28 августа 2018 г.
Современный телевизор требует современной аудиосистемы, и такие решения все активнее продвигают топовые вендоры. Этим нужно воспользоваться российскому ритейлу, особенно сейчас, когда продажи телевизоров на подъеме.
Телевизоры: больше, тоньше, дороже
Для многих россиян просмотр телевизора — по-прежнему «удовольствие номер один». По данным опроса «Левада-центра», проведенного в мае, в списке личных удовольствий телевизор оказался на первом месте для 34% опрошенных, причем женщинам ТВ нравится больше, чем мужчинам. Интересно, что телевизор в списке российских радостей уверенно опередил даже шоппинг (более чем вдвое — 16%) и секс (почти втрое — 12%).
Неудивительно, что продажи телевизоров на российском рынке сейчас переживают настоящий бум. Причина проста: телевизор становится центром домашних развлечений — видеоигр, просмотра ТВ, кино, фото и т.д. — которые, в свою очередь, тоже увеличивают популярность на фоне ожидаемого снижения доступности всех остальных развлечений за пределами дома, за исключением огорода/дачи. Кроме того, сейчас активно идет рост популярности UltraHD-моделей, которые все активнее вытесняют морально устаревающие FullHD. Также важно, что более доступными для массового потребителя становятся телевизоры больших диагоналей. Это подтверждает статистика продаж.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», по итогам первого полугодия спрос на ТВ превысил показатели прошлого года на 11% в денежном выражении и на 15% в натуральном. Хотя «средний чек» снизился на 5% — теперь он составляет 24 000 руб. — опережающими темпами растет популярность моделей с большими диагоналями и UltraHD-разрешением. Наиболее активно растут продажи моделей в сегменте «от 45 дюймов»: по сравнению с прошлым годом он вырос на 40%, что весьма выразительно на фоне среднего роста в 15%. Сегмент телевизоров с разрешением UltraHD показывает результаты еще лучше: продажи в натуральном выражении выросли на 60%. Доля таких девайсов составляет 21% от реализованных компанией телевизоров, а в первом полугодии прошлого года на такие модели приходилось всего 15%.
Но с продвинутыми телевизорами есть одна проблема, связанная с победой маркетинга над технологиями.
Куда девать динамики?
По неведомой причине телевизоры в ультратонких корпусах стали очень модными. В чем практический смысл телевизора, который тоньше смартфона, сказать сложно. Однако крупнейшие вендоры активно соревнуются в уменьшении толщины устройств, в ряде случаев на этой странной особенности делая акцент в продвижении телевизоров. Разумеется, экстремальное утоньшение телевизоров приводит к увеличению цены устройств, но это не единственная проблема. В тонком корпусе не остается места для размещения динамиков, поэтому встроенное аудио телевизора способно создать довольно посредственную звуковую картину, что особенно заметно на фоне роста качества картины визуальной.
Более того, полным ходом развивается следующий дизайнерский тренд: отсутствие рамки у телевизора. Как на дизайн, который по понятным причинам у современных телевизоров практически отсутствует, может повлиять драматическое уменьшение рамки вокруг, собственно, экрана и какое влияние это оказывает на удобство использование девайсом — напомним, речь идет о телевизорах, не о смартфонах! — сказать тоже сложно, но вендоры соревнуются и в этом. В результате слабые динамики телевизора не могут «светить» непосредственно на зрителя, а вынуждены направлять звуковую волну в пол, что на качестве сказывается не лучшим образом.
Конечно, есть и исключения, например, телевизоры Sony, где есть модели, в которых в динамик превращен весь экран. Решение изящное, довольно эффективное, только те телевизоры довольно дорогие, далеко не всем по карману.
Что же ритейл может предложить в таких условиях массовому покупателю? Опциональные аудио-решения, которые в современных условиях становятся «must have» для современных телевизоров, причем чем более продвинутый телевизор, тем настоятельнее это требование.
Многоканальный звук возвращается!
