8 августа 2018 г.
По данным Министерства просвещения РФ, в тройку самых популярных направлений обучения среди выпускников школ в 2018 году вошли науки об обществе, инженерия и технологии. Но на рынке труда, как отмечают в компании ЮНИТИ, наиболее востребованными по-прежнему остаются специалисты по продажам: около 30 % от всех вакансий. По прогнозам рекрутеров, в ближайшие годы эта доля не сократится, однако произойдёт большой уклон в сторону sales-менеджеров с узкой специализацией. Данная тенденция очевидна уже сегодня: около 50 % вакансий в сфере продаж так или иначе предполагают глубокое знание конкретного продукта или отрасли.
По данным ЮНИТИ, за последние три года спрос на sales-менеджеров вырос в среднем на 20 %. Всё более востребованными становятся специалисты с узким знанием определённой группы сложных товаров или услуг сегодня: «продавцы», которые разбираются в сервисах для бизнеса (8 % вакансий в сфере продаж), финансовой отрасли (5,5 %), ИТ (5,1 %), строительстве (5 %), телекоммуникациях (4,5 %), приборостроении (4 %) и промышленном оборудовании (4 %). Успешные соискатели здесь могут претендовать на зарплату в размере
Соотношение вакансий в сфере продаж в зависимости от специфики компании
«Спрос на специалистов в сфере продаж вырос ввиду того, что многие компании начали более активно выводить на рынок новые продукты и совершенствовать уже существующие: это и телеком, и прямые продажи, и финансовый сектор. При этом, по данным одного из опросов финансовых директоров ведущих компаний в России, одним из пяти ключевых рисков для бизнеса сегодня считается снижение интереса потребителей к новым продуктам. В таких условиях от мастерства sales-менеджера зависит успешность и конкурентоспособность», — отмечает Феликс Кугел, управляющий директор ЮНИТИ.
По данным системы «Индекс HeadHunter», конкуренция в сфере продаж очень низкая: на одну вакансию приходится всего два резюме. А когда речь заходит о sales-специалистах с узкой экспертизой, компании сталкиваются с жёстким дефицитом квалифицированных кадров. Как отмечают в ЮНИТИ, кандидата, который будет отвечать всем необходимым требованиям, можно подбирать больше месяца.
«В первую очередь любой специалист по продажам должен обладать коммуникационными навыками и понимать, в чём выгода того или иного товара или услуги для каждого конкретного клиента. Но для продажи узкоспециализированных продуктов крайне важна глубокая экспертиза, зачастую необходимы профильное образование и многолетний опыт работы в отрасли, знание иностранных языков. Это уже совершенно другой уровень», — объясняет Феликс Кугел.
Также нередко важную роль играет и знание соискателем потенциальных клиентов — покупателей продукции или услуг компании-работодателя. Так, в июле рекрутеры ЮНИТИ подбирали кандидатов на вакансию менеджера по продажам в сегменте B2G, где одним из ключевых требований был опыт работы с крупными корпоративными клиентами и государственными структурами.
За соответствие жёстким требованиям работодатели готовы хорошо платить: если сравнивать оплату труда специалистов одного уровня, то у sales-менеджеров, которые работают в узкой сфере (например, в станкостроении или автомобильном оборудовании), ежемесячный доход будет выше в среднем на 30 %. Во многом это связано со структурой начисления зарплаты. Как правило, существенная часть — это процент от продаж, и чем дороже продукт, тем выше заработок специалиста.
Зарплаты в сфере продаж в зависимости от специфики компании
Отрасль |
Уровень зарплат sales-менеджеров |
Телеком |
45 000 — 80 000 рублей |
ИТ |
40 000 — 150 000 рублей |
Приборостроение и электроника |
40 000 — 170 000 рублей |
Финансы |
40 000 — 200 000 рублей |
Промышленное оборудование |
45 000 — 195 000 рублей |
Сервисы для бизнеса |
50 000 — 250 000 рублей |
Строительство |
65 000 — 300 000 рублей |
Любопытно, что общее повышение спроса на специалистов в сфере продаж происходит на фоне сокращения потребности бизнеса в коммерческих директорах (с 28 до 18 %) — сегодня ставку делают на полевых сотрудников, из которых многие компании постепенно выращивают будущих руководителей направления. Феликс Кугел добавляет: «Изначально успешный карьерист — это человек, который может продать сам себя, поэтому именно sales-специалисты, как правило, добиваются высокого карьерного роста. Например, если мы посмотрим на узкий сегмент продажи банковских инструментов, то увидим, что многие сегодняшние топ-менеджеры в прошлом работали в отделах продаж».
Источник: Пресс-служба компании ЮНИТИ