, корпорации создали массу дополнительных возможностей. Наличие SmartDeviceBox позволяет устройству, например, давать советы пользователю по хранению продуктов, предоставлять информацию о том, что можно приготовить из имеющегося, чего не хватает для желаемых пользователем рецептов, у чего заканчивается срок годности, что отсутствует из традиционного набора и как это лучше заказать в интернет-магазине. Система имеет голосовое управление (на основе Cortana) и, разумеется, может взаимодействовать с планшетами и компьютерами. С компьютера пользователь может изменять настройки холодильника, активировать и отключать различные функции, получать информацию о нештатных ситуациях (например, о неплотно закрытой дверце) и т. д.

Легко видеть, что отработанные на нем технологии могут быть относительно легко перенесены на другие компоненты «умного дома», работающие на основе алгоритмов и решений Microsoft, а также активно использующих возможности Cortana. Напомним, что Cortana — много больше, чем система распознавания голосовых команд (хотя их она, разумеется, распознает), это интеллектуальный «умный помощник», тесно интегрированный с локальными сервисами: вызовом такси, доставкой готовой еды, заказом товаров в интернет-магазинах, прогнозом погоды и т. д.

К MR, соединяя VR с AR

Все, наверное, солидарны с тезисом о том, что VR-революция, формы которой могут быть различны, имеет большие перспективы, Например, еще мае аналитики Forrester Research говорили о том, что к 2020 году, по всему миру, будет работать около 52 млн. шлемов виртуальной реальности, подключенных к компьютерам, а, порядка трети домохозяйств, в такие шлемы, одновременно с ними будут использовать решения «мобильной VR». Как видно, аналитики уверены, что продвинутые — и дорогие — средства для VR-погружений будут вполне мирно сосуществовать «мобильной VR» (простой шлем + смартфон), которую активно разрабатывает Google и многие другие компании. Очевидно, что «мобильная VR» в силу дешевизны «входного билета» и, как следствие, большей доступности, к будет у радикально большего количества пользователей, но это несколько другое направление, чем рассматриваемая нами сейчас «РС-VR».

Однако, ситуация может пойти по другому направлению. Корпорация Microsoft считает, что «смешанная реальность» станет массовой технологией начиная со следующего 2017 года.

Напомним, что виртуальная реальность (VR) представляет собой полностью отрисованный мир, а дополненная реальность (AR) предполагает, что дополнительные виртуальные элементы — текст, указатели, 3D-объекты и прочая графика — дополняют реальную картину окружающего мира, которую пользователь видит через прозрачный дисплей. В качестве примера AR, не самого выразительного, но общеизвестного, приводят «зрение Терминатора», когда на прозрачном дисплее присутствуют дополнительные данные, генерируемые компьютером. Вендоры пошли дальше и теперь Microsoft — наряду с Intel и другими компаниями — говорит о «смешанной реальности» (MR).

В смешанной реальности виртуальные компоненты «вплетены» в картину реального мира более плотно, чем в случае AR — VR-элементы не «висят» на дисплее шлема, а могут быть расположены на стенах, помещены над рабочим столом, парить в нужных местах прямо «в воздухе» и т. д. Но важно, что MR во многом стирает грани между реальным и виртуальным. Трехмерные камеры, встроенные в шлемы, поддерживающие MR, распознают движение рук и пальцев (это позволяет работать с виртуальными объектами буквально голыми руками), позволяют «на лету» отсканировать реальные объемные предметы для последующей работы с их виртуальными копиями (обратный путь объектам помогает проделать 3D-принтеры), а также оцифровать помещения (это необходимо для реалистичного расположения VR-элементов, но открывает и другие перспективные возможности). Очевидно, что возможности MR поднимают удобства во взаимодействии с виртуальными объектами на принципиально новый уровень!

Сегодня MR в должном объеме поддерживает только один продукт — беспроводной шлем Microsoft HoloLeans. Его уже можно приобрести в некоторых регионах (однако, РФ к ним не относится), но на рынок он сколько-нибудь заметного влияния не оказывает.

HoloLens представляет собой носимый компьютер, работающий под Windows 10 — напомним, что Microsoft позиционирует ее как универсальную платформу для любых устройств — поверх которой «надет» интерфейс Holographic, оптимизированный для MR. Корпорация подчеркивает, что Windows 10 — единственная платформа, полностью поддерживающая смешанную реальность и предоставляющая стандартизированные средства ввода для разработчиков, согласованный интерфейс и единый магазин для клиентов. Microsoft в начале лета открыл Holographic для сторонних разработчиков и предполагает, что в начале следующего года пользователи Holo-решений получат доступ к смешанной реальности с помощью более 20 тыс. универсальных приложений для Windows. В частности, они смогут переносить 3D-объекты между мирами — физическим и виртуальным — получать доступ к WebVR-контенту, используя браузер Microsoft Edge, и т. д.

