28 апреля 2020 г.
«Если жизнь подкидывает тебе лимоны, сделай из них лимонад» (Дейл Карнеги)
Видеоконференции сейчас популярны как никогда. Бизнес не терпит простоя. Любая пауза — шаг назад. Поэтому владельцы бизнеса и руководители всех уровней ищут любые способы коммуницировать в сложившихся непростых условиях: когда сотрудники принудительно находятся в различных местах, но при этом работа по-прежнему должна вестись слаженно и продуктивно.
Кто-то предпочитает телефоны, кто-то — электронную почту и прочие не сильно интерактивные виды связи. Cамым эффективным методом проведения переговоров до принудительного самоудаления нас из офисов было личное общение, без которого никуда. Встретиться лицом к лицу, посмотреть реакцию собеседника на наши слова и просто поболтать. Да и физически собрать очно людей в переговорке всегда было более действенным способом решить проблему или ускорить ход проекта, чем переписка в почте с многочисленными «Re:» в заголовке письма. Ну не та скорость у переписки. Ведь чтобы двигаться вперед нужно бежать, надо помнить об этом.
Рынок программного обеспечения и оборудования для онлайн общения, видеоконференций довольно развит и насыщен. Есть бесплатные решения. А есть комплексы, стоимость которых заставляет подозревать, что с их помощью можно устраивать конференции с МКС. Как выбрать при таком многообразии, и почему платные решения часто бывают лучше бесплатных?
Это очень просто.
Бесплатные возможности
Если вам нужно просто собрать людей в онлайне с веб-камерами неважно какого качества, если не нужно демонстрировать документы или экран, если все равно, какая будет картинка и звук во время переговоров, если вы не обсуждаете что-то конфиденциальное, то вполне подойдет любое бесплатное решение. Возможно, оно даже уже установлено у вас на телефоне — это Viber, WhatsApp и т.д. Это не значит, что картинка не всегда поможет опознать собеседника, а звук вы будете все время делать тише из-за помех. Качество связи может оказаться изумительным. Правда, это очень зависит от производительности конечных устройств, с которых ведется или принимается трансляция, или ширины канала. Но если хотим получить FullHD на Nokia 3310 через 2G — мы его не получим и точка.
Весьма популярная парадигма использования личных устройств в корпоративной сети — BYOD (Bring Your Own Device) сейчас не работает. Потому что сотрудники перестали не то что приносить на работу свои устройства, они вообще перестали ходить на работу. На смену приходит принцип UYOD (Use Your Own Device), то есть для работы на вашу компанию сотрудники вовсю используют дома собственные девайсы в своем сетевом окружении. Вы никак не можете на это повлиять.
Если у нас всех внезапно оказалось самое современное оборудование, современные компьютеры, телефоны по последнему писку моды и слову техники, ноутбуки игрового уровня, гарнитуры с направленными микрофонами и подавлением фоновых звуков, у всех пользователей широкополосный интернет (за который они, кстати, сами платят) или хороший канал связи от сотового оператора, мы можем получить прекрасное качество видео-аудио-конференции даже с помощью бесплатных или условно бесплатных программ или облачных решений. Они позволят собрать в виртуальной комнате и пару сотен человек, и показать экран и какую-то интересную презентацию. Тут вообще не над чем размышлять — с удовольствием пользуемся.
Но есть тонкий момент безопасности. Переговоры не всегда предназначены для чужих ушей. Или глаз. Облачные решения, безусловно, очень хороши. Тем, что мы не покупаем дорогого оборудования, не устанавливаем дополнительные меры безопасности, не нанимаем профильных специалистов для поддержания работоспособности всего этого. Экономия денег, ради которой обычно приходят к облачным решениям, конечно же, случается. Но, судя по истории публикаций об утечках данных, многие вендоры, особенно иностранные, не особо хорошо себя чувствуют в плане безопасности. Несмотря на уверения, что они используют только самые современные меры безопасности, начиная от антивирусов, SandBox, защиту от DDOS, Honeypot, NHFW, еще с десяток страшных аббревиатур плюс колючую проволоку по периметру, — постоянно случаются утечки информации из их баз данных. И ладно, если бы это было просто контакты. Ну кто переживает за свою электронную почту и телефон? Их и так все знают. Эти данные уже давно украли и продали в даркнете. Гораздо важнее, что онлайн видеоконференции, как правило, записывают. Причем сами участники. В офлайновой жизни мало кому придет в голову поставить камеру в переговорной комнате и записывать выражение лица каждого участника. В онлайн — запросто. А вот запись из переговорной, где шло обсуждение животрепещущего проекта, как правило, не предполагает дальнейшей публикации.
