13 апреля 2020 г.
Qrator Labs представляет результаты исследования динамики атак и изменений трафика онлайн-ресурсов компаний из различных сфер бизнеса во время в период распространения коронавируса. Отчёт подготовлен на основе статистики, собранной по клиентам Qrator Labs за февраль-март 2020 года.
Распространение вируса COVID-19 по всему миру, а также карантин, в условиях которого оказались многие российские регионы, заметно сказались на характере интернет-трафика: объем трафика многих ресурсов существенно сократился, в то время как интерес аудитории переключился на ряд других сервисов, которые стали испытывать пиковые нагрузки.
Изменение статистического профиля трафика носило достаточно плавный характер, обусловленный изменениями в экономике страны и мира.
Основным фактором роста трафика в марте в России стали видеосервисы, включая как известные ресурсы, так и пиратские сайты. Развлекательный контент пользуется сейчас большим спросом у людей, вынужденных постоянно находиться дома: многие смотрят фильмы и сериалы в свободное время, что заметно увеличивает нагрузку на ресурсы компаний, предоставляющих подобные услуги.
Вслед за ростом популярности видеосервисов резко стала расти онлайн-реклама (на 17,92%) — многие смотрят кино на пиратских сайтах, где размещается большое количество рекламных роликов.
Отдельно обращает на себя внимание рост трафика у религиозных сервисов — от 30% до 500%. Возможно, это связано с тем, что многие верующие люди, находящиеся дома, участвуют в службах по видеосвязи, а также активно интересуются взглядом духовенства на происходящее.
Характерно, что трафик туристических компаний, операторов, авиа- и железнодорожных перевозчиков в целом сократился ненамного — на 0,78% — граждане продолжают приобретать и использовать билеты на перелёты и поездки внутри страны, а также, по всей видимости, пытаются вернуть себе деньги на отменённые рейсы и туры, купленные на ближайшее время. Существенное падение в секторе конкретно туроператоров и туркомпаний в целом компенсируется более интенсивной, чем в феврале, рекламой авиа- и железнодорожных перевозок. Заметный спад отмечается в медицинском секторе — 8,59% — однако стоит заметить, что просадка спроса и, соответственно, трафика в основном коснулась услуг платной косметологической медицины. На 1,70% также упал трафик сайтов недвижимости и на 1,88% — тематических и профессиональных социальных сетей.
Вслед за отменой (или переносом) большинства ключевых спортивных событий — от Олимпиады до автогонок в классе Формула-1 — снизился интерес к сервисам ставок на спорт (—4,92%), при этом DDoS-атаки на эту категорию бизнеса выросли практически в три раза. Это, по всей видимости, является наглядной иллюстрацией того, как в условиях кризиса и сокращающегося рынка некоторые игроки прибегают в том числе к внерыночным методам конкурентной борьбы. Аналогичная ситуация на рынке электронной коммерции и онлайн-магазинов — рост числа атак на 183%.
Более агрессивный рост числа атак, по сути, продемонстрировал только сектор онлайн-курсов и сервисов дистанционного обучения (почти в 4 раза). Это легко объясняется агрессивным нежеланием учеников продолжать своё образование в школах и высших учебных заведениях в онлайн-формате. Нагрузка на сайты онлайн-образования при этом увеличилась всего на 2,88%, даже в условиях того, что многие компании сделали свои уроки и программы бесплатными на время эпидемии. Рост трафика в секторе цифрового образования оказался не сравним с ростом развлекательного контента (5,32%).В условиях начавшегося кризиса и роста экономических рисков многие обратили свое внимание на валютные рынки. Вследствие этого сектор криптобирж и Forex продемонстрировал в марте существенный рост (+5,56% и +3,13%, соответственно). Ресурсы микрофинансовых организаций также стали пользоваться повышенным спросом среди населения.
Увеличился трафик кассовых аппаратов. В основном, рост был сконцентрирован в периоде с 1 по 21 марта (до 7%). Во-первых, на этот период пришёлся ажиотаж в закупке продуктов первой необходимости; во-вторых, поскольку через наличные деньги может передаваться коронавирус, российские пользователи стали большее количество операций выполнять с помощью банковских карт — что, вероятно, увеличило налоговую нагрузку на ряд магазинов и всё ещё функционировавший в этом периоде ресторанный бизнес. В последнюю неделю марта трафик кассовых аппаратов снижался, оставаясь при этом по-прежнему выше февральского уровня. Естественным следствием закрытия ресторанов стал также общий спад в сфере купонного бизнеса (—5.82%).
Изменение трафика онлайн-ресурсов Рунета в период распространения коронавируса
Сектор |
Изменение в периоде с 21 марта по 31 марта, в сравнении с февралём |
Онлайн-реклама |
17.92% |
Банки |
0.54% |
Букмекерские конторы |
—4.92% |
Купоны |
—5.82% |
Криптобиржи |
5.56% |
E-commerce |
—0.04% |
Онлайн-образование |
2.88% |
Видеосервисы |
5.32% |
Форекс |
3.13% |
Игровые сайты |
0.20% |
Публичные службы |
—0.30% |
Информационные ресурсы |
—0.28% |
Страхование |
—0.15% |
СМИ |
0.86% |
Медицина |
—8.59% |
Микрофинансы |
1.90% |
Агрегаторы платёжных данных и онлайн-кассы |
2.00% |
Платежные системы |
—0.08% |
Промо |
0.96% |
Недвижимость |
—1.70% |
Социальные сети |
—1.88% |
Такси |
—0.99% |
Туризм |
—0.78% |
Торговые площадки |
5.06% |
«В сложившейся ситуации в мире работа в сфере онлайн для многих компаний является единственным способом сохранить свое существование. В онлайн переходят сотрудники, там же ищутся клиенты, меняется клиентская база. На примере Италии и Украины мы видим, что потенциально трафик может вырасти до 80%, причём на ряд индустрий придется основной удар. Нужно быть готовыми к тому, что эта ситуация может сохраниться до июля. Поэтому всем участникам рынка необходимо работать сообща, чтобы подобный беспрецедентный уровень продолжительной нагрузки не привел к существенным сбоям в Интернете вследствие атак или неизбежных ошибок, связанных с влиянием человеческого фактора, ошибок конфигурации и отсутствия необходимого уровня защиты у интернет-компаний», — комментирует Артем Гавриченков, технический директор Qrator Labs.
Источник: Пресс-служба компании Qrator Labs