3 апреля 2017 г.
ИТ-департаменты утрачивают монополию на некоторые виды своей деятельности. Это чревато определенными проблемами. Но выход есть. Однако обо всем по порядку. Недавно мы публиковали итоги работы VMware в 2016 г., где среди прочего отмечалось, что выручка этой компании по стандарту GAAP составила 7,09 млрд. долл., увеличившись на 8% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Кто обеспечивает компании эти доходы? Вот как отвечает на данный вопрос вице-президент подразделения сетей и безопасности в регионе EMEA компании VMware Луиза Остром (Louise Ostrom): «Около 95% доходов нам обеспечивают партнеры (системные интеграторы), работающие с конечными пользователями и помогающие им вырабатывать стратегию своего развития». А глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко добавляет: «В России у нас около 500 партнеров. Это количество уже несколько лет остается практически неизменным».
Для полноты картины добавим: по всему миру компания VMware имеет свыше 500 тыс. клиентов и около 75 тыс. партнеров. Количество клиентов VMware в России не разглашается. Как не разглашается и динамика объемов продаж в нашей стране. В частной беседе Луиза Остром отметила, что в регионе EMEA те или иные виртуализационные решения VMware используют примерно 90% коммерческих ЦОД’ов. Логично предположить, что среди отечественных ЦОД’ов распространенность решений VMware находится примерно на таком же уровне.
Так как спектр предложений VMware увеличивается — сначала это была виртуализация серверов, затем к ним добавилась виртуализация СХД, теперь же компания добавила в свой портфель решения по виртуализации облаков (Cross-Cloud Architecture) — то жизнь партнеров компании легкой не назовешь. Ведь все эти решения надо изучать и понимать, что они дают клиентам и как они взаимодействуют с другими элементами ИТ-инфраструктур заказчика.
Жизнь интеграторов осложняется ещё и тем, что решения об использовании того или иного облачного сервиса все чаще принимают и реализуют не только руководители ИТ-подразделений предприятий, но и сотрудники бизнес-структур. Связано это с ускорением темпов научно-технического прогресса и желанием бизнес-структур как можно быстрее освоить тот или иной цифровой инструмент, позволяющий им стать более эффективными и рентабельными. Ведь все вокруг только и кричат о необходимости скорейшей цифровизации бизнесов и справедливости лозунга «Если не оцифруешься, то умрешь!»
Но, как известно, любые перемены (даже задуманные с самыми благими намерениями) несут не только плюсы, но и минусы. Интересное исследование (по заказу VMware) провело специализированное агентство рыночных исследований Vanson Bourne. В ходе исследования «Кто на самом деле управляет ИТ в организациях» по всему миру (включая Россию) были опрошены 2000 лиц, ответственных за принятие решений по ИТ, и 2000 руководителей бизнес-направлений по всему миру. Опрашивались компании, в которых работают не менее 500 человек. По словам организаторов опроса, мнения респондентов-россиян практически не отличались от мнений их коллег по региону EMEA.
Основные итоги исследования
По мнению 71% руководителей российских компаний, принявших участие в опросе, управление технологиями переходит от ИТ-подразделений к другим отделам. При этом у компаний появляется больше свободы действий для развития инноваций (это утверждают 62% респондентов-россиян), они могут быстрее выводить на рынок новые продукты и услуги (56%), а также быстрее реагировать на изменение рыночных условий (54%). Новая тенденция имеет преимущества и с точки зрения человеческих ресурсов: по мнению участников исследования, переход управления технологиями от ИТ к бизнес-руководителям повышает удовлетворенность сотрудников (60%) и позволяет привлекать более талантливые кадры (52%).
Однако этот процесс связан с рядом трудностей. Представители различных отраслей считают, что он влечет за собой дублирование расходов на ИТ-услуги (57%), отсутствие четких границ ответственности за ИТ (48%) и покупку небезопасных решений (47%). Кроме того, децентрализация происходит вопреки желанию ИТ-сотрудников: большинство из них (68%) хотели бы еще большей централизации ИТ. В частности, руководители ИТ-отделов хотят сохранить контроль над такими ключевыми функциями, как обеспечение сетевой безопасности и соответствия стандартам (56%), тестирование и разработка приложений (42%), а также работа с сервисами в публичных облаках (40%).
В то же время более двух третей руководителей (72%) считают, что ИТ-отдел должен дать бизнес-подразделениям возможность самостоятельно развивать инновации. При этом ИТ-департамент должен задавать направление стратегического развития и отвечать за информационную безопасность. Одним словом, необходимо оставить за ИТ-отделом функцию контроля, и в то же время разрешить развитие инноваций в рамках других направлений.
«Да, децентрализация ИТ уже началась, — говорит архитектор бизнес-решений VMware Артем Гениев. — В ее основе жажда скорости, характерная для современной деловой среды: никогда прежде мы не видели такой сильной потребности в новых, мгновенно доступных приложениях, услугах и методах работы. Лидеры играют по новым правилам и опираются на облака и мобильность. А догоняющие опираются на наследованные ИТ и занимаются оптимизацией предсказуемых процессов. Новейшие технологии и приложения станут двигателем цифровой трансформации только тогда, когда с ними можно будет работать в любом облаке, доступ к ним будет быстрым и простым и они будут находиться в защищенной среде».
То, что популярность облачных сервисов увеличивается, хорошо иллюстрирует диаграмма «От собственных ЦОД’ов к ЦОД’ам провайдеров», из которой видно, что площади новых корпоративных ЦОД’ов, начиная с 2014 г., неуклонно уменьшаются. В то же время, начиная с 2011 г., площади новых ЦОД’ов провайдеров стремительно растут. А вот слова Луизы Остром: «Наши решения используются как при создании частных облаков, так и при создании публичных. Однако в общей структуре нашего бизнеса доля доходов от создания публичных облаков увеличивается». Впрочем, Артем Гениев отмечает, что в нашей стране распространенность частных облаков заметно выше, чем в среднем по региону EMEA.
«Лозунг „Трансформируйся или умри!“ вкупе с постоянно меняющимися экономическими условиями и стремительным развитием конкурентной среды уже кардинально изменил многие компании, — считает Александр Василенко. — Одна из самых сложных организационных задач, которая стоит перед крупными компаниями, — это управление происходящими изменениями. Облачные технологии и мобильность демократизировали ИТ. Однако очень часто такая децентрализация проходит без должного контроля. В результате в попытке эволюционировать компании повышают затраты, ставят под угрозу безопасность и вносят путаницу в распределение обязанностей и ответственности. Найти правильный баланс — задача многих компаний, и ее необходимо делать совместно с отделом информационных технологий».
Итоги исследования «Кто на самом деле управляет ИТ в организациях» Александр Василенко резюмирует четырьмя основными тезисами:
- Децентрализация функций, ранее осуществляемых исключительно ИТ-департаментами, идет полным ходом.
- Эта децентрализация дает бизнесу значительные преимущества.
- Вместе с тем бесконтрольная децентрализация данных функций приводит к проблемам.
- Необходим баланс между свободой и контролем.
По мнению Александра Василенко, баланс между свободой и контролем может обеспечить платформа виртуализации сети VMware NSX, которая предоставляет заказчикам возможность полностью реализовать потенциал программных ЦОД’ов. Он отмечает, что данная платформа в случае необходимости за считанные минуты перемещает виртуальные машины и все связанные с ними сетевые политики и политики безопасности из одного ЦОД’а в другой.
Источник: Владимир Митин, для crn.ru