29 апреля 2020 г.

Егор Филиппов

Егор Филиппов, директор по продукту для сервис-провайдеров компании Arenadata, рассказал, как у российских компаний изменился подход к использованию облаков и хранению данных в них, какие требования они предъявляют и что делают провайдеры, чтобы обеспечить безопасность публичных облаков.

Переоценка подхода к технологии больших данных

Технология больших данных продолжает эволюционировать. И если раньше она использовала инфраструктуру Bare-Metal («голое железо»), то теперь стало доступнее строить платформы сбора и хранения данных в облаках. Во многом благодаря тому, что типовые инструменты Big Data появились у всех крупных облачных провайдеров —как зарубежных, так и российских.

Существует три основных причины переоценки подхода к технологии больших данных:

  • Компании получили возможность воспользоваться технологиями, которые им было бы сложно развернуть самостоятельно.
  • Они оценили эластичность облаков, которые позволяют в пиковые загрузки расширить ёмкость, а затем вернуться к исходным значениям.
  • С облаками для бизнеса стала не столь критичной проблема дефицита кадров. Чтобы развернуть сервисы в облачной среде, не потребуется искать специалиста, который сможет это сделать.

На сегодняшний день можно использовать разнообразные облачные хранилища данных: персональные, частные, публичные, гибридные. Существуют и более сложные хранилища данных, для развёртывания которых требуется множество виртуальных машин в среде провайдера или выделенных серверов, которые впоследствии объединяются в кластеры. Они используются для организации хранения больших данных (Big Data). Такими базами данных могут являться как аналитические Greenplum или Clickhouse для хранения структурированных или слабоструктурированных данных, так и Hadoop для хранения неструктурированных данных. Встроенные инструменты позволяют настроить взаимодействия между базами данных, а также с источниками данных.

Кто идёт в облака

Можно выделить следующие основных сферы бизнеса в России, чьи представители в 2019 году чаще других переходили в облака.

Ритейл

В этом секторе всё активнее используют цифровые инструменты бизнеса для повышения эффективности продаж, маркетинга, коммуникации с клиентами, нагрузка на которые постоянно колеблется. Чтобы выдерживать сезонные всплески, ритейлерам пришлось бы закупать оборудование с большим запасом, причём во время падений инфраструктура бы простаивала. Облако решает эти проблемы: оно может автоматически масштабироваться в соответствии с нагрузкой. А также позволяет быстро тестировать новые цифровые инструменты — в отличие от собственной инфраструктуры, которую пришлось бы каждый раз расширять и оптимизировать.

Телеком и разработчики сервисов

На первый взгляд, спрос на облачную инфраструктуру со стороны этих компаний — парадокс. Но дело в том, что задачи по администрированию тех же баз данных и других платформ — это не профильный для них бизнес. Они не хотят распыляться и фокусируются на развитии своего продукта, всё остальное — на аутсорс. Кроме того, таким компаниям интересны не просто хостеры, а развивающиеся облачные платформы.

Что касается крупных сервисов, то к ним предъявляются высокие требования: они должны быть доступны постоянно. Логично, чтобы за обеспечение их аптайма отвечали провайдеры с большим опытом в построении высоконагруженной инфраструктуры.

Производственные и логистические компании

Здесь идёт речь об IoT, в частности об IIoT (индустриальный IoT). Обычно внедрение IoT — это масштабный проект. Чтобы развернуть его на своей инфраструктуре, понадобится закупать и конфигурировать оборудование силами команды, которую под это нужно создавать. Облачный IoT — конкурентная альтернатива этому подходу.

Какие бизнес-сценарии компании решают в публичных облаках

  1. Оптимизация расходов на ИТ. Компания платит только за используемые мощности.
  2. Оптимизация штата. Клиенты облачных сервисов отдают на аутсорс администрирование физической инфраструктуры, информационной безопасности, резервирования и многих других служб. Аренда платформенных облачных сервисов (PaaS) снимает с бизнеса необходимость администрировать базы данных, контейнеры и другие платформы. В результате управление инфраструктурой упрощается, а компания избавляется от необходимости нанимать под эти задачи экспертов.
  3. Повышение отказоустойчивости и сохранности данных. Облачные сервисы позволяют быстро масштабировать ИТ-мощности, так что на пике нагрузки система сама «раздувается», а при падении нагрузки — «схлопывается». Даже если инфраструктура сервиса базируется на серверах заказчика, облако может автоматически усиливать ее в моменты пиковой нагрузки.
  4. Cloud-native приложения. В облаке можно строить надёжные масштабируемые приложения, в том числе на микросервисной архитектуре.
  5. Быстрый запуск новых сервисов и продуктов. Возможность развернуть целый проект в облаке позволяет быстро тестировать бизнес-модели без закупок и наймаадминистраторов инфраструктуры. Это снижает time to market, снимает многие риски тестирования бизнес-гипотез и ускоряет разработку.
«На фоне нынешних событий всё больше компаний задумывается о миграции в облако, и мы в Mail.ru Cloud Solutions уже наблюдаем повышенный интерес к нашей облачной платформе — в марте спрос вырос на 10%. Во многом это связано с тем, что многие отрасли столкнулись с беспрецедентной нагрузкой. Для онлайн-ритейлеров, например, карантин — непрекращающаяся чёрная пятница с возросшим во много раз трафиком на сайтах и в мобильных приложениях. Поэтому одни компании задумываются о миграции в облако, а другие — расширяют мощности имеющейся облачной инфраструктуры. Миграция в облака обеспечивает дополнительные возможности даже компаниям, работа которых приостановлена: сократив использование ресурсов, они минимизируют затраты на инфраструктуру», — комментирует Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions.

