20 марта 2017 г.
В прошлом году было реализовано около 24 млн. смарт-часов, а в этом году, по прогнозам компании Canalys, объем рынка в натуральном выражении составит 28,5 млн. устройств, то есть положительная динамика составит 18%. В дальнейшем рост рынка, как считают аналитики Canalys, ожидается почти линейным: от 35 млн в 2018 году до 50 млн. в 2021, но есть и более оптимистические прогнозы.
Объем глобального рынка «умных часов» в денежном выражении в 2017 г., согласно прогнозам аналитиков Canalys, превысит 10 млрд долл., чему будет способствовать как общий рост популярности таких устройств, так и выход на рынок премиальных моделей. Последнему будет способствовать как выпуск новых дорогих моделей от уже присутствующих тут вендоров цифровой техники, так и увеличение активности на рынке смарт-часов новых компаний, в том числе и имеющих опыт продвижения премиальной продукции в сегменте традиционных часов. Традиционные компании, выпускающие часы, в сегмент smart watch обязательно придут, ведь объемы рынка привычных часов — механических, кварцевых или электронных — будут продолжать снижение.
Вопросы терминологии
Аналитики Canalys считают, что наступивший год будет переломным для мирового рынка, в котором объем рынка smart-watch в денежном выражении приблизится к объему глобальных продаж «традиционных швейцарских часов» — разрыв по итогам двенадцати месяцев сократится до одной трети, правда, пока еще в пользу последних. Заметим, что не совсем понятно, какие именно часы считать «традиционными швейцарскими».
Но заметим, не совсем ясно, что можно считать «умными часами», на этот счет существует несколько трактовок. Одни аналитики к устройствам такого типа относят только носимые устройства со своей операционной системой, позволяющие устанавливать и запускать дополнительные приложения, другие в качестве smart-watch рассматривают даже гибридные, то есть модели кварцевых стрелочных часов, получивших с минимальный набором дополнительных функций — трекеры активности, информеры, способные транслировать сигналы смартфона о входящих вызовах, SMS, месседжах и почте. Также есть разные подходы к разделению «умных часов» и «умных браслетов». В зависимости от трактовок оценки объема рынка smart wath могут меняться кардинально.
Однако все аналитики сходятся в одном: «умные часы» относятся к носимой электронике (wearable electronic), а так как smart watch обычно имеют датчики активности, их следует учитывать в подсчете рынка «интернета вещей» (Internet of Things, IoT). Конечно, доля «часов» в общей массе подключенных устройств будет совсем невелика — в мире к концу этого года будет работать 8,4 млрд. подключенных устройств (на 31% больше, чем в прошлом), причем большинство из них будет в индивидуальном пользовании (5,2 млрд), в бизнес сегменте таковых будет гораздо меньше (3,1 млрд), по данным Gartner.
Заметим, что «умные часы» однозначно относятся к мобильным решениям, рынок которых будет устойчиво расти до 2020 года, по последним прогнозам IDС и Garther. «Умные часы» уже никак нельзя считать «гиковскими игрушками», как по распространенности, так и по степени значимости в составе цифровой инфраструктуры. Достаточно вспомнить, что при помощи «умных часов» уже можно совершать платежи, а это значит, что они нуждаются в той же степени защиты от хакерских атак, как смартфоны, банкоматы, кассовые терминалы и другие «серьезные устройства».
Аналитики сходятся во мнении, что у «умных часов» самый большой потенциал роста из всех вариантов «носимой электроники». С этим сложно не согласиться: пока так и не стали массовым товаром «умные очки» (не путать с VR-очками!), «умная одежда» пока не вышла за пределы подиумов и гиковского сегмента, «умные браслеты» не могут предложить ничего принципиально нового, поэтому теоретически рынку «умные часы» наиболее интересны.
Битва за рынок: Apple и другие
На рынке «умных часов» идет активное развитие. Тут наблюдаем множество вендоров, приятное разнообразие моделей, конкуренцию платформ и прочие элементы, характерные для развитого сегмента. Только продажи выглядят именно так, как указанно в подзаголовке: есть Apple, продукция которого в четвертом квартале заняла 2/3 рынка в натуральном выражении (6 из 9 млн. реализованных устройств) и 80% в деньгах, по данным аналитического агентства Canalys, и есть «прочие» вендоры.
