8 ноября 2019 г.
Глядя в свой магический кристалл, Gartner назвал десять главных тенденций в ИТ, которые будут менять будущее и откроют самые большие возможности на рынке в ближайшие пять-десять лет.
«Эти тренды оказывают глубокое влияние на людей и всё пространство их обитания, — пишет в пресс-релизе Брайан Бёрк (Brian Burke), вице-президент исследования Gartner. — Вместо того, чтобы строить ИТ-платформы и потом искать возможные применения, организациям следует в первую очередь рассмотреть деловой и человеческий контекст их внедрения».
К 2022 году 70% организаций будут экспериментировать с иммерсивными технологиями, предназначенными для потребителей и корпоративного использования, и 25% затем внедрят их в своей практике, дает прогноз Gartner. А к 2024 году малокодовая разработка будет использоваться при создании более 65% всех приложений.
Гиперавтоматизация, распределенное облако, используемый на практике блокчейн и расширение человеческих возможностей — вот лишь некоторые из главных трендов в будущем году, которые будут двигать трансформацию и оптимизацию. Организациям, которые хотят быть на переднем крае инноваций, следует усвоить образ мышления и новые подходы, сутью которых является постоянный вектор перемен.
Ниже охарактеризованы десять главных трендов на 2020 год и далее, которые будут менять ландшафт всех отраслей.
Интеллектуальная граница сети
Периферийные вычисления станут доминирующим подходом практически во всех отраслях и сценариях использования, поскольку на стыке сети и физического мира будут внедряться всё более сложные и специализированные вычислительные ресурсы с одновременным расширением ресурсов хранения данных. Цель периферийных вычислений — сократить трафик, выполняя первичную обработку локально, чтобы уменьшить задержку и повысить автономность на границе сети. В настоящий момент внимание к интеллектуальным граничным технологиям вызвано внедрением систем Интернета вещей (IoT), чтобы обеспечить автономный или распределенный функционал в мире встроенных IoT-устройств.
Со временем на этой интеллектуальной границе создастся неструктурированная архитектура, состоящая из разнообразных «вещей» и сервисов, соединенных в гибкую ячеистую сеть, связанную множеством распределенных облачных услуг. В будущем умное устройство, например дрон, сможет взаимодействовать с корпоративной IoT-платформой или местными облачными сервисами городского уровня и затем обмениваться данными с другими такими же дронами для навигации.
В период до 2028 года Gartner прогнозирует неуклонный рост использования встроенных датчиков и ресурсов хранения, вычислительной мощности и передовых средств ИИ в устройствах интеллектуальной границы сети. Ячеистая архитектура позволит строить более гибкие, интеллектуальные и быстрее взаимодействующие одноранговые IoT-системы.
Практические применения блокчейна
Блокчейн позволяет участникам цепочки проследить активы до точки их возникновения. От этого выигрывают не только привычные активы, но и открывается дорога таким применениям, как прослеживание пищевых заболеваний вплоть до поставщика сырья. Блокчейн позволяет нескольким партнерам, которые не знают друг друга, без опаски взаимодействовать в цифровой среде и обмениваться наработками без централизованного органа контроля.
К 2023 году станет технически возможно масштабировать блокчейн, и он сможет обеспечить поддержку доверенных частных транзакций с необходимой конфиденциальностью данных. По прогнозу Gartner, 60% ИТ-директоров планируют внедрить блокчейн в той или иной форме в ближайшие три года.
Блокчейн всё еще остается незрелым для корпоративного внедрения ввиду ряда технических проблем, в частности, слабой масштабируемости и взаимосовместимости. Но в перспективе эта технология способна кардинально изменить целые отрасли, обеспечив доверие, прозрачность и обмен наработками в экосистемах бизнеса — потенциально снизив затраты, сократив время совершения транзакций и улучшив движение денежных средств. Самыми перспективными применениями являются отслеживание активов, автоматизация обработки претензий, ведение внутреннего и совместного учета, а также системы умного города и IoT.
Гиперавтоматизация
Гиперавтоматизация — это сочетание средств машинного обучения, пакетов ПО и инструментов автоматизации. Речь идет о применении этих передовых технологий с целью большей автоматизации процессов и дополнения человеческих возможностей. Гиперавтоматизация это неизбежный вектор развития рынка, когда организации должны быстро выявлять и автоматизировать все возможные бизнес-процессы.
К 2021 году автоматизация задач интеллектуального анализа данных позволит рядовым сотрудникам выполнять больший объем сложного анализа, чем сегодняшним профессиональным аналитикам данных.