Вариантов, способных улучшить звук при телетрансляциях, воспроизведении кино или в играх, доступно множество. По сути, можно подключить любые колонки произвольным доступным способом — и пользователь уже окажется в выигрыше. Даже мобильный «бум-бокс» или внешняя колонка с окружающим звуком в большинстве случаев дадут более выразительные басы, чем встроенная аудиосистема телевизора, а подключить их можно по Bluetooth. Интересный вариант — подключение «Яндекс.Станции», которая, напомним, сама является колонкой. Интересных решений в этом сегменте сейчас довольно много, о чем CRN/RE писал недавно. Хотя такие варианты просты для пользователя, они не очень хороши для ритейла, так как не позволяют предложить модели, способные интенсифицировать продажи в наиболее интересных сегментах «для требовательных». Однако индустрия предлагает кое-что интересное.
Многоканальный звук, способный обеспечить surround-эффект, стал популярен в эпоху DVD, но с выходом массовых оптических проигрывателей из моды, а затем и из эксплуатации, стал менее распространен. Все больше людей смотрели видео через потоковые трансляции, где звук был максимум стереофонический. Объемный звук стал прерогативой кинотеатров — как традиционных кинозалов, так и штучных домашних решений «для эстетов». Однако, ситуация снова меняется.
Прежде всего, развиваются технологии объемного звука. Стандартом стал Dolby Atmos, который позволяет как задать направление, из которого будет исходить звук, так и «размещать» в аудиокартине, создаваемой вокруг слушателя, до 118 отдельных звучащих объектов и перемещать их. «Технология Dolby Atmos создает насыщенный и глубокий звук, оживляя любой сюжет на экране», — говорит Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ. Важно, как отмечает г-н Угринович, что Dolby Atmos оказывается актуальным как для динамичных сюжетов, так и для сцен с драматургией. Чем больше динамиков задействовано в создании звуковой сцены, полученной при поддержке Dolby Atmos, тем более точно в пространстве можно расположить звучащий объект и тем более детализированным будет его звучание.
Какие доступны модели с Dolby Atmos?
Саундбары — наиболее доступное решение, способное создать окружающий звук и уже имеющее поддержку Dolby Atmos. Они могут создавать звуковую картину, использующую преимущества нового стандарта, средствами «виртуализации».
В новейших саундбарах Sony — моделях HT-ZF9 (на фото — внизу) и HT-XF9000 — реализована технология Vertical Surround Engine, которая позволяет получать виртуальный трехмерный звук без использования потолочных динамиков. Мощность звучания составляет 400 и 300 Вт, соответственно. Усовершенствованная система цифровой обработки преобразует любой входящий аудиосигнал в «звук вокруг». Заметим, что обе модели имеют штатный беспроводной сабвуфер, что которого положительно отражается на глубине создаваемой звуковой картины.
Саундбары с поддержкой Dolby Atmos предлагают и другие компании. Например, Samsung объявила о выпуске двух моделей с поддержкой нового формата — HW-N950 (на фото — слева вверху) и HW-N850 — но на российском рынке они появятся не ранее середины осени. Модель HW-N950 оснащена основным модулем с тринадцатью динамиками, беспроводным сабвуфером и беспроводной тыловой акустикой для объёмного звука. Модель HW-N850 — упрощенная версия, имеющая конфигурацию 5.1.2 и включающая только основной модуль и сабвуфер. Новинки созданы в коллаборации с компанией Harman International, причем, как отмечает отметил Чон-сок Чу, старший вице-президент направления устройств отображения информации в Samsung Electronics, это первый прецедент сотрудничества двух компаний в создании решений такого высокого класса.
Есть аналогичные саундбары и от LG. В июне компания представила модель SK10Y, одной из особенностей которого является поддержка Dolby Atmos. В отличие от конкурентов, решение LG пока не имеет «лайтовой» версии, а также интересно поддержкой ряда других технологий, например, Bass and Space и Height Elevation от компании Meridia, в сотрудничестве с которой и был создан новый продукт.
Разумеется, в этом направлении работают и другие производители аудио-оборудования. Осенью количество массовых решений с поддержкой Dolby Atmos заметно возрастет, причем не только массовых.
Варианты для продвинутых
Sony предлагает и более качественные — и, как следствие, более дорогие — решения для домашнего кинотеатра. Андрей Макаров, старший специалист по продукту отдела маркетинга аудио компании Sony Electronics в России и странах СНГ, особо отмечает широту спектра предложения компании, благодаря которому потребители с разными требованиями и бюджетом могли найти подходящий вариант для создания идеального кинотеатрального звучания в собственной гостиной.