Как мы неоднократно отмечали, iWatch являются совсем не лучшими часами из представленных на рынке, а поэтому теоретически их продажи должны были сильно сократиться после насыщения фанатского сегмента, который велик, но все же конечен. Но практически мы видим, что квартал за кварталом продукция компании из Купертино лидирует в этом сегменте, и как долго будет продолжаться такая ситуация, сказать сложно.
С такой ситуацией не намерены мириться другие вендоры, ни Samsung, выпускающий прекрасные модели на Tizen, ни занимающий хорошие позиции Garmin с устройствами на своей проприентарной платформе, ни многочисленные производители, выпускающие интересные решения на Android Wear, продвигаемой Google.
Появление Android Wear 2.0 и его значение для рынка
Выход версии 2.0 в феврале, — крупнейшее обновление Android Wear за три года. Напомним, что первая версия этой платформы Google для носимых устройств была выпущена в 2014 году. Внутренних изменений мы касаться не будем, а про особенности интерфейса и пользовательские возможности упомянуть стоит.
Важно, что гаджеты на Android Wear 2.0 способны работать автономно — смартфон для них не обязателен. Разумеется, переработаны и всякие «красивости интерфейса», например, циферблаты можно пролистывать, как рабочие столы на смартфоне. Оптимизирован интерфейс для работы с уведомлениями непосредственно на экране «умных часов»: их стало удобнее читать, на них стало легче отвечать. Набор текста на устройствах с Android Wear 2.0 доступен в трех вариантах — рукописный, экранная клавиатура и диктовка — также приятно, что система получила возможность интеллектуального подбора ответов, чтобы сократить объем вводимого текста. На часы теперь предустановлен магазин приложений Google Play, то есть скачивать и устанавливать программы можно напрямую, не используя для этой цели смартфон. Устройства под управлением Android Wear 2.0 интересны голосовым помощником Google Assistant и обновленным фитнес-приложением Google Fit, которое получило функции отслеживания темпа движения, дистанции, частоты сердцебиения и количества сожженных калорий во время ходьбы, пробежек и поездок на велосипеде.
Достаточно много популярных моделей «умных часов» от крупных производителей позволяют выполнить апгрейд на Android Wear 2.0. Такое действие возможно, в частности, на ASUS ZenWatch (2 и 3), Fossil Q (Founder, Marshal и Wander), Huawei Watch, LG G Watch (R, Urbane и Urbane 2nd Edition LTE), Moto 360 (2nd Gen, for Women и Sport), Tag Heuer Connected и других.
Первыми моделями smart watch, «из коробки» получившими Android Wear 2.0, стали новинки LG: Watch Style и Watch Sport.
Про отличия «спортивных» от «классических»
На примере LG Watch Style и LG Watch Sport хорошо видны различия между моделями «для спорта» и «для бизнеса», которые, заметим, минимальны. Обе версии часов, как мы уже отмечали, работают на Android Wear 2.0, построены на платформе Qualcomm, используют процессор Snapdragon Wear 2100, работающий на частоте 1,1 ГГц, получили 4 Гб флэш-памяти, модули Wi-Fi и Bluetooth. Легко видеть, что базовые возможности у них идентичны. По дизайну устройства очень похожи друг на друга.
Но между Watch Style и Watch Sport (на фото — слева вверху) есть отличия, как мелкие, так и важные. К незначительным отличиям следует отнести разный объем оперативной памяти — правда, в обеих новинках ее меньше гигабайта (512 и 768 Мб, соответственно), радиуса и разрешения дисплея (1,2 дюйма @ 360×360 пикселов и 1,38 дюйма @ 480×480 пикселов). А вот разная емкость батарей (240 и 430 мАч), степень защиты корпуса (IP67 и IP68) и наличие у «спорт-модели» GPS, NFC, акселерометра, барометра и датчика пульса, отсутствующих у «стиль-модификации» уже важно. В работе Watch Sport удобней — часы получили как навигационное колесико, так и аппаратные кнопки, а у Watch Style — только колесико.