Какие требования предъявляют к публичным облакам

Для компаний, которые раздумывают о переходе из on premises-инфраструктуры в облако, важны:

  • Прозрачная тарификация. Бизнесу нужно понимать, за что он платит.
  • Без опасность. «Джентльменский набор» по защите инфраструктуры в облаке должен быть реализован как минимум на том же уровне, что и на собственных серверах компании, а лучше — на более высоком.
  • Сохранность данных и отказоустойчивость. В облаке уровень защиты данных и аптайм должны быть выше, чем «дома».
  • Опыт и экспертиза. Необходимы успешные кейсы, истории других клиентов.

Как провайдеры обеспечивают безопасность публичных облаков

За последние 2-3 года провайдеры предприняли ряд важных шагов, чтобы обеспечить безопасность своих публичных облаков. Для этого они использовали такие средства как антивирусы, сетевую защиту, системы обнаружения вторжений, анти-DDoS, сканирование уязвимостей. А чтобы справиться со сложными атаками, создали отделы информационной безопасности и SOC (security operation center).

Позаботилось об обеспечении безопасности публичных облаков и государство, приняв для провайдеров, работающих на российском рынке, 152-ФЗ и ряд других законов, регулирующих работу с персональными данными. Так, если решение провайдера не соответствует 152-ФЗ, его клиенты столкнутся с ограничениями: многие сценарии будет просто невозможно реализовать.

Ещё одна составляющая безопасности облака, уже на уровне бизнес-процессов клиента — стабильный аптайм, потому что любой сбой инфраструктуры — это убытки для бизнеса и репутации. Стандартный метод обеспечения аптайма — георепликация данных и резервирование каналов сетевого доступа к дата-центрам. В последние годы провайдеры начали предлагать сервисы по восстановлению инфраструктуры после сбоев (Disaster recovery aaS).

С какими мифами об облаках провайдерам приходится бороться

Провайдерам приходится сталкиваться с многочисленными мифами относительно облаков. Перечислим четыре основных.

Миф 1. Хранить данные у себя безопаснее, чем в облаках

По статистике, утечки данных и другие инциденты в частных инфраструктурах происходят чаще. Современная информационная защита — сложная штука, и не каждая компания может себе позволить ИБ-специалистов в штате. Поэтому становится проще получить экспертизу в ИБ от провайдера.

Миф 2. Облачная платформа должна быть дешевле хостинга и on premises

Некорректно сравнивать стоимость использования облачной платформы с расходами на аренду сервера у хостинга или закупку своего оборудования на период амортизации.

На разработку и поддержку облачной платформы тратятся тысячи часов работы квалифицированных инженеров. Облако доведено до совершенства в плане обеспечения сохранности данных и устойчивости аптайма. Облачные серверы легко масштабировать вертикально и горизонтально. В облако интегрированы дополнительные сервисы: балансировщики, бэкапы, сеть, VPN, управление через API. На собственных мощностях разворачивать их сложно, а в облаке можно подключить в один клик, причём часто это бесплатно для пользователя. Наконец, облачные провайдеры дают экспертную поддержку по инфраструктуре.

Все эти преимущества доступны в облаке на старте. А для того, чтобы получить их на собственном железе или арендованном у хостера сервере, придётся докупать оборудование, лицензии, искать и нанимать профильных специалистов.

Миф 3. При выборе провайдера облачной платформы достаточно ориентироваться на стоимость виртуальных машин

В действительности ценообразование гораздо сложнее, поскольку тарифные сетки у провайдеров неодинаковые. Может оказаться, что клиент платит за трафик вдвое больше, чем за машины. Чтобы найти самый выгодный вариант, нужно учитывать ожидаемую конфигурацию вашей целевой инфраструктуры и сравнивать тарифы разных провайдеров.

Миф 4. «Моему бизнесу не нужны облака»

Есть стереотип: ИТ-компании умеют выжимать из облака максимум, а «традиционным компаниям» туда не стоит даже соваться. Однако мы видим, что это заблуждение: в последние несколько лет многие изначально нецифровые компании стали центрами ИТ-экспертизы, трансформации моделей потребления услуг. В голову приходят банки — сегодня это флагманы цифровизации. Другой пример — офлайн-ритейл.

Сегодня всё больше разработчиков ПО находят синергетический эффект от сотрудничества с облачными провайдерами. Возможность воспользоваться сервисами в облаке расширяет границы для тех из них, кто ранее не мог себе позволить опробовать продукт на Bare-Metal.

Облака в цифрах

Как демонстрируют свежие исследования, проведённые уже после начала пандемии коронавируса COVID-19, общие расходы на инфраструктуру (включая облачную) увеличатся. Эксперты IDC заявляют, что эта цифра достигнет 5,3%, но весь рост будет происходить за счёт корпоративных расходов на инфраструктуру как услугу (IaaS) и расходов облачных провайдеров на серверы. В то же время общие расходы на серверное и складское оборудование снизятся на 3,3%, а расходы на корпоративное сетевое оборудование — на 1,7%.

До начала пандемии исследователи прогнозировали, что к 2025 году более 70% предприятий будут иметь развёрнутые инструменты для многоаспектного облачного управления. Эта цифра сопоставима с менее чем 10% в 2020 году.

Такие расчёты не выглядят чем-то невероятным, поскольку доводов в пользу использования облаков становится со временем гораздо больше, чем контраргументов.

Источник: Егор Филиппов, директор по продукту для сервис-провайдеров компании Arenadata