8 апреля 2019 г.
Апрель должен стать судьбоносным месяцем для Рунета. Ведь после того, как законопроект об отключении Интернета в России в первом чтении приняла Государственная Дума, бизнес с опасением ожидал приближения апреля.
Во второй декаде марта 2019 г. в Совете Федерации были разработаны предложения по внесению изменений и доработке законопроекта ко второму чтению. В совещании кроме сенаторов приняли участие представители телекоммуникационных сферы и специально приглашённые эксперты. Когда пройдёт второе чтение по законопроекту, пока неизвестно, но согласно российскому законодательству именно по результатам второго чтения любой законопроект либо принимается и передаётся для окончательного третьего чтения, либо отклоняется или отправляется к первоначальной стадии чтения.
Только факты
О возможности отключения территории Российской Федерации от глобальной сети Интернет (а не наоборот!) президент говорил ещё несколько месяцев назад. Это не превентивная мера со стороны нашего государства, а санкционный метод давления Америки на российское руководство в свете подписанной осенью 2018 года Дональдом Трампом «Стратегии национальной кибербезопасности США», которая декларирует принцип «сохранности мира любой силой».
Давайте вспомним, сколько раз за последние несколько лет американские партнёры обвиняли Россию в хакерских атаках без предъявления доказательств. Или о том, что у истоков создания всемирной паутины стояли финансируемые Министерством обороны США американские исследовательские центры и университеты.
Вот и получается, что в случае эскалации международной напряжённости американцы вполне могут пойти на этот шаг. И неважно, что доступ к сети Интернет является базовым правом человека, закреплённым резолюцией ООН от 3 июня 2011 года.
Если подобный негативный сценарий всё-таки будет реализован, и Россия окажется к нему не готова, то удар придётся именно по экономике. Яркий пример — ситуация с отключением Интернета в Республике Конго, экономика которой потеряла за 20 дней без всемирной сети 20 млн. долларов. Конечно, в масштабах нашей страны вероятные экономические убытки могут исчисляться миллиардами.
Впрочем, стоит понимать, что отключение территории России от всего внешнего мира осуществить технически непросто. По мнению экспертов, отключение Рунета от глобальной сети возможно только путём отключения магистральных сетей, как это было реализовано в КНР. Китай продублировал на своей территории все важные системы глобальной сети, а также ввёл искусственно созданный запрет на любые технологические продукты извне. И при этом сохранил связь с миром.
Но с другой стороны Интернет-политика Поднебесной изначально строилась на копировании инновационных моделей и тиражировании лучших мировых технологических продуктов. Большинство же российских ИТ-компаний и веб-сайтов используют программное обеспечение и операционные системы, созданные иностранными компаниями. Об отечественных аналогах говорить пока не приходится.
А вот относиться серьёзно к разговорам о том, что США отключит Россию от Интернета, я бы не стал. Потому что сделать это американским партнёрам в одиночку невозможно. Для реализации подобного плана им понадобится поддержка от руководства всех стран. То есть всем мировым сообществом должно быть принято совместное решение, чтобы не пропускать российский трафик, вплоть до изоляции наших спутников. Но из-за ущерба, который в этом случае может понести уже вся мировая экономика, подобное решение невыгодно в первую очередь для той же бизнес-элиты США.
Но любая власть всегда должна просчитывать развитие ситуации на несколько шагов вперёд. Поэтому и российские законодатели решили отталкиваться от самого негативного сценария и сработать на опережение. Но в таком случае, прежде чем что-то менять, необходимо к этим изменениям подготовиться. А значит, России нужны оперативные и реально действенные законодательные меры по поддержке отечественной ИТ-отрасли.
О том, что в этом вопросе руководство страны настроено решительно, говорит тот факт, что в ходе последнего обращения к Федеральному собранию, президент РФ поручил правительству «создать максимально комфортные условия для частных инвестиций в технологические стартапы».
Основные цели
Так что всё-таки предлагает данный законопроект? Во-первых, определять движение интернет-трафика, а также уменьшать передачу данных за границу будут государственные органы.
Во-вторых, в случае появления угрозы провайдеры обязаны предоставлять властям доступ к своим серверам. Для этого Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования войдет в состав Роскомнадзора и станет аккумулятором данных о компаниях, организующих работу Интернета на территории страны. Кроме этого, провайдеры должны будут устанавливать на сети датчик для определения источника интернет-трафика, что в свою очередь позволит заблокировать доступ к запрещенной информации. Как это будет реализовываться, пока не совсем понятно, хотя бы потому, что в стране действуют более 15 тыс. операторов.
Но если оттолкнуться от китайского опыта, то подобные технические средства действенны только при привязке трафика к известным доменам и IP-адресам, а вот системы, позволяющие сделать трафик анонимным, их неплохо обходят. Но закон, если он будет окончательно принят в третьем чтении, всё-таки позволит ввести дополнительную меру защиты от внешних кибератак и других агрессивных действий извне. Например, избавить жителей страны от возможной слежки западных спецслужб.
Но с другой стороны, это палка о двух концах. И кроме защиты извне, власти смогут отслеживать своих граждан в Интернете. А в случае необходимости и обезопасить себя от массовых протестов, которые в большинстве случаев согласовываются именно в сети.
Впрочем, власть уверяет, что обычные пользователи никаких ограничений от ввода данных запретительных мер почувствовать не должны. То есть в случае реализации почти фантастического сценария с отключением Российской Федерации от всемирной сети жители страны этого не заметят. Правда, есть один существенный нюанс: посещать зарубежные ресурсы или российские сайты, размещённые на серверах других стран, не получится.
Резонный вывод
Стоит ли рассуждать из позиции «нужен или нет этот законопроект»? Политически он своевременен. И здесь как пример можно провести параллель с созданием Национальной системы платёжных карт (АО НСПК).
В 2014 году после введения США санкций против России международные платёжные системы Visa и MasterCard приостановили обслуживание платёжных карт в нескольких российских банках, а также на всей территории Крыма. На тот момент казалось, что монополию Visa и MasterCard победить невозможно. Но после создания и апробирования Национальной системы платёжных карт международные монополисты уже не были столь категоричны.
В июне 2015 года договорённость с НСПК была достигнута руководством Visa, затем MasterCard и японской JCB. А в июле того же года соглашение с Национальной системой платёжных карт подписала американская платёжная система — AmericanExpress.
Если законопроект будет принят, то хочется верить, что его реализация пройдёт поэтапно и комплексно. То есть грамотно. И что обычный пользователь не ощутит эту реализацию не только на своей возможности пользоваться Рунетом, но и на своём кошельке. Потому что, потратив средства на закупку и установление тех же датчиков для определения источника интернет-трафика, провайдеры могут поднять абонентскую плату.
Никакого нового «железного занавеса» не будет — власти страны не станут отключать все иностранные сети, а вот контролировать российский сегмент Интернета государство будет полностью.
Источник: Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро U&Partners