По сути, мы видим хорошо сбалансированную топовую модель Watch Sport , рассчитанную на активное использование, и модель Watch Style с искусственно загрубленными параметрами, но получившую цену почти на треть ниже, то есть явно претендующую на рынок недорогих решений.
Samsung также пошел на аналогичное «расщепление» модельного ряда, выпустив свои Gear S3 в двух модификациях Classic и Frontier (на фото — справа вверху). Напомним, что они построены на платформе Tizen, основные параметры у них одинаковы все, но у Frontier есть поддержка SIM-карты и сертификация на устойчивость к ударам, температурам и вибрациям, также часы различны по дизайну. Но так поступают не все компании, справедливо считая, что занимаемые их продукцией сегменты не настолько велики даже в натуральном выражении, чтобы «размывать» внимание покупателей, предлагая несколько моделей «умных часов» в различной комплектации. Например, ASUS выпустил Watch 3 в единственном варианте.
ASUS Watch 3 (на фото — слева внизу) возможность обновления до Android Wear 2.0, построены на платформе Qualcomm, внутри четырехъядерный процессор Snapdragon Wear 2100/1,2 ГГц, «оперативка» 512 Мб, флэш-память 4 Гб, круглый дисплей с диаметром 1,39 дюйма и разрешением 400×400 пикселов. Часы сертифицированы по IP67, имеют три аппаратных кнопки, из которых действие двух закреплены жестко, а третья является программируемой. Часы получили поддержку Wi-Fi и Bleutooth, два микрофона, гироскоп, акселерометр и датчик освещения, но у них нет ни возможности работы с NFS, ни пульсометра, ни встроенного GPS. Как видно, по «начинке» устройство получилось не самое продвинутое, зато хорошо сбалансированное — например, отсутствие GPS положительно сказалось как на массе девайса, так и на времени автономной работы. Корпус новинки из нержавеющей стали с изящным золотистым ободком вокруг экрана, удобства и стиля добавляют сменные ремешки из натуральной кожи.
Как видно, несмотря на одинаковые базовые функции и возможности, определяемые работой под Android Wear 2.0, часы могут отличаются наличием/отсутствием самых разных датчиков и интерфейсов, которые для некоторых профилей использования могут оказаться критически важными. Весьма важен и дизайн «умных часов», ведь устройство на запястье кроме своих утилитарных функций является украшением и показателем статуса. Как видно, это начинают понимать вендоры, специализирующиеся в области массовой цифровой техники и теперь активно работающие в сегменте smart watch. Но в области дизайнерских решений им будет непросто, так как на этот рынок вышли компании, которые прекрасно понимают, что значит дизайн для часов, как для классических, так и для smart.
Новинки рынка, задающие тренды
На рынок «умных часов» выходят традиционные часовые бренды, что соответствует прогнозам аналитиков. На данный момент, правда, ранее не представленные на этом рынке компании в сегмент еще не вышли, но начавшие тут деятельность ранее — в прошлом и в позапрошлом году — уже показывают более интересные решения.
Montblanc анонсировала смарт-часы, начало продаж которых запланировано на май. Напомним, что компания уже выпускала интересные решения в области носимой электроники, о которых писал CRN/RE. Но в отличие от e-Strap, который, по сути, был «умным браслетом», вмонтированным в ремешок классических часов, новинка под названием Summit будет полноценными smart watch, работающими под управлением Android Wear 2.0. Montblanc Summit (на фото — справа внизу) построены на платформе Qualcomm, используют процессор Snapdragon 2100, получили 512 Мб оперативной памяти и 4 Гб флэш-памяти, круглый дисплей диаметром 1,39 дюйма с количеством точек 400×400. Корпус новинки Montblanc выполнен и сертифицирован по стандарту IP68. Все необходимые датчики и интерфейсы присутствуют: акселерометр, пульсометр, гироскоп, Wi-Fi и Bluetooth. Из приятного отметим наличие беспроводной зарядки, отсутствие модуля сотовой связи и GPS-приемника, а также доступность фирменных циферблатов-«шкурок» от Montblanc. Из неприятного — отсутствие NFC. Рекомендованная розничная цена часов колеблется в широких пределах — от 890 до 1070 долл. — в зависимости от выбора комплектного ремешка. Странно, конечно, но ремешок является деталью, которая очень сильно влияет на стоимость «умных часов» от крупных производителей. Учитывая это становится лучше понятна новая инициатива TAG Heuer.
