23 июля 2019 г.
Новые форматы аренды компьютерной техники интересны бизнесу, но экономически оправданными они бывают не всегда. Проблема состоит в том, что экономически оправданный баланс между купить/арендовать оказывается уникален для каждой компании, так как зависит от ее размеров, структуры, зрелости ИТ-инфраструктуры, требований к объему и скорости вычислений, а также от ряда прочих параметров. Более того, этот баланс динамичен, то есть изменяется как с развитием доступных сервисов, так и с появлением/исчезновением/изменением спектра задач, стоящих перед бизнесом.
«Облака»: оптимизм — оправдан, радость — преждевременна
Cloud-технологии были остаются одним их основных драйверов современных ИТ, как, в частности отметил , на Digitize 2019 Дмитрий Пенязь, руководитель департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России. Направление показывает прекрасную положительную динамику, что означает высокий спрос на «облачные» решения со стороны российских компаний, занятых развитием собственной инфраструктуры.
Рост российского «облачного» рынка составил 25% в денежном выражении в сравнении итогов прошлого и позапрошлого года, если считать в национальной валюте, в долларовом исчислении положительная динамика несколько ниже — 17,5%, по оценкам iKS-Consulting. Общий объем национального cloud-сегмента составил по итогам прошлого года 68,4 млрд руб. (1,1 млрд. долл).
Рост сегмента сохранится и в дальнейшем, по мнению аналитиков iKS-Consulting, средний ежегодный темп будет составлять 23% на период до 2022 года, когда объем достигнет 155 млрд руб. Быстрый рост сегмента объясняют прежде всего активно проводимой политикой оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру в сочетании с повышением доверия к «облачным» услугам со стороны крупного бизнеса. Определенную роль играет комплекс мер со стороны государства — от курса на импортозамещение до требования хранения ряда данных на территории РФ. Отмеченные драйверы роста способны обеспечить развитие рынка и в ближайшем будущем, что внушает оптимизм.
Однако доля российского сегмента в мировом рынке облачных услуг пока еще неприлично мала — в прошлом году она составила всего 0,9%! Напомним, доля России в мировом валовом продукте в это время составила 3% с учетом паритета покупательной способности. Легко видеть, что «клаудизация» в наших условиях более чем втрое (!) ниже нормы, поэтому драйверы роста нужны дополнительные, а имеющиеся нуждаются в интенсификации.
Бизнес заинтересован
Российский бизнес активно проводит политику оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру. Теоретически это может способствовать популяризации «облачных» сервисов, но практически cloud-провайдерам еще работать и работать над продвижением соответствующих решений, над завоевыванием доверия корпоративных заказчиков, над разъяснением финансовых аспектов.
Бизнес только начал понимать разницу между ценой приобретения ИТ-оборудования и ценой владения им, научившись правильно рассчитывать свои расходы на ИТ, как теперь ему приходится нащупывать баланс между финансовой выгодой владения и аренды.
HaaS vs. cloud
HaaS (Hardware as a Service) — тоже крайне быстро растущее направление, по данным TADviser положительная динамка этого направления в российских условиях показывает отрадные +30% в год, хотя данных в денежном выражении аналитики компании не представили.
HaaS и «облака» — по сути варианты аренды оборудования, только обладающие некоторыми нюансами. В обоих случаях «железо» не принадлежит заказчику, а при cloud-формате даже физически не попадает на территорию заказчика! Разумеется, есть некоторые различия, обусловленные техническими моментами. По формату HaaS или, как более широкий вариант, в формате «инфраструктура как сервис», можно получить практически любой ИТ-сервис. В формате «облачных услуг» есть некоторые очевидные ограничения.
Радикального противостояния форматов HaaS/IaaS и cloud — нет. Более того, аналитики зачастую не могут провести грань между ними! Например, заказчик приобретает услугу IaaS, часть серверов, хранилищ и рабочих машин поставлены «в железе», но часть виртуальны и «крутятся» в «облаках», приватных или реализованных поставщиком услуги. В таких условиях проблематично разделить затраты на HaaS и на cloud.
Затраты на владение оборудованием — от ремонта и подмены на время ремонта до трат на амортизацию, апгрейд и утилизацию — отказываются на стороне поставщика услуги, равно как и сопутствующие риски. Важно, что арендодатель также готов очень быстро обеспечить гибкое масштабирование предоставляемой услуги, причем как в сторону расширения, так и в сторону сворачивания, что тоже несет немалые риски для финансовых показателей его бизнеса. Конечно, это не может быть бесплатным, поэтому заказчик всегда платит за аренду несколько больше, чем при покупке оборудования. Как следствие — аренда «железки» должна обходиться дороже, чем владение, в среднем на 5% и более, но несмотря на это компании активно пользуются арендой, да и еще извлекают выгоду! Как такое получается?