Ключевыми компонентами гиперавтоматизации являются роботизированная автоматизация технологических процессов (RPA), которая позволит соединить унаследованные системы, не имеющие API, с более современными системами, и пакеты интеллектуального управления бизнес-процессами, которые помогают управлять протяженными во времени процессами.
Гиперавтоматизация часто выливается в создание «цифрового двойника» организации, позволяя визуализировать, как взаимодействуют должностные функции, процессы и ключевые показатели эффективности при создании стоимости. Цифровой двойник становится тогда неотъемлемой частью процесса гиперавтоматизации, непрерывно предоставляя в реальном времени аналитическую информацию об организации и помогая выявить бизнес-возможности.
Интерфейсы мультимодального взаимодействия
К 2021 году по крайней мере треть организаций внедрит платформу разработки мультимодального взаимодействия с клиентами (multiexperience) с охватом мобильных устройств, веб-каналов, разговорных интерфейсов и технологии дополненной реальности, пишет Gartner.
Мультимодальное взаимодействие ставит на место пользователей, грамотных в ИТ, технологию, открытую человеку. В рамках этого тренда привычная концепция одной точки взаимодействия вырастает в мультисенсорные и мультиканальные интерфейсы, такие как носимые устройства и различные датчики. Gartner приводит в пример компанию Domino‘s Pizza, которая вышла за рамки заказов через мобильное приложение, интегрировав в свою систему самоуправляемые автомобили доставки, трекер выполнения заказа и взаимодействие через умные колонки.
Технологии виртуальной и дополненной реальности безусловно впечатляют, но здесь есть множество проблем и препятствий. Три возможности их использования для мультимодального взаимодействия, которые представляются перспективными, это: проектирование изделий и их визуализация, сервисное и техническое обслуживание, и обучение и моделирование.
Платформа разработки мультимодального взаимодействия включает инструменты создания клиентской части и обслуживающие сервисы, позволяя быстро строить масштабируемые, удобные интерфейсы с охватом любых устройств, форм и каналов взаимодействия. Инструментарий разработки и обслуживающие сервисы предоставляются в рамках унифицированной платформы разработки со слабосвязанной архитектурой клиентской и серверной части.
Демократизация ИТ
Демократизация технологии означает предоставление простого доступа к техническим или бизнес-инструментам без обширного или дорогостоящего обучения. К примеру, она позволит разработчикам генерировать модели данных, не обладая знаниями и навыками профессионального аналитика данных, а используя инструменты разработки с искусственным интеллектом для генерирования кода и автоматизации тестирования.
Gartner видит четыре главные области, где эта тенденция будет ускоряться в 2020 году и в период до 2023 года: это разработка приложений, проектирование, базы знаний и обработка и аналитика данных.
К 2024 году малокодовая разработка приложений будет обеспечивать более 65% всего объема прикладной разработки. Также к 2024 году 75% крупных организаций будут использовать по крайней мере четыре таких инструмента для прикладной разработки ИТ и инициатив в гражданской сфере.
Одной из потенциальных проблем демократизации ИТ видится «теневой» искусственный интеллект, когда люди без специальной подготовки задействуют простые в использовании инструменты для создания собственных решений с элементами ИИ и предоставляют поддержку таким же, как они, в подобной деятельности.
Расширение человеческих возможностей
Речь идет об использовании ИТ для расширения познавательных и физических возможностей человека. Примеры варьируются от носимых устройств для шахтеров, позволяющих повысить безопасность труда, до обучения с использованием симуляторов и поддержки сервисного персонала.
Физическая аугментация изменит физические возможности благодаря имплантации или размещению специальных устройств на теле, а когнитивная аугментация расширяет мыслительные способности человека, позволяя принимать более взвешенные решения. Организации всех типов и размеров рассматривают использование аугментации для достижения различных деловых результатов. Аугментация человеческих возможностей будет главным средством взаимодействия людей друг с другом и с интеллектуальными рабочими пространствами вокруг них.
Gartner указывает пять основных областей, где организации могут внедрить аугментацию, и прежде всего безопасность. Это риск, связанный с поверхностью атаки, которая больше не относится к конкретному устройству или местонахождению, а привязана к человеку, перемещаясь вместе с ним. Другие области — это конфиденциальность данных, соблюдение государственных и нормативных требований, потенциально длительное негативное воздействие на физическое и психическое здоровье, а также сложные этические вопросы в медицинской практике.
Открытость и прослеживаемость
Мир современных ИТ создал кризис доверия, говорит Gartner, так как потребители теперь всё больше осознают, как собираются и используются их данные. Искусственный интеллект и машинное обучение всё шире используются для принятия решений без участия человека, что требует выработки таких концепций, как управление на основе ИИ с объяснительной способностью.