Поэтому еще один немаловажный фактор — что собираемся обсуждать. Если это публичное выступление, семинар, онлайн мероприятие несекретного формата, рассказ о новой линии косметики, или вендор демонстрирует новое решение, проводит бесплатный технический семинар для узких, но очень умных инженеров — то вообще нужно публиковать такие записи. В рекламных целях это прекрасно.
Но если мы собираемся обсуждать проект, возможно, даже очень дорогой или градообразующий, в котором (о ужас) что-то идет не так (а в проектах всегда идет что-то не так), то, сами понимаете, облако — это не выход.
Резюмируя вышесказанное, если мы не «против» увидеть наше совещание на ютубе или даже очень «за», то идем в «облака». А вот если эта мысль вызывает сильное неприятие с некоторым онемением конечностей, то спасут только платные, подчас дорогие, on-premise решения.
О вариантах on-premise
Это чудесные варианты для Enterprise клиентов. Кроме повышенных мер безопасности, решения, которые устанавливаются на площадках у заказчиков, имеют большое количество плюсов.
Во-первых, гарантии. Не только на само оборудование, это само собой. Гарантия на четкую связь, качество картинки и звука. Сказали «будет 4К» — значит, будем внимать вышестоящему руководству с соответствующей четкостью.
Во-вторых, многие вендоры, такие как Cisco, Huawei, Fujitsu предлагают большое многообразие оборудования, которое позволяет добавить интерактива, геймификации и повысить эффективность мероприятий. Например, документ-камеры, автоматически направляемые камеры и микрофоны, потолочные микрофоны, возможность подключать в конференции системы видеонаблюдения — из серии «а давайте посмотрим, что у нас на стройплощадке» — и тут все же все смотрим. Это очень круто на самом деле. Интерактивные доски тоже могут привнести разнообразие в офисные онлайн будни. Камеры, которые способны отслеживать спикера и наводить на него фокус, увеличивать лица и направлять микрофон, делая тише звук от всех остальных, являются уже чем-то повседневным при проведении ВКС.
В общем, можно и нужно при осмыслении ВКС в Enterprise смотреть на все аппаратные решения, которые предлагают различные вендоры. Это подчас способно реализовать неожиданную бизнес-идею, которая невозможна в повседневной плоской реальности. Кто сказал, что VR невозможен в ВКС? Может, это наше будущее?
В-третьих, гарантия безопасности. Кроме мер общей ИБ, которая, понятное дело, и так должна быть выстроена в любой уважающей себя компании, есть дополнительные встроенные меры. Как минимум — мониторинг происходящего, шифрование каналов связи и записи сессий, контроль целостности. Эти старые добрые три кита безопасности, только для отдельно взятой замкнутой системы.
Таким образом, при выборе платного решения можно получить проведение видеоконференций не как вынужденную меру из мест самозаточения, а трансформировать это в преимущество, которое помогает компании быть наиболее мобильной. Например, подключать в переговорках для участия в обсуждении сотрудников с удаленных площадок, инженеров с мест событий, в конце концов, приглашать заказчиков. То есть реально превратить системы интерактивных ВКС в полноценный инструмент для зарабатывания денег. И это прекрасно.
Сейчас, пока практически каждая компания в той или иной степени использует и тестирует различные методы общения на расстоянии, надо ответить себе на два вопроса.
Как полноценно заменить офлайн общение онлайном? Заменить не «на костылях», а полноценно, чтобы чувство удовлетворенности от проведения переговоров было не хуже.
И второй вопрос: а какие методы дополненного онлайн можно добавить в будущем к офлайн жизни? Ответ на первый вопрос поможет удержаться на плаву, а на второй — поможет усилить конкурентоспособность на рынке. А значит, заработать больше денег.
Источник: Алексей Курских, руководитель направления Pre-sale по ИБ, компания ARinteg