4 июля 2019 г.
Впечатляющие темпы роста за последние несколько лет говорят об огромном потенциале рынка видеоконференцсвязи (ВКС). В 2013 году этот сегмент был самой быстроразвивающейся бизнес-услугой, насчитывая 37,4 млн. пользователей*. К 2015 году их количество возросло до 95 млн. и продолжает стремительно увеличиваться. Исследование Business Wire оценило размер рынка почти в 5 млрд. долларов. По прогнозам аналитиков к 2023 году эта цифра вырастет до 8 млрд. с оценкой CAGR 7,44%. Сейчас 60% рынка занимают несколько главных игроков. В последние годы в сегмент также стали активно инвестировать IТ-гиганты, разрабатывая новые решения и способствуя развитию сферы.
Когда рынок конференцсвязи только формировался, производители ориентировались на глобальные, территориально распределенные компании. Их ключевой потребностью были дорогие высококачественные решения для конференц-комнат, способные обеспечить «эффект присутствия». Например, система Real Presence Immersive Studio от компании Poly, включающая в себя три дисплея 4K Ultra HD с диагональю 65 дюймов, позволяла проводить переговоры в максимально реалистичной и интерактивной атмосфере благодаря сочетанию своих звуковых и визуальных решений.
Каждый производитель стремился «подсадить» клиентов именно на свою продукцию, разрабатывая уникальные системы. Корпоративные решения, включающие в себя широкоугольные «умные» камеры, несколько экранов, профессиональные выносные микрофоны, мультимедийные телефоны и устройства для беспроводной передачи контента могут стоить сотни тысяч долларов. Именно крупные компании были драйверами рынка ВКС на протяжении многих лет, и сегодня остаются приверженцами традиционных дорогих решений. У них есть свои требования к производительности, надежности и масштабируемости.
Однако сейчас на первый план выходит унифицированное сотрудничество — объединение видео, голоса и обмена сообщениями в одном информационном пространстве. Программное обеспечение играет все большую роль, что позволяет производителям ВКС-решений открыть совершенно новый для себя рынок СМБ. Впрочем, физическим рабочим областям по-прежнему требуются конечные точки для совместной деятельности, будь то ноутбук, настольный телефон или более совершенные решения для коллективной работы в комнате собраний.
Потребности СМБ сильно отличаются от крупных компаний. Им важны экономия, интеграция с системами других производителей, надежность, удобство использования и дополнительные функции для работы с контентом. Теперь, например, в качестве преимущества, нашей линейки мультимедийных телефонов мы указываем интеграцию с более чем 60 платформами управления вызовами.
Одним из драйверов роста рынка сегодня является повсеместное проникновение облачных решений. Это связано с гораздо более низкими затратами по сравнению с развертыванием систем локально. Облачные решения подходят для крупных мероприятий с большим количеством участников. В России, впрочем,
В тесной взаимосвязи с облачными решениями идет концепция гибкой работы. По прогнозам J’son & Partners Consulting к 2020 году 20% сотрудников российского частного сектора будут работать удаленно, что сэкономит работодателям более 1 трлн. рублей. Спрос на поддержку средств для совместной работы растет, так как они рассматриваются в качестве одного из немногих оставшихся драйверов повышения производительности труда. Поэтому компании будут внедрять новые инструменты для повышения эффективности взаимодействия и сотрудничества, да и государства станут стимулировать внедрение подобных систем. Во Франции, например, принимается закон, регламентирующий удаленную работу как работу в офисе. Впрочем, даже имея возможность вести дела удалённо, люди предпочитают встречаться лично, когда речь идёт о бизнесе, контрактах и больших суммах, но это не всегда возможно из-за размеров страны. Так что новые решения, направленные на удовлетворение потребностей клиентов, продолжают появляться.
Развитию рынка видеоконференцсвязи способствует и тренд на использование офисов с открытой планировкой. Несмотря на очевидные преимущества, опен-спейсы также могут доставить сотрудникам и массу неудобств. Согласно данным исследования Future Workplace, выполненного по заказу Plantronics, Inc. («Poly» — в бывшем Plantronics и Polycom), девять из десяти опрошенных заявили, что им портит настроение шум во время телефонных или видео-переговоров коллег.
Опрос показал: более половины сотрудников считают, что их организации могут помочь в создании комфортных условий для работы в опен спейсах. Одним из трендов этого сегмента становятся небольшие переговорные комнаты, так называемые huddle rooms. Это маленькие помещения на несколько человек, отделенные от общего пространства ширмой или стеклом, или вообще являющиеся его частью. Эта концепция подразумевает, что такие комнаты будут использоваться не столько внутри компаний, сколько в общественных местах, и, согласно прогнозам Frost&Sullivan, к 2020 году huddle rooms составят до 67% внедряемых ВКС-решений.
Традиционно бороться с шумом в открытых пространствах помогают гарнитуры. В некоторые из них встроены функции активного шумоподавления. Инновационные решения также продолжают появляться. Одной из таких разработок стал cервис Habitat Soundscaping. Он распознает разговорную речь и в режиме реального времени корректирует громкость транслируемых через специальные колонки звуков природы. Сервис делает их тише в зоне разговора, увеличивает громкость в соседних рабочих областях. Это дает сотрудникам возможность не отвлекаться на посторонние беседы.
Сферы применения ВКС постоянно расширяются. Телемедицина, о которой сейчас так много говорят в России, в сущности, ни что иное, как взаимодействие между пациентами и врачами через видео-конференц-связь, помогающее определить, нужно ли пациенту физическое обследование, что позволяет сохранить время и самого пациента, и доктора. В 2015 году глобальный рынок телемедицины оценивался примерно в 18 млрд долларов. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году он вырастет до 40 млрд. Также эти технологии уже широко применяются в образовании. Еще один весьма перспективный вариант — вывод обслуживания клиентов на новый уровень. Возможности видеосвязи позволяют консультантам сформировать более объективное и профессиональное видение проблемы, чем может предоставить словесное описание пользователя. Отдельного внимания заслуживает применение видеоконференций в государственных структурах.
Рынок видеоконференций в настоящее время находится на стадии становления, и ведущие игроки сосредоточены на постоянно возрастающей конкурентной борьбе. Поставщики решений для видеоконференцсвязи активно разрабатывают инновационные продукты с применением новейших технологий, таких как нейросети, ИИ, машинное обучение для удовлетворения ожиданий клиентов от расширения функций и интегрированных возможностях.
*«The New Digital Age: Reshaping the Future of People, Nations and Business» by Eric Schmidt and Jared Cohen (2013, Alfred A. Knopf)
Источник: Сергей Хомяков, генеральный директор Poly по России и СНГ