Однако, есть некоторая проблема: MR-решений от третьих фирм пока нет. Есть предварительные заявления, что компания HMD — крупный китайский производитель VR-оборудования — анонсирует соответствующие комплекты для разработчиков в конце февраля, на мероприятии GDC, и начнет их поставки, однако, пока это только планы. Возможно, к следующей осени появится большое количество таких решений, как разработанных различными производителями на собственных аппаратных платформах, так и созданных на базе Project Alloy. Последний MR-шлем, построенный Intel на платформе, которая станет открытой для разработчиков во второй половине 2017 года, будет совместим с Microsoft Holographic.

В рамках совместной инициативы Microsoft и Intel массовые компьютеры уже в ближайшее время должны получить поддержку гарнитур, работающих со смешанной реальностью. Предполагают, что такие системы от «большой пятерки» — Acer, ASUS, Dell, HP и Lenovo — появятся на рынке уже в следующем году, но пока планы настолько рамочные, что даже ориентировочные сроки анонса никто не называет, не говоря уже о дате начала поставок.

Что это значит для мирового ритейла

Для мирового ритейла это значит очень и очень многое — на рынок будут выпущены устройства, предоставляющие пользователям принципиально новые возможности и удобства.

Microsoft явно собирается реализовать прорывные инновации и заполучить лидирующие позиции на новых рынках.

Лидерству корпорации в области MR в данном случае мало кто может создать помехи по понятным причинам — «порог вхождения» очень высок. В распознавание образов и голоса были вложены огромные средства, причем мощнейшие команды рэдмондской корпорации — ученые, инженеры, маркетологи, разработчики и т. д. — соответствующие работы вели в течение многих лет. При этом предложить аналоги, конкурирующие с платформой Microsoft, вряд ли кто-либо сможет, во всяком случае, достаточно быстро. Корпорация может «собрать сливки» с огромного рынка, и партнеры Microsoft получат свою долю.

Однако, заметим, что «может» не значит «получит», современный рынок очень сложный и любой другой прогноз на нем всего лишь вероятностный. Все помнят, как интересные начинания Microsoft по разным причинам были свернуты. Из свежего все вспомнят прекрасные смартфоны Lumia, которых больше нет, но можно напомнить также сотовые телефоны Kin, технологию SPOT для бытовой техники, которую в 2004 году, поддерживали даже «умные часы» Microsoft, и т. д.

В любом случае, мировой рынок в будущем году вполне может ждать начало масштабных процессов, которые можно со всем основанием именовать революцией, гегемоном которой окажется Microsoft.

Что это значит для российского ритейла

Для российского пользователя это пока не значит ровным счетом ничего. Пока непонятно, когда новинки до нас доберутся, более того, неясно, доберутся ли вообще. Напомним, что и в лучшие времена, когда российский рынок у корпорации был в приоритете, далеко не все ключевые продукты добирались сюда — например, упомянутые SPOT-решения так и не появились — а сейчас, по понятным причинам, приоритетность рублевой зоны для Mucrosoft сильно сократилась.

Вывод новых продуктов на российский рынок сейчас представляет собой существенно более сложную задачу, чем локализация интерфейса и получение необходимых сертификатов соответствия. Если, например, научить Cortana распознавать русский язык «с голоса» систему для специалистов Microsoft довольно просто — научили же они распознавать «русский устный» автоматический голосовой переводчик в Skype — то налаживание взаимодействия с локальными сервисами процесс существенно более длительный. Официального ответа на вопрос о сроках появления Cortana на российском рынке пока нет, соответственно, интерес ко всем продуктам Microsoft, созданным для IoT на основе Cortana, для россиян остается теоретическим на неопределенное время.

Если о том, чем корпорация удивит мир в будущем году, мы вполне можем догадываться, то о сроках появления этого в России — увы! — нет. Заметим, что сказанное справедливо и для VR-решений Microsoft. Напомним, что в отличие от холодильника, который появится на рынке только в будущем году, голографический шлем HoloLens в продажу уже поступил в ряде регионов. Но на российском рынке он официально не представлен, и когда будет доступен у нас хотя бы разработчикам — неизвестно. Корпорация не поставляет сюда даже компьютеры Surface. А ведь они не требуют глубокой локализации. При попадании в канал, с которым у Microsoft прекрасные отношения, Surface могли бы занять значительную долю рынка — причем как мобильных, так и стационарных систем. Но, тем не менее, на российский рынок они так и не вышли.

Очевидно, что сроки появления IoT- и VR/MR-решений зависят не только от планов и ресурсов Microsoft, но — в большей степени — от политической и экономической ситуации в стране. А последнее совсем непредсказуемо.

VR-направление на российском рынке широко представлено как решениями для «мобильной виртуальной реальности» (шлемы Fibrum, Samsung Gear VR и другие), так и для продвинутой развиваемой Nvidia, HTC и партнерами. Решения MR тоже будут. Если сюда не попадут «белые» HoloLens, будут «серые», к зиме доберутся китайские шлемы на платформе Projet Alloy, появятся и другие продукты от вендоров, про разработки которых в области MR мы еще не подозреваем.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE