25 апреля 2017 г.
Android-системы начинают играть все более важную роль на рынке компьютеров. Заметим, что под управлением этой операционной системы работают не только смартфоны и планшеты, но и устройства в других форм-факторах. Рассмотрим это в контексте процессов, протекающих в рамках цифровой трансформации, но сначала немного статистики.
Глобальное лидерство — за платформой Goolge
В прошедшем марте произошло знаковое событие, на которое пресса почти не обратила внимание: самой популярной операционной системой стал Google Android, потеснив с первого места многолетнего лидера — Microsoft Windows. Правда, нужно отметить, что разница в долях между этими операционными системами — в рамках статистической погрешности. Тем не менее, по данным сервиса веб-аналитики StatCounter, в прошедшем марте устройствами под Android пользовались 37,93 процента интернет-пользователей во всем мире, а системами, работающими под управлением Windows — 37,91 процента. При анализе сервис учитывал все компьютерные устройства — стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны. Данные вполне заслуживают доверия, ведь сейчас сложно представить себе массовый компьютер, который не используют для доступа в Интернет. Такие, конечно же, существуют — внутри корпоративных информационных инфраструктур, на военных базах, особо защищенных областях банков и прочих подобных структур — но их количество относительно невелико и вряд ли способно заметно повлиять на статистику.
Заметим, что Android установлен на большем количестве типов устройств, чем его основной конкурент — платформа Windows. Это особенно заметно сейчас, когда компьютерами являются устройства разных типов и разных форм-факторов, которые вместо конкуренции успешно работают в рамках информационных систем, как корпоративных, так и персональных. Противостояние приобретает интересные формы. Компьютеры уже давно не выглядят как унылые «ящики» серого цвета, объемами сравнимые с мониторами на электронно-лучевых трубках, их вытеснили тонкие и легкие ноутбуки, сопровождающие владельцев повсюду — от традиционных офисов и учебных аудиторий до жарких пляжей и домашних диванов. Однако и ноутбуки уже не лидеры современного цифрового мира, на смену им пришли планшеты и смартфоны, но цифровая трансформация идет дальше и компьютерами становятся совсем «невидимые» устройства, причем сейчас речь идет совсем не о миниатюризации устройств.
«Телевизор — это компьютер!»
Такого мнения придерживаются лидеры в создании телевизоров: Sony, Samsung и LG. Конечно, современный телевизор должен в первую очередь выполнять свою основную задачу — создавать красивую яркую картинку с полной цветопередачей и высокой четкостью. Для достижения этого производители продолжают совершенствовать матрицы, но активно работают и с другими системами, от которых также сильно зависит результирующее качество изображения. В этом сезоне изменения коснулись системы подсветки, которая становится все более и более smart, а также c процессоров и алгоритмов, отвечающих за обработку видео перед показом на экране.
Чипы, используемые в современных телевизорах, по вычислительной мощности сравнимы с суперкомпьютерами восьмидесятых, только такая производительность позволяет «на лету» анализировать изображение и адаптировать его к возможностям экрана. Последние, заметим, на порядки превосходят доступные даже десятилетие назад, не говоря уже о телевизорах на электронно-лучевых трубках, поэтому старые фильмы и ставшие архивными, но при этом сохраняющие актуальность телепередачи нужно обрабатывать перед показом на современных ТВ, чем процессоры и занимаются.
Современный видеоконтент — а это уже не только фильмы и телешоу, но и материалы, созданные для интернет-трансляций — изначально создают с расчетом на новые телевизоры. Сейчас в тренде HDR — технологии, обеспечивающие возможность прорабатывать детали и показывать реалистичные цвета как в самых ярких, так и в темных областях каждого телевизионного кадра. Эти техно-решения заложены в новые стандарты: HDR10, DolbyVision, YouTube HDR, Hybrid-Log-Gamma. Новейшие телевизоры — например, как Sony Bravia A1 OLED (на фото — справа вверху) — поддерживают все эти стандартны одновременно.