Компания успела выпустить AV-ресивер Sony STR-DH790 (на фото — слева вверху) с поддержкой Dolby Atmos, который способен обеспечить окружающий звук «кинотеатрального» качества, причем как в формате 2.1, так и в форматах 5.1.2 и 7.1. Наличие автокалибровки оптимизирует и корректирует настройки динамиков для оптимального звучания в любом формате. Конечно, не каждый пользователь рискнет устанавливать колонки на потолке (они беспроводные, но питание к ним все равно придется подводить), но требовательных к качеству звука пользователей это не остановит.
Для эстетов Sony представила на российском рынке свой первый оптический UltraHD-плеер — UBP-X700. Разумеется, этот плеер может работать с Blu-ray-дисками, которые могут вместить в себя фильмы с картинкой в UltraHD-разрешении, а также поддерживает Dolby Atmos и другие актуальные стандарты — 4K Ultra HD Blu-ray, HDR10, Dolby Vision и др. Интересно, что EISA в этом месяце назвала данную модель «лучшим blu-ray-плеером по соотношению цена/качество» в сезоне
А как с контентом?
Ситуация с контентом стремительно налаживается. Конечно, пока Dolby Atmos в основном «кинотеатральный» формат, который поддерживают множество кинозалов как в мире, так и в России. Но быстро растет количество оптических дисков, звуковая дорожка на которых поддерживает интересующий нас формат. В настоящее время таких тайтлов в мире свыше четырехсот, а в России их количество приближается к сотне. Процесс будет продолжаться, так как кроме компании «СинеЛаб», в которой Sony представляла свою новейшую технику, озвучиванием контента в новом формате занимаются еще три московских и две петербургских студии.
Важно, что фильмы с Dolby Atmos могут транслироваться из интернет-кинотеатров. Более того, этот формат уже используют для телевизионных трансляций, например, матчи последнего чемпионата FIFA передавали в эфир с поддержкой Dolby Atmos! Легко видеть, насколько хорош этот формат и для трансляции других событий — как для спортивных, так и, например, для музыкальных или для трансляции театральных постановок — поэтому далее тенденция будет продолжена.
Как видно, новые саунд-бары и более тяжелые решения актуальны уже сегодня, а в дальнейшем их актуальность будет только расти пропорционально увеличению количества доступного контента в новом формате. Однако важно понимать, что новые решения интересны поддержкой и других форматов, например, отвечающих за взаимодействие с мобильными устройствами. Например, в некоторых моделях саундбаров Sony уже реализовала технологию DSEE HX (Digital Sound Enhancement Engine HX), которая, по заявлению представителей компании, позволяет прослушивать любые музыкальные файлы с мобильного устройства с качеством «близком к аудио высокого разрешения», используя подключение по Bluetooth, LDAC и Wi-Fi.
Что это значит для ритейла
Очевидно, что рыночная ситуация настоятельно требует от ритейла активного продвижения телевизоров. Особенно если учесть, что продвигать их просто — этот товар вполне способен показать сам себя лицом. Но нужно продвигать и аудио к ним, а вот это сделать в современных условиях уже несколько сложнее.
Проще всего — теоретически — сделать демо-зоны, в которых покупатель лично может сравнить звучание встроенной акустики и акустики опциональной. Но практически это реализовать непросто, учитывая, что экономическая ситуация настоятельно требует уменьшения торговых площадей, а демо-зона маленькой быть не может. Можно использовать возможности интерактивных демонстраций, открываемые digital signage или интернет-каналом — ведь каждый пятый телевизор покупают в онлайне, по данным «М.Видео-Эльдорадо», значит, этот канал можно использовать и для взаимодействия с потенциальным покупателем акустики для ТВ.
Продвигать современные аудио, несмотря на все сложности, нужно. Нужно заниматься продажами новых саундбаров, так как слишком велика потенциальная аудитория покупателей подобного оборудования, слишком велика, чтобы ей можно было пренебрегать ритейлу в современных условиях. Это позволит компенсировать снижение среднего чека на телевизоры, а также способствует некоторому увеличению оборота.
Кроме того, акцент на аудио-составляющую в маркетинге ритейлера позволяет последнему привлечь топовую аудиторию, которой уже нужны современные оптические проигрыватели, инсталляционные решения и другие элементы, которые даже в «лайт-версии» и при штучных продажах вполне способны уже более заметно влиять на оборот торговых точек.
Источник: crn.ru