4 февраля 2020 г.
Прямо на глазах всё ещё довольного покупателя недешёвая умная вещь способна порой превратиться в безжизненный предмет, непригодный (в силу своей легковесности) даже для использования в качестве гнёта при квашении капусты. И речь не о выходе из строя конкретного устройства, а о прекращении поддержки всей серии разом. В канун Нового Года именно это произошло с умными весами, которые в США продвигал под собственной маркой известный бренд спортивной и повседневной одежды Under Armour.
Главная отличительная черта почти любой современной умной вещи — её интегрированность в облачную инфраструктуру. Пожалуй, на сегодня одни только смарт-часы и очки способны действовать автономно, реализуя всю ту полезную функциональность, которая и позволяет им называться «умными», силами собственной бортовой вычислительной платформы.
Огромная же масса умных пылесосов, кофеварок, бутылок и прочих модных гаджетов на деле представляют собой самые обычные бытовые устройства, оснащённые более или менее широким набором датчиков и модулем беспроводной связи. Через этот модуль показания датчиков переправляются в облако, на вычислительную платформу выпустившей данный гаджет компании, где затем проходят обработку, результаты которой демонстрирует уже фирменное приложение на смартфоне владельца той или иной «умной» вещи.
Что же происходит, когда компания, под брендом которой выведен на рынок очередной «умный» гаджет, решает вдруг признать эксперимент неудачным и прикрыть это направление своей деятельности? Как показывает случай с Under Armour, которая в последних числах декабря 2019 г. тихонько убрала своё фирменное приложение UA Record из Google Play и App Store, ничего хорошего брошенным на произвол судьбы весам и фитнес-браслетам не светит. По крайней мере, из «умных» весов UA Scale после
Under Armour выпустила три своих «умных» устройства — весы (на иллюстрации), фитнес-браслет и нагрудный пульсометр — в 2016 г. Комплект из трёх гаджетов предлагали в американской рознице за 400 долл. без учёта налогов. Похожих продуктов на рынке доступно немало, но эта троица привлекла внимание обозревателей как раз высокой степенью интеграции всех датчиков через то самое фирменное приложение, которое в марте текущего года перестанет функционировать. Автоматически ведущийся в приложении журнал сводил вместе данные о физической активности, качестве сна, пульсе и долгосрочных изменениях массы тела владельца всего комплекта.
Основываясь на этих данных, квалифицированный фитнес-тренер мог с высокой степенью уверенности назначать пользователю UA Record наиболее подходящие нагрузки, а также практически ежедневно контролировать как тщательность выполнения предписанных заданий, так и их реальное воздействие на организм. Теперь же, когда Under Armour — видимо, разочарованная объёмами продаж брендированных гаджетов — решила прекратить поддержку своих «умных» устройств, их нынешние владельцы не имеют возможности даже экспортировать из приложения накопленные за месяцы и годы наборы данных.
И это, разумеется, не единственный пример на рынке смарт-гаджетов. В 2016 г. компания TCP остановила работу облачного сервера, благодаря которому функционировали её «умные» лампочки. В том же году известный бренд устройств для умного (без кавычек) дома Nest завершил жизненный цикл Revolv, семейства узловых коммутаторов (хабов) для организации этого самого умного дома. В феврале нынешнего, 2020 г. прекращает действовать целое семейство «умных» гаджетов Spectrum кабельного провайдера Charter, включающее разнообразные датчики и IP-камеры, которых многие покупатели приобретали в совокупности более чем на 1 тыс. долл. Наконец, именитый вендор беспроводных акустических систем Sonos объявил в начале нынешнего года, что те покупатели его новых умных колонок, которые попробуют использовать их вместе с «морально устаревшими», выпущенными под той же самой маркой ранее, но уже не получающими обновлений прошивки, будут лишены грядущих обновлений ещё и для новоприобретённой «умной» акустики. Правда, поднятая пользователями Sonos в Сети волна возмущения буквально через считанные дни заставила компанию отыграть назад.
Напрямую, казалось бы, подобные неприятные происшествия с «умными» вещами не должны задевать ритейл. Отрицательные эмоции, спровоцированные у покупателя прекращением поддержки устройства, в любом случае будут направлены на вендора, а не на продавца. Однако по мере дальнейшего развития рынка «умных» персональных гаджетов сталкиваться с такими ситуациями потребителям придётся гораздо чаще. Что открывает для ритейла дополнительные возможности в плане укрепления клиентской лояльности, поистине бесценные на нынешнем омниканальном рынке.
Скажем, небольшая разумная страховка, предлагаемая при покупке «умных» товаров на случай внезапного прекращения их поддержки производителем до истечения гарантийного срока, вселит в покупателя дополнительную уверенность и дополнительно увеличит ценность данного конкретного ритейлера в его глазах. А также в глазах его круга общения в соцсетях — после того, как он с восторгом (по собственной же инициативе!) поделится историей о том, как удачно сработала приобретённая им страховка и как продавец, вовсе не обязанный изначально это делать, принял у него обратно ставшее бесполезным устройство в зачёт покупки нового, например.
Источник: Максим Белоус, crn.ru