TAG Heuer, первый крупный производитель традиционных часов, вышедший на рынок smart watch полтора года назад, представил дальнейшее развитие модели Connected. Часы получили название Connected Modular 45 Watch — производитель настолько гордится «модульностью» своих часов, что включил упоминание об этом непосредственно в название. Компания выпустит одиннадцать стандартных модификаций часов и еще сорок пять вариантов сделает доступной по спецзаказу. Ремешки пользователь может менять самостоятельно, устанавливая разные в зависимости от личных предпочтений, а также заменяя «ушки» на корпусе часов и застежку, что, по замыслу компании, тоже может подчеркивать индивидуальность владельца. А когда смарт-часы устареют, можно будет продолжить использовать недешевые ремешки, заменив сам модуль часов — поменяв «smart на традиционную «механику» производства той же TAG Heuer. Connected Modular 45 Watch, как и рассмотренная выше модель от Montblanc, получили 512 Мб оперативно и 4 Гб флэш-памяти, но построены на платформе Intel — в них установлен процессор Atom Z34XX. Работают часы под управлением Android Wear 2.0. Циферблат — круглый, 1,39 дюйма, количество пикселов — 400×400. Корпус титановый, с пылеводозащитой. Кроме привычных Wi-Fi и Bluetooth в новинке установлен GPS-модуль и, что приятно, присутствует поддержка NFC, благодаря чему этими часами можно расплачиваться в терминалах, поддерживающих Android Pay. По последней моде часы поддерживают беспроводную зарядку, что является очевидным достоинством новой модели. Из недостатков отметим отсутствие пульсометра. Цена новинки будет начинаться от 1650 долл в комплекте с простейшим ремешком. Но, напомним, что в последствии вместо «умного модуля» можно будет поставить механические часы и продолжать использовать приобретенные для Connected Modular 45 Watch ремешки и другие элементы или же поменять весь комплект на TAG Heuer 02T Tourbillon Chronograph. Возможность бесплатной замены в будущем «умных часов», которые обязательно устареют, на классическую модель, цена которой со временем падать не будет, делает приобретение продукта TAG Heuer выгодным вложением денег. В ближайшем будущем владельцам часов Tag Heuer Connected Modular обещан интеллектуальный виртуальный помощник, разработку которого завершает Intel. Деталей о нем компании пока не сообщают, но известно, что он будет безымянным и бесполым, но его подсказки и рекомендации будут основываться как на времени суток, но и на том, чем в конкретный момент занят пользователь. Разумеется, новый помощник, равно как Apple Siri и Google Assistant, сможет обрабатывать сложные запросы, учитывая контекст. Помощник будет собственной разработкой Intel и на этих часах появится вместе с другими «умными устройствами», которые выпускают партнеры корпорации. Это факт важен для понимания активной работы Intel в направлении мобильных устройств вообще и «умных часов» в частности, корпорация намерена стать одним из ключевых игроков в этом сегменте.
Что дальше?
Очевидно, что сегмент «умных часов» будет развиваться и дальше. Кроме новых моделей и новых вендоров, которые проявляют интерес к данному направлению, но пока еще не представили свои модели smart watch, тут будет серьезная битва платформ, которая не будет сводиться к противостоянию «Apple watchOS vs. Google Android Wear», будут появляться новые решения.
