23 сентября 2019 г.

Гибкость для компаний сегодня больше, чем конкурентное преимущество, это залог выживания. Однако для обеспечения требуемой гибкости недостаточно наличия соответствующих элементов в стратегии, решимости менеджмента и пластичности бизнес-процессов, нужна еще поддержка в виде digital-решений. Особенно хорошо это видно в ритейле, на примеры из которого мы будем активно ссылаться в рамках этого материала. Но сказанное актуально и для других сфер экономики.

Кризис — стимул для перемен

Экономические проблемы рублевой зоны, приводящие к снижению платежеспособного спроса, вызывают усиление конкуренции в ритейле, HoReCa и других сегментах оффлайнового B2C. Россияне вынужденно экономят даже на еде (эта тенденция пока не коснулась только мороженого, по сообщениям РИА «Новости»), что показательно как для текущей ситуации, так и для трендов ближайшего будущего. Соответственно, компании, работающие на российском рынке, начинают активную конкуренцию за каждый рубль российских потребителей, причем как прямую, так и косвенную. В ход идут современнейшие инструменты. «Продуктовая аналитика, персонализация и динамическое ценообразование — это огромный шаг вперед в области развития взаимоотношений с клиентами, понимания их запросов и реализации потребностей бизнеса», — уверен Аскар Багавиев, директор практики по цифровизации и трансформации CROC Digital Insight. Это справедливо для разных бизнесов, но в первую очередь для продуктового ритейла, который первым сталкивается с пугающим снижением платежеспособного спроса целевой аудитории.

MarTech-инструменты

MarTech ( производное от сочетания «marketing technologies», по аналогии с FinTech, полученного от «financial technologies») показывают высокую эффективность на множестве бизнес-задач. Приятно, что теперь бизнесам не надо «изобретать велосипед», а можно обратиться к консалтинговым компаниям, которые предоставят соответствующие инструменты практически по принципу «...aaS». Например, CROC Digital Insight, консалтинговое подразделение компании КРОК, недавно объявило о запуске практики цифрового маркетинга и продуктовой аналитики, в рамках которого будет консультировать заказчиков в области digital-маркетинга, создавать и предлагать MarTech-сервисы.

«Инструменты продуктовой аналитики позволяют выявлять привычки потребителей, повышать конверсию, средний чек и частоту покупок, снизить отток пользователей, оптимизировать рекламные бюджеты», — говорит Олег Кравченко, заместитель генерального директора КРОК.

Аналогичные сервисы предлагают и другие компании, хотя и со своей спецификой. Например, Mail.ru Cloud Solutions запускает PaaS-решение (разумеется, «облачное»). Конечно же, хранимые и обрабатываемые в этом «облаке» данные могут быть любыми, но представители компании ожидают, что наиболее востребованным данный сегмент будет для решений класса business intelligent. Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions, считает актуальными данные аналитиков, согласно которым российский рынок BI-решений активно развивается и будет продолжать расти со средними темпами 10-15% в год. По сути, решения CROC и Mail.ru Cloud Solutions во многом направлены на одну и ту же целевую аудиторию, но первая компания предлагает инструменты + экспертизу, а вторая — только инструменты, считая, что на рынке много компаний с собственной экспертизой, которым будет выгоден переход на продвинутую «облачную» аналитику, в том числе предиктивную.

«Рассчитали на бумаге...»

Проанализировав общую ситуацию на рынке, действия конкурентов, подверстав данные о сезонности спроса и выполнив другие действия по анализу ситуации, компании, предоставляющие услуги «цифрового консалтинга», выдадут практические рекомендации по комплектованию ассортимента, ценообразованию и т.д. Но вот как их выполнять «на местах»? Если бизнесы достаточно цифровизированы, то особых проблем не возникнет. Но если для «перестройки» требуется ручной труд, это может стать проблемой — этот ресурс стоит денег, кроме того, в ряде случаев масштабировать его непросто. Поэтому применение MarTech-инструментов потребует активной «цифровой трансформации» бизнесов. Посмотрим, как это выглядит на примере ритейла.

