20 августа 2018 г.
Владеть лицом не хуже профессионального игрока в покер необходимо и в бизнесе, и в ходе социальных взаимодействий. Система этикета веками выстраивалась ради того, чтобы за счёт соблюдения ряда формальных правил гарантировать предсказуемость и стабильность взаимоотношений в обществе. Но тут разразилась очередная технологическая революция — и в результате «покерфейсы» выходят из моды. Просто потому, что умные вещи будут видеть каждого насквозь.
Детектор лжи (полиграф) давно перестал будоражить воображение своей новизной, однако в реальной жизни с ним имеет шанс столкнуться далеко не каждый. Совсем иное дело — современные гаджеты. Используя схожие принципы, они уже сегодня способны оценивать мгновенное психоэмоциональное состояние человека, не нуждаясь при этом в физическом контакте с ним и имея возможность работать скрытно.
Строго говоря, детектор лжи фиксирует вовсе не ложь, а целый ряд вполне объективных физиологических параметров: частоту и равномерность дыхания, уровень артериального давления, стабильность пульса, электрическое сопротивление кожи (напрямую зависит от интенсивности потовыделения).
Принцип работы этого прибора основан на допущении, что ложь — точнее, сама необходимость быстро придумать и правдоподобно сформулировать некое отличное от истины утверждение — порождает в организме микростресс. Который, в свою очередь, уже проявляется тем самым рядом объективно фиксируемых полиграфом параметров.
Но ведь все эти параметры в наши дни великолепно фиксируются массовой продукцией, скажем так, гражданского назначения. Встраиваемыми в смартфоны и фитнес-браслеты датчиками, цифровыми камерами, даже модулями радиосвязи (по степени затухания радиосигнала, прошедшего через тело человека, вполне можно определить его проводимость в данный конкретный момент).
Всё, что остаётся, — написать ПО для аккумулирования и анализа доступных психофизиологических параметров, на основании которых будет довольно объективно определяться истинная реакция человека на происходящее с ним здесь и сейчас. И это выйдет уже не детектор лжи, а вполне работоспособный цифровой эмпатометр. Который позволит по неприметным даже для самого изучаемого человека параметрам — чуть учащённому пульсу, на долю секунды расширившимся зрачкам, перемене интенсивности потоотделения — точно сказать, что за эмоцию он сейчас испытывает.
Динамика микроскопических расширений и сжатий зрачков свидетельствует об усиленной работе мозга. Процент углекислоты в выдыхаемом воздухе — о том, насколько человек взволнован. Определённые паттерны миллисекундных запинок в живой и бойкой для невнимательного уха речи могут служить ранним маркером зарождающегося слабоумия, биполярного расстройства или склероза.
Ну и — как вишенка на торте — компьютерная система объективного отождествления эмоций (цифровой эмпатометр) сможет помочь людям с расстройствами аутического спектра понять, что именно чувствуют окружающие на самом деле. А представители службы опеки — понять, правду ли говорит приёмный ребёнок, когда в присутствии отчима и мачехи заявляет, что всё у него хорошо. И так далее.
Звучит не слишком правдоподобно? А между тем эмпатические технологии уже вполне реальны. Разрабатывают их, в частности, в Dolby Laboratories, — правда, само собой, не для того, чтобы лишить владеющих лицом (но всё же не железами внутренней секреции, — для этого надо быть как минимум йогом) игроков в покер. Цели группы под руководством доктора Поппи Крам (Poppy Crum) куда более прагматичны: создать и начать продавать людям такие наушники, которые сами смогут адаптировать громкость и тембр воспроизводимого звука под сиюминутное настроение слушателя.
В качестве первого коммерческого приложения своих разработок Dolby Laboratories выбрала те самые умные и эмоционально-чувствительные наушники, о которых уже упоминалось. Главная их особенность будет заключаться как раз в готовность подстраивать качество и уровень звука под персональные потребности своего владельца.
«Чем больше персональных данных будет доступно технологии, тем лучше она окажется информирована о нашем внутреннем состоянии. А это, в свою очередь, позволит такой технологии полнее удовлетворять индивидуальные потребности каждого из нас; кастомизировать своё поведение под наши персональные нужды», — говорит доктор Крам.
Действительно: ведь те же самые наушники созданы так, чтобы подходить всем, — и значит, идеально не подойдут никому. Можно воспользоваться эквалайзером и настроить звук в них по собственному вкусу. Но всякий раз, надевая наушники, мы находимся в ином эмоциональном состоянии — и порой просто не знаем, какие ручки эквалайзера в какую сторону покрутить, чтобы услышать идеальный для себя на данный момент звук.
Разработчики эмпатических технологий видят в них, конечно же, прогрессивное средство объективации межчеловеческих коммуникаций. Плохо ли, например, разместить эмпатометры в выставочном зале и замерить, насколько по-настоящему экспозиция модного живописца понравилась посетителям? Или установить на смартфон приложение, которое оценит через веб-камеру подлинный восторг вашей старой подруги от вашей же новой причёски?
Поппи Крам признаёт, что эмпатические технологии могут лишить человечество эмоциональной приватности в той же самой мере, в какой социальные сети и регулярно истекающие данными облачные хранилища уже лишили нас приватности информационной. Но тут уж ничего не поделать: неумолимый бег технического прогресса неудержим.
Опять же, если ни на первом свидании, ни при игре в покер, ни на деловых переговорах партнёра не удастся ввести в заблуждение эмоциональным накатом, — может, тогда и межчеловеческие коммуникации в целом станут гораздо более прямолинейными и честными? Другой вопрос — как это отразится на бизнесе. А уж в том. что подобные приборы и ПО будут сметать с полок — по крайней мере на первых порах, — сомневаться не приходится.
Источник: Максим Белоус, crn.ru