21 февраля 2017 г.
Институт развития Интернета (ИРИ) анонсировал сегодня план создания консорциума разработчиков операционных систем. Соратником, предположительно, выступит госкорпорация «Ростех. Авторы проекта надеются, что системные программисты консолидируют свои усилия и разработают операционную систему, которая станет удобнее, чем Windows для широкого населения или хотя бы для государственных служащих. В общем, в случае массового пользователя тут нет ничего невозможного — он и так пользуется, в основном, браузером, и без труда разделился на пользователей мобильных операционных систем Android и iOS. А пользователей мобильной Windows — мало, что свидетельствует о том, что навыки использования операционной системы на десктопе или в ноутбуке не являются в данном случае конкурентным преимуществом. Кстати, один из инициаторов проекта, инвестор Дмитрий Завалишин (известный, помимо прочего, как программист и публицист, чей проект послужил когда-то прообразом Яндекс-Маркета), кстати, в прошлом разрабатывал собственную операционную систему.
Понятно, что для успеха новому продукту нужен заказчик. Чем крупнее, тем лучше — и наиболее очевидным в данном случае представляется государство. Тут возникает любопытный вопрос, — если государство захочет перейти на отечественный софт, то каков окажется объём рынка, который российские разработчики смогут отвоевать у Microsoft? Можно оценить выручку от продажи софта государству в 5 миллиардов рублей.
В ходе сегодняшнего мероприятия Дмитрий Завалишин оценил сумму, которую тратит наша страна на закупку зарубежного программного обеспечения в миллиард долларов. Эту сумма, временами, наверное, выше — она зависит от валютного курса, ведь ещё в 2014 году представитель Microsoft включил Россию в число рынков, где компания зарабатывает более миллиарда долларов. А программное обеспечение в Росси продаёт не только Microsoft. Порядок величины можно оценить при помощи грубой оценки — при парке в 80 миллионов компьютеров, на которых, в основном, стоит операционная система Windows. Правда, сейчас рынок «лежит на дне» — в 2015 году было продано менее 5 миллионов компьютеров. Зато наша оценка не будет слишком высокой. Предположим, что в эти компьютеры были проданы потребителям с предустановленной операционной системой Windows. Тогда только через этот канал компания зарабатывает на нашем рынке около полумиллиарда долларов. Однако операционная система — это только треть выручки компании. Есть ещё офисные приложения и бизнес-приложения (30% выручки), серверные решения (25%), игры, CRM, ERP, интернет-услуги и прочее (15%). Руководствуясь этими оценками, аналитики «ФИНАМ» ещё в 2010 году оценивали объём продаж компании на российском рынке в
Если на долю государственных закупок приходится
В итоге оценка суммы, которую государство тратит на решения Microsoft составляет 5 миллиардов рублей.
Однако важна не абсолютная величина. Разве не абсурдно натаскивать детей в школах на освоение операционной системы и офисных продуктов одной компании? После этого всего лишь за пять лет самым распространённым устройством становится не компьютер, а смартфон, на котором установлена операционная система другой компании — Android от Google. Или даже iOS от Apple. А офисные приложения мигрируют в облака, где Microsoft является опять же — лишь одним из нескольких игроков, но отнюдь не законодателем стандартов. Тогда насколько полезно было в течении многих лет подростков приучать к использованию продуктов одного производителя? Поэтому в итоге Microsoft потеряет, конечно, больше — потеряет зависимость миллионов потребителей от своего продукта. Кстати, у западных граждан она не так сильна, поскольку рядом с решениями Microsoft всегда в той или иной степени присутствовали другие — пусть занимающие и не столь большую долю рынка. Вообще, доминирование монополиста в области ИТ наиболее сильно проявляется в слабо развитых странах (например, в России есть свои Яндекс, Mail.ru и ВКонтакте — а в развивающихся странах сравнимых по популярности собственных проектов нет).
Источник: Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК «ФИНАМ»