Swatch планирует занять в данном сегменте значительную роль, компания активно экспериментирует с часами, хотя моделей полнофункциональных smart watch пока не выпустила. По словам Николаса Хайека-младшего, СЕО компании, Swatch совместно с партнерами ведет разработки собственной платформы для «умных часов», которая должна появиться ближе к концу 2018 года и создать конкуренцию имеющимся на сегодня Android Wear, watchOS, Tizen и другим. Г-н Хайек уверен, что имеющиеся платформы не могут справиться с двумя основными проблемами smart watch, которыми он называет высокое энергопотребление и низкий уровень защиты персональных данных. Учитывая, что группе Swatch принадлежат также бренды Tissot и Omega, выход такой платформы будет весьма значимым событием для рынка smart watch, да и всего глобального рынка часов. Кроме того, Николас Хайек отмечает высокий интерес к создаваемой платформе со стороны других компаний, специализирующихся на выпуске носимых устройств, который игроки рынка проявляют даже сейчас, на ранней стадии разработки платформы.
Говоря о возможности появления новой платформы, которая пока является «темной лошадкой», следует помнить о наличии на рынке платформ Tizen, на которой выпускает свои «умные часы» Samsung, и Connect IQ, пропринетарной платформы smart-часов производства Garmin (о них CRN/RE писал, в частности, здесь). Заметим, что устройства на этих платформах занимают значительные доли рынка и за ними стоят крупные компании, прекрасно знающие рассматриваемый нами сегмент, что при оценке перспектив данного направления надо обязательно учитывать.
Что это значит для ритейла
Умные часы были и остаются розничным товаром, поэтому динамика рынка и появляющиеся на нем новые интересные модели представляют практический интерес для ритейла, в том числе и для российского. В плане новинок текущий год обещает быть горячим, битва платформ вряд ли сильно затронет наш локальный рынок, но вот появление новых вендоров вполне может его всколыхнуть.
Как мы неоднократно отмечали, отсутствие прорывных инноваций и высокая цена топовых устройств в сочетании со снижением покупательной способностью населения приводит к увеличению времени жизни смартфонов в самом интересном для ритейлеров ценовом сегменте «выше среднего». Однако, если активному пользователю смартфона сложно продать новый девайс, это вовсе не означает, что нельзя продать ничего к уже имеющемуся у него гаджету. В этом плане выбор очень велик — список устройств, которыми можно управлять со смартфона, начинается от лампочек и кофеварок и заканчивается принтерами с кондиционерами — но «умные часы» занимают в этом спектре заметное место.
Заметим, что «цифровому ритейлу» при продаже smart watch придется косвенно конкурировать с другими направлениями розницы. В частности, с магазинами спорттоваров, давно торгующими «умными девайсами», в которые встроены трекеры (и «умными часами» в том числе), и традиционными салонами часов, быстро осваивающими новое для себя направление товаров.
При этом «цифровому ритейлу» придется оперативно учиться продавать «умные часы» не только как продвинутую опцию к смартфону, но также как дизайнерские продукты или как решения для спорта, фитнеса и ЗОЖ. Заметим, что ритейл при этом будет вторгаться на территории, ранее занимаемые вышеупомянутыми конкурентами, например, предлагая «гибридные модели». Напомним, что гибридными называют традиционные часы, получившие беспроводные интерфейсы и поддержку некоторых smart-функций, например, трекинга активности, возможности работать информером, оповещая о событиях на смартфоне, и т. д. Данный сегмент, который тоже интересен для ритейла, появился недавно, но растет быстро. По прогнозам Counterpoint Research, в наступившем году мы будем свидетелями взрывного роста популярности «гибридных часов», продажи которых в натуральном выражении вырастут на 77%. Степень проникновения в сегменте «умных часов» к концу этого года достигнет 12%, когда в прошлом году составляла всего 7%, а к середине следующего, возможно, они займут до четверти (!) рассматриваемого нами сегмента. Рынок стремительно меняется, поэтому ритейлу придется наряду с развитием продаж Asus, LG, Moto, Samsung и Sony осваивать реализацию моделей Citizen, Fossil, Misfit, Tag Heuer, Withings и других брендов, пока неизвестных в традиционном канале.
Ну и, наконец, ритейлу следует рассматривать продвижение «умных часов» как элемент активности на рынке «интернет вещей». Различные подключенные решения — от измерителей давления в колесах авто и домашних роботов до IP-камер и датчиков протечек — будут занимать все большее место как на полках магазинов, так и в обороте розницы. Однако тренд IoT огромен и к его рассмотрению мы будем возвращаться много раз.
Источник: Александр Маляревский