Но для пользователя важно, что современный телевизор является smart-устройством, полноценным компьютером. Он не только способен выполнять фирменные алгоритмы для лучшего исполнения своей основной функции, но и обеспечивает интернет-доступ, запускает игры, подключается к онлайн-кинотеатрам, позволяет владельцу-пользователю устанавливать приложения, запускать в игры и т.д. Значительная часть телевизоров использует платформу Google Android TV. Она установлена, например, в современных моделях телевизоров Sony.
Получается, что телевизоры сегодня являются самыми крупными устройствами, работающими на платформе Android TV — это «старая добрая» платформа Google, но адаптированная для телевизора, например, вместо тач-интерфейса ориентированный на пульт и голосовые команды. Не следует рассматривать платформу Android TV как «урезанную» или «неполноценную» — для нее доступны адаптированные приложения, но адаптация касается именно особенностей интерфейса. Для Android TV, разумеется, доступны игры, которые пользователи всего мира создают для этой платформы, но много и вполне практичных приложений: браузеров, информеров и т.д.
Заметим, что устройства под Android TV по некоторым параметрам даже превосходят мобильные устройства под Android, например, телевизоры Sony способны поддерживать работу с внешними накопителями емкостью до двух экзабайт, что недоступно смартфонам и планшетам. Разумеется, пока накопители с такой емкостью на рынке отсутствуют, но телевизоры — продукты длительного пользования, заметных революционных изменений на этом рынке в ближайшее время не ожидается, поэтому современные топовые модели Sony вполне могут дожить того времени, когда в домашних сетях станут доступны аудио-видео-сервера с экзабайтыми накопителями.
Конкуренты Android
За сегмент smart-TV с платформой Google конкурируют платформы других разработчиков, из которых следует выделить Tizen и Open webOS.
В развитии smart-TV корпорация Samsung не стала делать ставку на Android, а пошла по более сложному пути, но более интересному — телевизоры производства этой корейской корпорации работают под управлением Tizen, мощной и современной операционной системы, которая написана «с нуля». Развитием Tizen занимается крупное сообщество, объединяющее самые разные структуры — от упомянутой корпорации Samsung до Института системного программирования Российской академии наук — и это универсальная «операционка»: на ней уже работают смартфоны, телевизоры и даже фотоаппараты. Но для пользователей телевизоров это имеет теоретический интерес: интерфейс, адаптированный на работу с пультом или голосовыми командами, у этих телевизоров по своим основным свойствам мало чем отличается от применяемого в Android TV. Для пользователя будут более значимыми такие «фишки» новых телевизоров Samsung, как изогнутый экран, дизайнерская задняя панель (на фото — слева внизу) и скрытые провода, чем внутренние отличия Tizen от Android TV
LG также пошла своим путем — ее телевизоры работают под управлением Open webOS, которую компания развивает и совершенствует самостоятельно, причем весьма успешно. История, связанная с этой платформой, тоже любопытная: права на эту платформу LG купила у НР, а те, в свою очередь, приобрели ее в давние времена, и называлась она тогда PalmOS. В результате сегодня новейшие телевизоры LG используют наработки некогда культовой платформы, прошедшие долгий путь развития и адаптированные для использования на smart-TV. Но и в этом случае пользователи взаимодействуют с оболочкой, которая проста и совершенна, а пульт, который для этого создала LG, является произведением инженерного искусства. Но для пользователя также важнее тонких отличий Open webOS от других платформ будет особая тонкость телевизоров, что позволяет размещать их на стенах уже не как картины, а как обои (на фото — справа вверху).
Строго говоря, пользователю безразлично, на какой платформе работает его smart-TV. Все платформы позволяют легко установить связь как с Интернетом, так и с домашней локальной сетью, показать на большом экране видео, которое хранится, например, на ноутбуке или на сетевом накопителе, легко установить беспроводную связь между телевизором и смартфоном, «перекидывая» на ТВ разные фото и видео с карманного гаджета. Телевизоры — это компьютеры, только которые остаются «невидимыми» потому, что пользователи не воспринимают их в таком качестве, даже когда активно используют различные возможности smart-TV.
Сменить платформу в «умном телевизоре» невозможно, однако, платформа Google в данном случае обладает явным преимуществом — можно приобрести для телевизора приставку на Android TV, в то время как аналогичные решения на Tizen и Open webOS на рынке незаметны.