Когда выгодна аренда
Если коротко: когда здесь и сейчас нет денег на приобретение оборудование в полную собственность и/или когда от ИТ-инфраструктуры (или от ее фрагмента) нужна повышенная гибкость. Принято считать, что для SMB обычно актуальнее первый вариант, а для корпораций — второй. Хотя, конечно же, возможны варианты, но в среднем SMB обычно не очень богаты для крупных вложений в ИТ, а корпорации хорошо умеют считать деньги и боятся в случае, если что-либо пойдет не так с новым бизнесом, остаться на балансе с дорогим оборудованием, которое непонятно куда девать.
При правильном балансе ситуация с арендой обратная — клиент, практикующий HaaS или «облако», получает выгоду от этой услуги! Использование арендных моделей оказывается выгодным за счет уменьшения рисков, связанных с цифровой инфраструктурой, оптимального управления вложениями в ИТ, получения экономии от дополнительной гибкости корпоративного ИТ и скорости разворачивания новых решений, а также ряда других факторов. В умелых руках перенос затрат на ИТ из категории капитальных в категорию операционных тоже может оказаться эффективен «в деньгах»! Аренда оборудование может позволить бизнесу снижать совокупную стоимость владения инфраструктурой — за 5 лет в среднем на 10% и более, по данным «Крок».
«Облака» и настороженность
Несмотря на отмеченный рост доверия к cloud-сервисам есть достаточно многочисленные группы клиентов, которые крайне настороженно к публичным «облакам». Это финансовые институты, государственные структуры (прежде всего, силовые) и прочие компании, работающие с секретной информацией разных типов — от государственных секретов до персональных данных россиян. Однако даже с недоверчивыми заказчиками следует работать — игнорировать их нельзя, они слишком многочисленны и велика емкость их потенциальных заказов — причем работать как средствами пиара, так и предлагая частные или гибридные «облака».
С технической точки зрения нет никаких проблем. Например, представители компании «Крок» подчеркивают, что данные на их «облачных» сервисах надежно защищены, в том числе, благодаря использованию средств защиты информации, сертифицированных ФСТЭК и ФСБ. Но есть и более изощренные решения, способные удовлетворить требования заказчика и обеспечить «облачные» удобство и гибкость в сочетании с экономической эффективностью. Например, частное «облако» компании вполне может работать в рамках IaaS! Физически оборудование, поставляемое в аренду, будет находиться у компании-заказчика (ради его спокойствия и соответствия требованиям законодательства), но обслуживание и риски, связанные с данным оборудованием, будут на компании-арендодателе! Заметим, что такие требования есть не только у российских заказчиков, у компаний из других регионов они тоже встречаются, иначе, например, Microsoft не создавала бы Azure Stack.
Azure Stack — расширение инфраструктуры глобальной облачной платформы Microsoft для бизнеса, которое позволяет получить доступ к IaaS, PaaS-сервисам и унифицированным средствам разработки приложений. Первой Microsoft Azure Stack на российский рынок вывела компания МТС, было это год назад — в августе 2018.
Канал: полная заинтересованность
Все игроки канала крайне заинтересованы в продвижении новых форматов. Кроме классических провайдеров «облачных» услуг в этом направлении активно работают интеграторы, а вендоры поддерживают всех. Как отметила Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia, отвечая на вопрос об отношении к намечающемуся тренду переноса видеоускорителей в «облако», компании все равно, кому продавать видеокарты — частным пользователям напрямую, или провайдерам cloud-сервисов, которые будут сдавать в аренду те же самые платы тем же самым пользователям. Сказанное г-жой Шеховцовой справедливо и для других участников канала.
Если для производителей видеокарт сервисная модель использования оборудования массовым пользователем — дело хоть и близкого, но будущего, то вендоры компьютерного оборудования давно работают как с поставщиками «облачных» услуг, так и с интеграторами, для которых «облака» является одной из частей поставляемых инфраструктурных решений. «Dell EMC поддерживает модель «ИТ как сервис», предоставляя клиентам доступ к самым современным технологиям для создания ИТ-инфраструктуры, готовой к вызовам «цифровой трансформации», — отмечает Константин Исаакян, директор департамента по работе с партнерами Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии.
НРЕ может поставлять оборудование для любых современных задач, причем произвольных форматов, в том числе, и «облачных», отметил Олег Васьков, руководитель Центра высоких технологий Hewlett Packard Enterprise в России. Интересно, что, продвигая оборудование, подходящее, в том числе, и для создания «облаков», НРЕ будет продвигать собственное cloud-решение GreenLake, причем, как отметил г-н Пенязь, ориентируясь как на крупных корпоративных заказчиков, так и на предприятия сектора SMB. Кроме того, вендор поддерживает продвижение HaaS через своих локальных партнеров.
Выход крупных глобальных игроков на локальный рынок, связанный с арендой ИТ-элементов, означает, что они видят перспективы в этой области и намерены бороться за свой «кусок пирога», действуя как напрямую, так и через местных партнеров. В настоящее время, заметим, локальный рынок развитый и зрелый — например, российские компании даже являются экспортерами «облачных» услуг, как отметили специалисты iKS-Consulting. Конкуренция в продаже cloud-товаров, а также в продвижении HaaS, будет крайне высокой, от чего выиграют и отдельные заказчики, и национальный сегмент в целом, и экономика страны.
Источник: Редакционный материал