8 августа 2018 г.

Рост интереса к домашним голосовым помощникам — Amazon Echo, Google Home, а с недавних пор и к яндексовской Алисе — многие аналитики воспринимают едва ли не как очередную революцию в ритейле (после повсеместного распространения Интернет-торговли). Выясняется, впрочем, что совсем немногие потребители готовы активно приобретать что бы то ни было посредством исключительно вербального общения с бездушной машиной.

Чем проще потенциальному покупателю взаимодействовать с ритейлером, тем выше — при прочих равных — шансы на увеличение его среднего чека. Это отлично уяснили онлайновые магазины, которые различными скидками и спецпредложениями побуждают посетителей регистрироваться и сохранять однажды введённые данные банковской карты. В итоге для совершения очередной покупки требуется всего лишь войти на сайт и нажать пару кнопок — а чем проще технически расстаться с деньгами, тем чаще с ними расстаются.

Казалось бы, компьютерные голосовые помощники в этом плане ещё более выигрышны. Кредитку потребитель привязывает к своей учётной записи всего один раз, после чего достаточно просто произнести поблизости от умной колонки фразу вроде «Окей, Гугл, мне нужен стиральный порошок», — и дело в шляпе.

Колонка потому и называется «умной», что взаимодействующий через неё с человеком цифровой мажордом по истории прежних покупок уже точно знает, какой именно порошок и в каком магазине заказывать. Более того, он сам способен оценивать интенсивность использования того или иного расходуемого товара — и заблаговременно предупреждает своего владельца о необходимости совершить очередную покупку. Человеку в такой ситуации остаётся лишь подтвердить голосом списание средств с карты, — и заказ отправляется в магазин.

Аналитики крайне воодушевлены открывающимися перед голосовым ритейлом перспективами. В OC&C Strategy Consultants, скажем, оценивают объёмы совершаемых голосом через Интернет покупок в 2022 г в 40 млрд долл. — причём это только для двух мировых рынков, США и Великобритании. Увы, реальность в значительной мере остужает пыл профессиональных предсказателей.

По сообщению The Information, инсайдерского ИТ-издания с солидной репутацией, менее 2% владельцев умных колонок с прямым выходом на Amazon Alexa совершали в текущем году голосовые покупки при помощи этих гаджетов. Двое сотрудников крупнейшего в мире онлайнового ритейлера посетовали в конфиденциальной беседе с журналистами, что даже в столь узком кругу голосовых покупателей крайне мала доля тех, кто обращается к этому сервису повторно: их менее 10%.

В результате не выходит даже толком набрать статистику для того, чтобы сделать рекомендации умного помощника по дальнейшим покупкам более релевантными. И это довольно тревожные новости для провозвестников голосовой ритейл-революции, поскольку в США Amazon Echo пользуются уже практически 11% граждан, что заметно превышает долю Google Home с 4% и Microsoft Cortana с 2% (данные NPR за декабрь 2017 г.).

Ритейлеры, разумеется, не унывают и верят, что со временем массы приобретут вкус к голосовым покупкам онлайн. Причём не только к пополнению регулярно расходуемых припасов однажды выбранных марок вроде шампуня или кофе, но и к заказу серьёзных, значительных покупок: садового инвентаря, мебели, бытовой техники.

Правда, для этого покупателю придётся настолько сжиться с Алексой (или Кортаной, или Алисой), чтобы начать слепо доверять её голосовым советам — вместо того чтобы самому тратить время на посещение хотя бы Интернет-магазина, если не традиционной офлайновой торговой точки. К 2022-му году, судя по всему, в сколько-нибудь существенных масштабах столь кардинального сдвига потребительской парадигмы ждать не приходится.

Источник: Максим Белоус для crn.ru