4 декабря 2019 г.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при поддержке консалтинговой компании Strategy Partners провело первое совещание по теме «Мониторинг реализации стратегий цифровой трансформации компаний с государственным участием». В мероприятии приняли участие 30 крупных холдингов и госкорпораций, таких как «Сбербанк», «РЖД», «КАМАЗ», «Алроса», «Вымпелком». А также представители Минкомсвязи, Минпромторга, аппарата заместителя председателя Правительства РФ, сотрудники аналитического центра при Правительстве РФ и АНО «Цифровая экономика».
Организаторы уверены, что подобные стратегические сессии помогут отследить динамику реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также будут способствовать в реализации задач майских указов Президента («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). По словам представителя Минкомсвязи, главная задача обсуждений — получить представление о том, что компании ждут от государства, какая помощь и поддержка им требуется, чтобы цифровая трансформация произошла как можно быстрее и качественнее. В Министерстве полагают, что подобные встречи «создают условия для плавного перехода на цифровые сервисы и снижают риск возникновения кризисных ситуаций». На 2020 год уже запланировано несколько аналогичных мероприятий. А к концу сентября инициативная группа должна подготовить документ, в котором будут представлены критерии комплексной оценки цифровой трансформации в компаниях.
В течение первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» 10 компаний разработали стратегию цифровой трансформации, еще 20 должны принять аналогичные документы в
Партнер компании StrategyPartners Алексей Праздничных рассказал, что согласно предварительному опросу, проведенному компанией, в 43 организациях из 73 уже разработаны определенные мероприятия, направленные на создание такой стратегии. Проведенное на мероприятии голосование показало, что компаний, находящихся на начальной стадии цифровизации, ровно столько же, сколько тех, кто уже приступил к реализации пилотных проектов цифровой трансформации и стал составлять дорожные карты развития. Однако разный уровень цифровизации, по мнению организаторов, не должен стать препятствием. Алексей Праздничных уверен: хотя лидером в вопросах цифровизации остается банковский сектор, «это не означает, что остальные записаны в аутсайдеры: опираясь на успешный опыт коллег, компании уже в течение ближайших месяцев смогут разработать собственную рабочую стратегию».
При этом ключевой вопрос при создании системы мониторинга реализации стратегий цифровой трансформации, по мнению Алексея Праздничных, состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс между интересами госкомпаний и государства.
В рамках первого мероприятия участники обсуждали подходы к разработке ключевых показателей эффективности, мониторингу и отчетности по цифровой трансформации. Участники также назвали основные этапы цифровой трансформации и контрольные точки, через которые корпорации должны пройти, чтобы достичь нового цифрового статуса. Известно, что основные положения стратегий чаще всего состоят из двух важных направлений развития — внутрикорпоративной цифровой трансформации и продуктов для внешнего рынка. Внутрикорпоративная трансформация направлена на модернизацию сервисов и программ, которыми пользуются сотрудники предприятий. Их основные задачи — обеспечить безопасность хранения данных, увеличить скорость компьютерных операций, избавить сотрудников от монотонного механического труда и сократить вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Продукты для внешнего рынка включают сервисы и услуги, которые позволят клиентам быстро заключать надежные сделки с компаниями, иметь доступ к выполненным операциям, состоянию клиентского счета и т.д. Среди тех, кто только приступает к цифровой трансформации, на первом месте находятся задачи по цифровизации ключевых сфер деятельности. Впрочем, один из главных выводов, к которым пришли участники, заключается в том, что следует применять разные критерии к компаниям, которые только вступили на путь трансформации, и к тем, кто уже вовсю реализует проекты в этой области.
Так, директор по работе с госзаказчиками ПАО «Вымпелком» Александр Шведов рассказал, что его компания осуществляет цифровую трансформацию уже несколько лет и видит конкретные результаты.
«Сегодня мы принимаем участие в разработке ключевых показателей эффективности и одновременно с этим решаем более важную задачу — помогаем определить направления цифрового развития всего российского бизнес-сектора», — подчеркнул Шведов.
Представитель «РЖД-Технологии» Даниил Олейник отметил, что при разработке KPI в первую очередь необходимо обозначить, какие показатели уже имеются, стоит ли их корректировать и есть ли необходимость внедрять в рабочую практику новые показатели. Например, подход РЖД не предусматривает отдельный блок KPI по процессу цифровой трансформации.
«Для нас цифровая трансформация — это скорее инструмент, позволяющий преобразовать производственную деятельность компании, где главным показателем является повышение эффективности решаемых задач», — говорит Олейник.
В конце первого заседания стратегической сессии были проведены два анонимных голосования. Первое продемонстрировало отношение участников к тому, какой статус должен быть у стратегии цифровой трансформации компании. Большинство участников считает, что стратегия должна быть самостоятельным документом, а не частью долгосрочных планов развития (ДПР) или программ инновационного развития (ПИР). Второй вопрос (именно он вызвал наиболее живую дискуссию в рамках предварительного обсуждения) касался того, как именно государство должно осуществлять мониторинг. Более половины участников стратегической сессии высказалась за мягкую модель системы мониторинга цифровой трансформации госкомпаний. Такая система предусматривает участие государства в части формирования методических рекомендаций к стратегии, механизмам стимулирования и управления и мониторингу результатов. Около четверти участников поддержали модель активного вовлечения государства, предполагающую регулярный аудит и комплексную оценку готовности компаний к цифровой трансформации. Представители компаний-участников особо подчеркивали, что при реализации проектов цифровой трансформации им необходимо иметь «право компаний на ошибку и право выбора».
Источник: Наталья Басина, crn.ru