Телеприставки на Android TV
Приставок на Android TV на рынке представлено довольно много. Только в этом году CRN/RE рассказывал о NVIDIA Shied TV и Xiaomi Mi TV Box.
Напомним, что приставка Mi TV Box построена на четырехъядерном процессоре Cortex-A53/2,0 ГГц и получила графический ускоритель Mali 450, работающий на частоте 750 МГц, объем оперативной памяти устройства составляет 2 Гб, флэш-памяти у приставки только 8 Гб. Этого достаточно для задач, на которые рассчитано устройство — для вывода на телевизор изображений с разрешением до UltraHD и с частотой 60 кадров в секунду, а это позволяет приставке как воспроизводить медиа, так и запускать игры, созданные для платформы Android TV. Приставка помещена в тонкий корпус нейтрального современного дизайна. Важно, что приставка «из коробки» получила предустановленные сервисы приложений российских онлайн-кинотеатров, например, ivi и Megogo. Рекомендованная розничная цена устройства для российского рынка составляет 7990 руб. В комплект поставки Mi TV Boх включен пульт дистанционного управления, работающий по Bluetooth-каналу, но геймпад в комплект не входит, что явно указывает на ориентацию девайса, прежде всего, на воспроизведение контента, а не на игры.
С играми прекрасно справляется Shield TV (на фото — справа внизу), которая построена на процессоре NVIDIA Tegra X1 c восемью вычислительными ядрами, получила 3 Гб оперативной памяти и графический блок с 256 потоковыми процессорами на архитектуре NVIDIA Maxwell. Как видно, мощность графической подсистемы у этой приставки сравнима с игровыми персональными компьютерами, оснащенными графическими видеоускорителями прошлого поколения. Новинка поддерживает многоканальный звук Dolby Atmos и объемный звук DTS-X через HDMI, справится с воспроизведением «аудио высокой четкости» до 24 бит/192 кГц, как через HDMI-, так и через USB-разъемы. Разумеется, с воспроизведением видеоконтента в UltraHD приставка тоже справится, но в той же степени, как для воспроизведения видео, Shield TV ориентирована и на игры, поэтому в комплект поставки входят и пульт дистанционного управления, и геймпад. Заметим что «компьютерная составляющая» Shield TV усилена расширенным набором интерфейсов — у приставки есть адаптеры беспроводной связи Wi-Fi 802.11ac и Bluetooth 4.1/BLE, сетевой контроллер Gigabit Ethernet, интерфейсы HDMI 2.0b и два USB 3.0 Type-A. Интересно, что приставка NVIDIA «из коробки» работает под управлением Android TV на основе Android 7.0 (Nougat), и поддерживает все голосовые сервисы Google, в частности, работу с голосовым помощником Google Assistant, таким же, как на смарт-колонках Google Home и смартфонах Google Pixel. В настоящее время приставка доступна в двух модификациях: обычная укомплектована модулем флеш-памяти емкостью 16 Гб, Pro —дисковым накопителем емкостью 500 Гб, рекомендованная розничная цена составляет, соответственно, 18 и 26 тыс. руб.
Упомянутые две приставки наиболее показательные, но на рынке присутствуют и других модели подобных устройств.
Что это значит для ритейла
Ритейлу нужно учитывать развитие «цифровой трансформации», одним из интересных проявлений которой является отмена набившего оскомину противостояния «стационарные против мобильных». Согласитесь, что-либо более стационарное, чем телевизор с диагональю экрана в полсотни дюймов сложно себе представить, но такие устройства вовсе не «противостоят» смартфонам, «облакам» и ноутбукам, а, наоборот, созданы для оптимального взаимодействия со всей цифровой инфраструктурой.
Разумеется, цифровому ритейлу следует продавать smart-телевизоры, причем в продвижении таких устройств делая акценты на «компьютерную составляющую» этих устройств. Однако по понятным причинам заниматься продвижением этих устройств может заниматься не всякий ритейлер — для демонстрации нужны просторные торговые площади, для торговли необходимы сервисы доставки и т.д. Но использовать интерес массового пользователя к smart-TV может любая компания — ведь продавать телевизионные android-приставки может любая торговая точка! А эти небольшие девайсы способны превратить любой телевизор в один из самых крупных девайсов под Android.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE