28 февраля 2017 г.
В 2016 г. в России было продано 4,47 млн. компьютеров (здесь и далее — данные IDC). По сравнению с позапрошлым годом падение составило 7,9%. Однако итоги года аналитикам внушают оптимизм, заметим, местами даже оправданный.
Детализация: по типам и по вендорам
Ничего принципиально нового мы тут не наблюдаем: на сегменте ноутбуков спад невелик, практически в пределах точности измерений (-0,8%), в сегменте десктопов — огромен (-19,2%). По результатам года настольные системы занимают порядка 30% рынка в натуральном выражении (реализовано порядка 1,5 млн. дескттопов).
В лидерах рынка — вендоры «большой пятерки». В общем зачете Tор-5 выглядит так: Lenovo, HP, ASUS, Acer и Dell, на эти компании пришлось 73,4% проданных систем, всех остальных вендоров можно смело отнести к категории «прочие». Однако внутри некоторых сегментов локальные компании могут успешно конкурировать с глобальными брендами, например, пятерка лидеров по поставкам десктопов на российском рынке выглядит так — Lenovo, HP, DEPO Computers, iRU и DEXP.
Существуют и некоторые другие отличия национального рынка ПК от глобального, причем весьма выразительные. Например, малая популярность решений Apple: хотя в первом квартале «яблочные» компьютеры показали неплохую положительную динамику и даже вошли в российский Tор Five, но это оказалось прецедентом, который так и не превратился в тренд — закрепить успех вендор не смог. Отличия между локальными рынками тоже присутствуют, один из примеров тому — «хромбуки», которые неплохо чувствуют себя на некоторых других рынках (например, на североамериканском), но на российском отсутствуют как класс.
Падение замедляется естественным образом
Падение российского рынка компьютеров наконец замедлилось! Оно продолжается, но идет существенно медленнее, чем раньше. Годовое сокращение продаж в 2016 году на 7,9%, конечно, ужасно, но результат много лучше итогов прошедших лет: 2015 (-38,4%), 2014 (-22,7%), 2013 (-27,2%)...
Спад по итогам года, который составил 7,9% (год к году, напомним, что данные приведены в натуральном выражении), выглядит весьма неплохо по сравнению с итогами первого квартала, который, напомним, был 17,6% квартал к кварталу. Если мы вспомним падение продаж в первом квартале 2015 (-43,6%), 2014 (-23,6%) и 2013 (-27,6%) годов, то рыночная ситуация, существовавшая год назад, начинает казаться просто радужной.
Но ситуация улучшалась в прошлом году квартал за кварталом! Второй квартал был успешней первого, напомним, если первый продемонстрировал 17,6%, то второй — всего лишь на 13,7%. В третьем ситуация продолжала улучшаться — спад был всего 6,2%. А в четвертом квартале мы видим рост продаж на 4,2%!
Подчеркнем, что говоря о стабилизации, мы все еще подразумеваем смягчение отрицательной динамики. Если же говорить об объемах поставок, то они весьма невелики: сравните итог прошлого года с 4,47 млн. компьютеров, с результатами 2013 — первого года, когда падение уже началось, но все равно на российском рыке было реализовано 10,24 млн. штук компьютерных систем! В пиковом для индустрии 2012 году объем национального компьютерного рынка был почти на треть больше в натуральном выражении упомянутых десяти миллионов ПК...
Что определило итоги четвертого квартала
Аналитики IDC уже полгода говорят о том, что резкое сокращение популярности планшетов привело к снижению давления соответствующего сегмента, бывшего когда-то модным, на рынок традиционных компьютеров, что во многом и обусловило рост продаж. Теоретически это выглядит вполне реалистично — за третий квартал прошлого года (более свежие данные в открытом доступе на данный момент отсутствуют) поставки «таблеток» на российский рынок сократились на 35,3% и составили 1,3 млн. единиц, что было сравнимо с квартальным объемом национального рынка компьютеров.
Учитывая, что данные по компьютерам учитывают как розничные продажи, так и корпоративные, а планшеты почти все идут в ритейл, объяснение аналитиков выглядит вполне разумно. Итак, предпочтение частных покупателей начало заметно смещаться от «таблеток» к традиционным компьютерам, что положительно сказалось на рынке последних.
Однако есть один фактор, который позволяет несколько по-иному взглянуть на ситуацию: планшеты предпочитают все более дешевые (падение рынка третьего квартала в денежном выражении обгоняет падение в натуральном — 39,6% и 35,3%, соответственно), а компьютеры — все более дорогие (рост рынка в четвертом квартале составил 4,2% в натуральном выражении, а в денежном аж на 14,3%). Вывод: предпочтение компьютеров более дорогих (следовательно, более производительных) означает, что формировавшийся на локальном рынке все эти годы спрос на мощные решения наконец «выстреливает»!
Что это значит для ритейла
Итак, данные IDC за последний квартал прошлого года показывают, что на локальном российском рынке опережающими темпами растет спрос на дорогие компьютеры, следовательно, на более производительные. Для корпоративного рынка «производительные компьютеры» означают рабочие станции, для розничного — в первую очередь, игровые системы, хотя востребованность workstation в ритейле сегодня тоже присутствует и, возможно, даже растет.
Для российского ритейла важно, что покупатели больше не могут откладывать приобретение новых мощных систем. Тут играет свою роль как упомянутый отложенный спрос в сочетании с продолжающейся эволюцией архитектурных решений Intel и AMD, так и смена поколений графических систем затеянная NVIDIA. Если геймеры еще могли себе позволить пропустить решения на архитектуре Maxwell, то переход на графические решения, построенные на революционной архитектуре Pascal, в прошлом году уже стал настоятельным требованием момента. Также некоторую роль сыграла и популяризация VR, но тут мы опять приходим к революции в видеокартах — напомним, что при общем приросте производительности на 75% по сравнению с картами предыдущего поколения решения на Pascal показывают вдвое-втрое лучшую производительность в VR-задачах (подробнее см. материал об осенних инициативах NVIDIA с партнерами).
Отвечая на вопрос, что данные IDC значат для ритейла, можно сказать, что это прямое указание на необходимость активнейшего продвижения высокопроизводительных систем — в первую очередь, разумеется, игровых, но следует помнить также и о рабочих станциях. Основное количество последних, разумеется, поставляют по каналам для корпоративных заказчиков, но, как мы неоднократно отмечали, сегодня workstations становятся и розничным товаром — растет количество инженеров, разработчиков, фотографов, мультипликаторов, архитекторов и других креативных специалистов, которые по вполне понятным причинам вынуждены или работать на дому, или искать приработок, предусматривающий работу в домашних условиях, или практиковать BYOD.
Заметим, что при этом планшеты ритейлу тоже не следует упускать из виду! Пусть сегодня «таблетка» значительно дешевле современного ПК, пусть соответствующий сегмент российского ИТ-рынка сокращается быстрыми темпами, пусть средние цены на планшеты снижаются, что указывает на рост популярности бюджетных и, как следствие, менее интересных для ритейлера моделей, — все равно в натуральном выражении объемы продаж «таблеток» на российском сравним с объемами реализации персональных компьютеров. Поэтому продажами планшетов российским ритейлрам никак не стоит пренебрегать, однако, об этом рынке, об интересных моделях и о тенденциях мы подробнее поговорим отдельно — тема того стоит.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE