21 февраля 2020 г.
На сайте мэра Москвы Сергея Собянина появилась информация о дополнительных мерах по недопущению проникновения инфекции в столицу: на сегодня, напомним, в Москве не выявлено ни одного случая заболевания коронавирусом. Это действительно серьёзное достижение — с учётом специфики города как крупнейшего транзитного транспортного узла страны.
Среди мер по предотвращению вспышки COVID-19 — непременный медосмотр и взятие проб на новый вирус у всех прибывающих из КНР. Причём даже при отсутствии симптомов таким гостям столицы прямо в аэропорту выдают постановление о двухнедельной изоляции по месту жительства (или пребывания) и больничный лист. Одновременно с этим предприняты меры по выявлению тех, кто успел прибыть в Москву из Китая до введения поголовных проверок, — как в местах возможного их проживания, так и на общественном транспорте, включая метрополитен.
Как сообщил мэр столицы, на сегодня уже выдано около 2,5 тыс. постановлений о двухнедельной изоляции, причём на десятый её день медики должны брать у предполагаемого инфицированного повторный анализ на коронавирус. Соблюдение режима постоянно контролируется — в том числе при помощи автоматизированных систем распознавания лиц и других технических мер. Этот момент особенно важен с точки зрения отечественного ИТ-рынка: технические средства, необходимые для быстрого и адекватного решения подобных задач, в ближней и среднесрочной перспективе с очевидностью будут востребованы госорганами.
Именно применение камер видеонаблюдения, уже размещённых в городе, позволяет выявлять случаи нарушения предписанного карантинного режима (предполагается, что человек должен две недели провести безвыходно дома либо в гостинице), а также определять круг лиц, с которыми предполагаемый инфицированный вступал за это время в контакт. Имея паспортные данные пассажиров всех рейсов в Москву из КНР (включая совершённые с пересадками), а также записи камер наблюдения в аэропорту, удаётся установить даже номер такси, в которое садился нарушивший карантинное предписание гость столицы, чтобы проверить затем таксиста и, если диагноз у него подтвердится, выявлять уже его круг контактов.
В перспективе более комплексная система — с привлечением данных сотовых операторов и компаний-агрегаторов таксомоторных перевозок, например, — наверняка позволит собирать такие сведения ещё проще и быстрее. Точно так же необходимо усиливать контроль за соблюдением постановлений об усилении дезинфекционного режима в общественном транспорте, включая такси и каршеринг: информация от средств объективного наблюдения о перемещении транспортных средств, об их остановках и о производимых водителями либо обслуживающим персоналом действиях позволит удостовериться, что необходимыми в данной ситуации мерами никто не манкирует. А если всё же манкирует — мигом реагировать на каждую конкретную ситуацию в оперативном режиме.
Отдельно отмечается, что в технополисе «Москва» развёртывается собственное производство защитных медицинских масок и средств индивидуальной защиты с целью накопления их дополнительного неснижаемого запаса. Чем выше степень автоматизации подобных производств, тем они эффективнее и лучше масштабируются, так что наверняка первые целиком роботизированные производственные линии в нашей стране появятся (после автозаводов и цехов непрерывной разливки стали) как раз в отрасли защитного медоборудования.
Кстати, в скором времени отечественной ИТ-индустрии имеет смысл сосредоточиться и на такой проблеме, как альтернативный распознаванию лиц метод уверенной массовой биометрической идентификации. Как показывает актуальная практика КНР, необходимость постоянно носить медицинские маски делает практически невозможной отождествление людей по лицу. И это способно в перспективе затруднить не только поиск нарушителей карантинного режима: к примеру, в самом Китае многие недавно отстроенные локации, от отелей до железнодорожных станций, для обеспечения автоматического прохода на свою территорию полагаются именно на системы распознавания лиц.
Источник: Максим Белоус, crn.ru