Кибер-магазины — требование времени

Динамическое ценообразование, о котором говорил г-н Багавиев, вполне способно стать конкурентным преимуществом для любого магазина, решая различные бизнес-задачи. Но как его применять на практике? Например, оно не потребует особых усилий в интернет-ритейле или в сетях вендинговых автоматов, но способно создать серьезные проблемы в оффлайне. Торговой точке «в физическом мире» потребуется частая замена десятков тысяч ценников возле товаров, что является довольно дорогим процессом (за рабочее время нужно платить), да еще и достаточно инерционным (процесс замены требует времени, моментально его не выполнить). Нужно ИТ-решение, способное автоматизировать процесс — «электронные ценники».

Мы видим активные эксперименты крупных торговых сетей с этими элементами информационных систем, построенных на «электронных чернилах». Крупный проект с «электронными ценниками» запустила в пилотную эксплуатацию X5 Retail Group — 58 тыс. таких устройств установлены в 7 долгопрудненских магазинах сети «Пятерочка». Стоимость инвестиций в проект сеть не раскрывает. Известно лишь, что использовано решение компании SES Imagotag, которое использует радиоканал для связи с ценниками, локальный сервер, размещенный в магазине, и применяет программное обеспечение от вендора, интегрируемое с back-офисом магазинов и взаимодействующее с мобильными терминалами для сбора данных. По оценкам аналитиков, стоимость такого проекта может колебаться от 0,5 до 10 мон руб., в зависимости от количества требуемых е-ценников и особенностей торговых точек.

Однако выгода от внедрения таких систем для ритейла получается многогранная. На некоторые товары цены можно менять несколько раз в день, что актуально для скоропортящихся или, например, акционных — в результате процент потерь от «просрочки» может быть существенно снижен. Цены можно по несколько раз изменять и в зависимости от времени дня, погодных условий и прочих факторов, чтобы управлять трафиком, повышать удовлетворенность клиентов и их лояльность.

Полностью автоматизированные магазины внедряют как Amazon и Walmart, так и российские ритейлеры. Первый пилотный «робот-магазин» открыт в Долгопрудном сетью «Пятерочка». Его площадь всего 20 кв. м, представлено в нем порядка 250 товарных позиций, пользоваться им пока могут только работники компании, но на нем отрабатывают технологии создания и масштабирования заведений такого формата. Автоматизирован процесс продажи, поставку товаров, их размещение на полках и прочие действия выполняют люди.

Заметим, что проект в Долгопрудном — далеко не первый у X5 Retail Group, связанный с «электронными ценниками» — в 3 крупных супермаркетах сети «Перекресток», также принадлежащей данной компании, расположенных в Санкт-Петербурге, Старом Осколе и Москве, уже используют более 65 тыс. таких девайсов. И не последний — до конца этого года Х5 планирует внедрить «электронные ценники» еще в 15 магазинах «Пятерочка» и в 10 супермаркетах сети «Перекресток».

С «электронными ценниками» работают и другие ритейлеры. «Магнит» сейчас пилотирует технологию «электронных ценников» в 2 магазинах своей сети. До конца года планирует расширить пилотный проект до 9 торговых точек, охватив ими точки разной специализации — «Магазины у дома», «Магнит Семейный», «Магнит Косметик» — задействовав в итоге до 20 тыс. электронных ценников. Пилотные проекты с «электронными ценниками» развернуты в электронных гипермаркетах «М.Видео-Эльдорадо», причем площадки присутствуют в Москве и в Санкт-Петербурге.

Что дальше?

Новое поле деятельности, открывающееся перед российскими интеграторами, нужно осваивать и разрабатывать. Каналу, соответственно, потребуется наладить массовые поставки компонентов нового типа, например, упомянутых «электронных ценников». Поставщики «облачных» решений также получают новый фронт работ. Интересно, что cloud-сервисы российских компаний также окажутся в канале. Например, платформа Mail.ru Cloud Solutions и дистрибьютор программного обеспечения MONT недавно объявили о сотрудничестве, что, как подчеркнул Дмитрий Елин, директор облачной дистрибуции MONT, упростит процессы цифровизации российского бизнеса.

В рамках «цифровой трансформации» идут процессы, способные стимулировать развитие компаний разной специализации, работающих в ИТ. Заметим, что в данной статье мы рассмотрели взаимодействие с процессами «цифровой трансформации» российских бизнесов двух локомотивов ИТ-сегмента — «облаков» и IoT, хотя и в специфических формах. Много интересного происходит в связи с динамикой сегментов BigData и 5G, о чем мы еще поговорим.

Источник: Александр Маляревский, crn.ru