22 мая 2017 г.
Мировой планшетный рынок снова сократился в 1 квартале 2017 года: общий объем поставок составил 36,2 млн. шт., снизившись за год на 8,5%, сообщает IDC. Это уже десятый подряд квартал сокращения поставок, причем предыдущие пять кварталов темпы снижения были двузначными.
Планшетный рынок представлен двумя основными категориями продуктов, динамика продаж которых существенно различна, как уже отмечалось ранее. Планшеты, комплектуемые подсоединяемой клавиатурой, получившие название «detachables», в целом продолжают демонстрировать рост продаж. Многие из этих устройств стали очень напоминать традиционные ноутбуки. Другая категория — это обычные планшеты, так называемые «таблетки» (slates), не имеющие подсоединяемой клавиатуры. Поставки этой категории достигли пика в 2014 году, а сейчас демонстрируют резкий спад, и IDC полагает, что спад продолжится в прогнозный период.
«Как известно, планшетный рынок был рожден в 2010 году, когда стартовал самый первый iPad — после неудачных попыток запуска аналогичных продуктов другими OEM-производителями в предшествующие годы, — пишет в пресс-релизе Райан Рит (Ryan Reith), вице-президент программы Worldwide Quarterly Mobile Device Trackers, IDC. — Темпы, которыми рос планшетный рынок с 2010 по 2013 год, были гораздо выше, чем когда-либо у большинства других потребительских устройств. Однако теперь, как это можно видеть, потребители по многим причинам стали менее склонны обновлять эти устройства, а то и вовсе не желают их покупать. Мы по-прежнему считаем, что главным драйвером этого тренда было растущее использование смартфонов наряду с отсутствием прогресса в плане технологии и форм-фактора».
В то же самое время, когда происходил этот взлет к вершине и затем сокращение планшетного рынка, рынок персональных компьютеров вошел в фазу тяжелейшего спада за всю свою историю, и лишь в 1 квартале 2017 года рынок традиционных ПК вернулся к росту, хотя и несущественному, впервые с 1 квартала 2012 года.
«В дальней перспективе угроза ПК-рынку в целом состоит в том, каков, в конечном счете, будет выбор покупателей между категорией „detachable“ и категорией „convertible“ (ноутбуки-трансформеры), — пишет Линн Хуан (Linn Huang), директор исследования, Devices & Displays, IDC. — На сегодняшний день, поставки планшетов с клавиатурой превышают поставки трансформеров, однако этот рост несколько замедлился. Как показало исследование IDC в США (U.S. Consumer PCD Survey), проведенное в предыдущие два месяца, владельцы планшетов с подсоединяемой клавиатурой испытывают чуть большую симпатию к своим устройствам, чем владельцы ноутбуков-трансформеров — к своим. Однако владельцы и тех, и других гораздо больше склонны рекомендовать трансформер, а не гибридный планшет».
Прогноз IDC таков, что планшеты с клавиатурой будут по-прежнему намного опережать ноутбуки-трансформеры по объему поставок, и всё же маятник рынка готов качнуться в сторону трансформеров, хотя и незначительно. В то же время, рынок гибридных планшетов доказал, что будет двигаться с выпуском новых впечатляющих продуктов, и Microsoft и Apple готовят новый залп в текущем году.
Основные результаты по вендорам
Apple имела
Компания Samsung оставалась второй на планшетном рынке в 1 квартале несмотря на снижение поставок на 1,1% по сравнению с прошлым годом. Как и Apple, Samsung продолжает миграцию в направлении гибридных планшетов и в этом году представила три новых продукта на Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне в феврале. Вроде бы уйдя с ПК-рынка в 2014 году, Samsung опять устремляется обратно, выпустив несколько моделей гибридных планшетов с Windows 10. Такой шаг не удивляет, поскольку вся отрасль явно спешит использовать эту возможность рынка.
Huawei была единственной компанией в группе топ-5, показавшей реальный рост в 1 квартале: объем поставок составил 2,7 млн. шт., на 31,7% выше, чем в том же квартале год назад (2,0 млн. шт.). Как и Samsung, Huawei также постепенно переходит от обычных Android-планшетов к миксу, включающему планшеты с клавиатурой, использующие Windows. Пока неясно, насколько серьезно Huawei нацелена идти дорогой Windows, но в свете достигнутого в этом квартале роста на фоне спада у всех остальных вендоров можно заключить, что взятый компанией курс на планшеты и сочетание двух категорий продуктов вполне себя оправдывает.
Amazon.com продолжает, хоть и неустойчиво, присутствовать в группе лидеров рынка со своими недорогими устройствами Kindle Fire. В 1 квартале компания поставила 2,2 млн. шт. планшетов; все они по-прежнему предлагаются на очень агрессивных ценовых отметках, поскольку стратегия вендора состоит в продажах контента и товаров с помощью этих устройств. Вне зависимости от меняющейся динамики рынка, отмеченной в данном пресс-релизе, Amazon, видимо, будет оставаться на прочных позициях в силу избранной ею рыночной стратегии.
Lenovo замыкает группу лидеров рынка с объемом поставок 2,1 млн. шт. за квартал. В группе компаний топ-5 Lenovo, наверно, лучше всех позиционирована в плане стратегии в канале, чтобы наращивать свой планшетный бизнес, и IDC ожидает, что всё больше устройств из ее успешной линейки ноутбуков будут трансформироваться в гибридные планшеты с клавиатурой. Доля рынка Lenovo в 1 квартале составила 5,7%, хотя объем поставок чуть снизился по сравнению с прошлым годом.
Табл. Топ-5 вендоров планшетного рынка: мировой объем поставок, доля рынка и рост за год в 1 кв. 2017 г. (предварительные результаты, млн. шт.)
Company |
1Q17 Unit Shipments |
1Q17 Market Share |
1Q16 Unit Shipments |
1Q16 Market Share |
Year-Over-Year Growth |
1. Apple |
8.9 |
24.6% |
10.3 |
25.9% |
-13.0% |
2. Samsung |
6.0 |
16.5% |
6.0 |
15.2% |
-1.1% |
3. Huawei |
2.7 |
7.4% |
2.0 |
5.1% |
31.7% |
4. Amazon.com |
2.2 |
6.0% |
2.2 |
5.6% |
-1.8% |
5. Lenovo |
2.1 |
5.7% |
2.2 |
5.5% |
-3.8% |
Others |
14.4 |
39.8% |
16.9 |
42.7% |
-14.7% |
Total |
36.2 |
100.0% |
39.6 |
100.0% |
-8.5% |
Source: IDC Worldwide Quarterly Tablet Tracker, May 4, 2017 |
Источник: IDC