10 января 2020 г.
Развитие продуктовых линеек облачных провайдеров России
Если говорить про инфраструктурные продукты, то радикальных изменений в продуктовых портфелях основных игроков в 2019 году не произошло, и скорее всего не произойдет и в
IaaS по-прежнему остается самой востребованной услугой: это фундамент, на котором клиенты строят свои корпоративные информационные системы.
Все так же традиционно ключевым фактором успеха для IaaS продукта в контексте удержания клиентов является стабильность. Провайдерам важно дополнять ее компетентной поддержкой и проявлять оперативность в удовлетворении возникающих инфраструктурных потребностей, а также определенную гибкость в адаптации бизнес-моделей с сильно изменяющимся во времени объемом потребления услуг.
На этапе первоначального выбора клиенты, как и прежде, руководствуются преимущественно стоимостью услуг и тестами производительности IaaS продукта. Важно заметить, что «нулевым» этапом и фактором является скорость реакции на запрос и качество его обработки. Спектр предоставляемых услуг, пожалуй, нельзя назвать ключевым фактором выбора, однако стоит учитывать, что такие сервисы как резервное копирование, аварийное восстановление, хранение персональных данных и аренда популярного коммерческого ПО уже воспринимаются заказчиками, как неотъемлемые части IaaS продукта. В таком виде основные, лежащие на поверхности, задачи заказчика закрываются комплексно.
Поведение заказчиков и изменения в объеме и содержании спроса
В
На этом фоне становится актуальной совместимость IaaS продукта с различными инструментами управления конфигурацией и развертыванием, например, Ansible и Terraform, а также наличие DevOps компетенций в поддержке поставщика и полноценной pay as you go модели оплаты.
Провайдеры стремятся удовлетворить возрастающий интерес, поэтому описанную выше базовую функциональность, ориентированную на разработку, сегодня несложно найти на рынке.
При этом событием 2019 года стало появление у ряда отечественных поставщиков более продвинутых Dev-ориентированных продуктовых линеек, включающих открытые интерфейсы для работы с компьютерными зрением, слухом и речью, а также инструменты для решения прочих задач с помощью машинного обучения и нейросетей.
Ранее за этим нужно было идти к глобальным ИТ-гигантам, но теперь у российских заказчиков появился выбор. В 2020 году мы увидим дальнейшее развитие данных сервисов, а также расширение их взаимной интеграции в рамках платформы того или иного поставщика. Тем не менее говорить о массовом использовании клиентами подобных сервисов пока рано, и вряд ли их широкое проникновение станет трендом 2020 года. Все-таки подавляющее количество информационных систем заказчиков сегодня построены на legacy архитектуре, и прекрасно себя чувствуют в рамках возможностей более привычной IaaS инфраструктуры. При этом неизбежная для большинства бизнесов цифровая трансформация далеко не всегда подразумевает развитую корпоративную разработку с созданием продуктов с нуля на базе микросервисной архитектуры и serverless решений. Чаще под этим скрывается традиционная автоматизация процессов с помощью приобретения и внедрения отраслевых коммерческих продуктов, по-прежнему требующих установки на классические виртуальные машины в силу своей зрелости.
Развитие информационной безопасности
Нельзя не отметить постепенное усиление позиций облачных провайдеров на рынке услуг информационной безопасности, которое продолжится и в 2020 году.
Рост интереса российских заказчиков к теме кибербезопасности обусловлен процессами цифровой трансформации: увеличивается число бизнес-приложений, доступных конечным пользователям через интернет, а также необходимостью сбора и накопления больших данных о своих клиентах для более качественного анализа и прогнозирования их потребностей.
Логично, что одновременно с этим для заказчиков становятся более востребованными и средства киберзащиты внешних интерфейсов и собранных данных. Поэтому провайдеры постепенно наполняют свои продуктовые портфели сервисами информационной безопасности и предлагают их клиентам, размещающим либо разрабатывающим свои информационные системы в облаке. Часто используемый клиентами функционал, например, управление учетными данными конечных пользователей, защиту от вредоносного ПО, внешних вторжений, DDoS-атак или фишинга, сейчас в качестве услуги предлагают многие поставщики. При этом некоторые из них уже сегодня способны удовлетворить специализированные запросы клиентом, связанные с защитой от внешних и внутренних утечек, управлением событиями информационной безопасности и расследованием инцидентов, фактически предлагаю клиенту полноценный внешний SOC (security operation center).
Изменение поведения представителей облачного рынка России
В 2019 году на российском облачном рынке мы не увидели чего-то радикально нового. Продолжается постепенная консолидация рынка через поглощения одних игроков другими.
На рынок продолжают выходить крупные интернет и телеком-компании, а также крупные компании с государственным участием.
Параллельно мы наблюдали рост оборота практически у всех заметных участников рынка, среди которых большинство по-прежнему составляют крупные ИТ интеграторы либо их дочерние компании.
Если говорить о работе на рынке, то можно выделить 3 основные стратегии, которые, на мой взгляд, будут сочетать поставщики в 2020 году и далее с определенным акцентом на одну из них:
- Часть коллег-провайдеров сфокусируется на удовлетворении основных текущих потребностей клиентов, преимущественно по размещению уже существующих информационных систем. Для этого подходит использование хорошо себя зарекомендовавшего коммерческого и open source ПО. Расширяя свои технические компетенции, провайдеры будут постепенно забирать у заказчиков непрофильные ИТ функции, которые им выгоднее и гораздо удобнее передать провайдеру. К этому подходу будут более предрасположены ИТ интеграторы.
- Другая часть сфокусируется на удовлетворении потребностей клиентов, занимающихся разработкой собственных корпоративных ИТ продуктов. Клиентам будут предлагаться свои реализации новых технологий и подходов, преимущественно на основе open source ПО. Таким образом постепенно переводя клиентов на использование собственных облачных платформ с широкой взаимной интеграцией предлагаемых провайдером сервисов, в т.ч. сервисов за рамками непосредственно облака, но входящими в экосистему поставщика. Например, в области геопозиционирования, логистики, банкинга и пр. Эта стратегия будет доступна только тем, кто уже обладает подобной экосистемой, либо будет в состоянии ее построить.
- Наконец, третья часть сфокусируется на лоббировании своих интересов через властные структуры, для достижения доверительного статуса, который в свою очередь позволит реализовывать крупные ИТ государственные заказы, и широкое участие в национальных проектах. Наличие актуальной продуктовой линейки в данном случае не будет играть большой роли, поскольку потребности заказчиков будут удовлетворяться преимущественно в частном порядке, под проект. К этому подходу будут тяготеть крупные компании с государственным участием.
Источник: Дмитрий Яшин, генеральный директор ActiveCloud в России