К 2025 году 30% госзаказов и контрактов крупных корпораций на закупку ИИ-продуктов и услуг будут требовать использования объясняющего и этичного искусственного интеллекта, говорит Gartner.
Законы, подобные Генеральному регламенту о защите данных (GDPR), принятому в ЕС, вводятся по всему миру, устанавливая базовые правила для организаций. Gartner указывает, что открытость и прослеживаемость являются важнейшими составными элементами цифровой этики и обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных и корпоративной информации.
Алгоритмы лежат в основе всего, что делают организации и потребители, от набора персонала и покупки товаров до предоставления кредитов и даже отправки в тюрьму. Недостаточно продуманные или просто некорректные алгоритмы ведут к ошибочным бизнес-решениям, рискуя вызвать негативную реакцию сотрудников и клиентов.
Распределенное облако
К 2022 году 75% генерируемых организациями данных будет создаваться и обрабатываться вне централизованного дата-центра или облака, дает прогноз Gartner. На сегодняшний день эта цифра составляет менее 10%.
Распределенное облако — это сервисы общедоступного облака, распределенные за пределами ЦОДов поставщика облака, что позволяет размещать дата-центры где угодно. Эволюция от централизованного общедоступного облака к распределенному рождает новые облачные вычисления.
Распределенное облако находится пока на ранних стадиях развития, и многие поставщики предлагают лишь небольшую часть своих услуг в распределенном виде. Эта концепция предусматривает предоставление облачных сервисов с постоянным или периодическим подключением из общедоступного облака, распределенного по разным локациям. Это открывает возможность услуг с низкой задержкой, когда предоставляемые услуги ближе к точке потребления в удаленных дата-центрах, вплоть до устройств на периферии, что дает значительное повышение производительности и снижает риск сбоев из-за проблем в сети. К 2024 году большинство платформ облачных услуг будут предоставлять по крайней мере некоторые услуги, которые выполняются в точке потребления.
Автономные «вещи»
Большая часть сегодняшней технологии автономных вещей функционирует в рамках управляемой среды — в шахте или на складе, но она будет развиваться дальше и в конце концов придет в общественное пространство. Автономные вещи будут эволюционировать от независимых объектов до тесно взаимодействующего «роя» подобно рою дронов, который можно было видеть во время Зимних Олимпийских игр 2018 года.
Gartner призывает изучать способы, как автономные функции, управляемые искусственным интеллектом, могут преобразить практически любое физическое устройство в организации или среду заказчика. Поставщики ИТ могут создать бизнес-сценарии и карты поэтапного внедрения у заказчика, чтобы выявить ценные деловые результаты. Организации могут встроить применение интеллектуальных вещей в обычные задачи, выполняемые вручную или полуавтоматически. Такими применениями могут быть автоматизированная доставка или передовое сельское хозяйство, где создаются алгоритмы для роботов автономно функционирующих ферм.
Технологии автономных вещей развиваются очень быстро, отчасти благодаря тому, что используют ряд общих технических решений. Когда какая-то сложная задача решена для одного типа автономных вещей, это решение может быть распространено на другие их типы.
Безопасность ИИ
Все рассмотренные выше девять новых технологий, которые будут менять ландшафт ИТ, создадут новые уязвимости с точки зрения безопасности и новые потенциальные точки атак. Группам ИБ нужно будет решать новые трудные задачи и понимать, как искусственный интеллект скажется на вопросах безопасности. Gartner указывает три главные области, требующие такого внимания: защита систем, использующих ИИ, применение ИИ для укрепления обороны и упреждение злонамеренного использования ИИ в атаках.
В период до 2022 года 30% всех кибератак, связанных с ИИ, будут использовать инфицирование данных режима обучения, кражу модели ИИ или состязательные выборки для атак на системы с ИИ.
В первом из этих сценариев хакеры получают доступ к данным режима обучения и приводят систему с ИИ к отказу, вводя в нее некорректные данные. Следующий рубеж уязвимости, связанной с ИИ, — когда атакующий начинает использовать машинное обучение и другие методы ИИ для усиления своих атак. Каждая захватывающая инновация в ИИ, говорит Gartner, может и будет использоваться в злонамеренных целях. Организациям необходимо понимать, как хакеры могут атаковать их системы безопасности, использующие машинное обучение, на тренировочном этапе и в режиме прогнозирования.
© 2019. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.
Источник: Марк Харанас, CRN/США