29 апреля 2020 г.
Егор Филиппов, директор по продукту для сервис-провайдеров компании Arenadata, рассказал, как у российских компаний изменился подход к использованию облаков и хранению данных в них, какие требования они предъявляют и что делают провайдеры, чтобы обеспечить безопасность публичных облаков.
Переоценка подхода к технологии больших данных
Технология больших данных продолжает эволюционировать. И если раньше она использовала инфраструктуру Bare-Metal («голое железо»), то теперь стало доступнее строить платформы сбора и хранения данных в облаках. Во многом благодаря тому, что типовые инструменты Big Data появились у всех крупных облачных провайдеров —как зарубежных, так и российских.
Существует три основных причины переоценки подхода к технологии больших данных:
- Компании получили возможность воспользоваться технологиями, которые им было бы сложно развернуть самостоятельно.
- Они оценили эластичность облаков, которые позволяют в пиковые загрузки расширить ёмкость, а затем вернуться к исходным значениям.
- С облаками для бизнеса стала не столь критичной проблема дефицита кадров. Чтобы развернуть сервисы в облачной среде, не потребуется искать специалиста, который сможет это сделать.
На сегодняшний день можно использовать разнообразные облачные хранилища данных: персональные, частные, публичные, гибридные. Существуют и более сложные хранилища данных, для развёртывания которых требуется множество виртуальных машин в среде провайдера или выделенных серверов, которые впоследствии объединяются в кластеры. Они используются для организации хранения больших данных (Big Data). Такими базами данных могут являться как аналитические Greenplum или Clickhouse для хранения структурированных или слабоструктурированных данных, так и Hadoop для хранения неструктурированных данных. Встроенные инструменты позволяют настроить взаимодействия между базами данных, а также с источниками данных.
Кто идёт в облака
Можно выделить следующие основных сферы бизнеса в России, чьи представители в 2019 году чаще других переходили в облака.
Ритейл
В этом секторе всё активнее используют цифровые инструменты бизнеса для повышения эффективности продаж, маркетинга, коммуникации с клиентами, нагрузка на которые постоянно колеблется. Чтобы выдерживать сезонные всплески, ритейлерам пришлось бы закупать оборудование с большим запасом, причём во время падений инфраструктура бы простаивала. Облако решает эти проблемы: оно может автоматически масштабироваться в соответствии с нагрузкой. А также позволяет быстро тестировать новые цифровые инструменты — в отличие от собственной инфраструктуры, которую пришлось бы каждый раз расширять и оптимизировать.
Телеком и разработчики сервисов
На первый взгляд, спрос на облачную инфраструктуру со стороны этих компаний — парадокс. Но дело в том, что задачи по администрированию тех же баз данных и других платформ — это не профильный для них бизнес. Они не хотят распыляться и фокусируются на развитии своего продукта, всё остальное — на аутсорс. Кроме того, таким компаниям интересны не просто хостеры, а развивающиеся облачные платформы.
Что касается крупных сервисов, то к ним предъявляются высокие требования: они должны быть доступны постоянно. Логично, чтобы за обеспечение их аптайма отвечали провайдеры с большим опытом в построении высоконагруженной инфраструктуры.
Производственные и логистические компании
Здесь идёт речь об IoT, в частности об IIoT (индустриальный IoT). Обычно внедрение IoT — это масштабный проект. Чтобы развернуть его на своей инфраструктуре, понадобится закупать и конфигурировать оборудование силами команды, которую под это нужно создавать. Облачный IoT — конкурентная альтернатива этому подходу.
Какие бизнес-сценарии компании решают в публичных облаках
- Оптимизация расходов на ИТ. Компания платит только за используемые мощности.
- Оптимизация штата. Клиенты облачных сервисов отдают на аутсорс администрирование физической инфраструктуры, информационной безопасности, резервирования и многих других служб. Аренда платформенных облачных сервисов (PaaS) снимает с бизнеса необходимость администрировать базы данных, контейнеры и другие платформы. В результате управление инфраструктурой упрощается, а компания избавляется от необходимости нанимать под эти задачи экспертов.
- Повышение отказоустойчивости и сохранности данных. Облачные сервисы позволяют быстро масштабировать ИТ-мощности, так что на пике нагрузки система сама «раздувается», а при падении нагрузки — «схлопывается». Даже если инфраструктура сервиса базируется на серверах заказчика, облако может автоматически усиливать ее в моменты пиковой нагрузки.
- Cloud-native приложения. В облаке можно строить надёжные масштабируемые приложения, в том числе на микросервисной архитектуре.
- Быстрый запуск новых сервисов и продуктов. Возможность развернуть целый проект в облаке позволяет быстро тестировать бизнес-модели без закупок и наймаадминистраторов инфраструктуры. Это снижает time to market, снимает многие риски тестирования бизнес-гипотез и ускоряет разработку.
Какие требования предъявляют к публичным облакам
Для компаний, которые раздумывают о переходе из on premises-инфраструктуры в облако, важны:
- Прозрачная тарификация. Бизнесу нужно понимать, за что он платит.
- Без опасность. «Джентльменский набор» по защите инфраструктуры в облаке должен быть реализован как минимум на том же уровне, что и на собственных серверах компании, а лучше — на более высоком.
- Сохранность данных и отказоустойчивость. В облаке уровень защиты данных и аптайм должны быть выше, чем «дома».
- Опыт и экспертиза. Необходимы успешные кейсы, истории других клиентов.
Как провайдеры обеспечивают безопасность публичных облаков
За последние
Позаботилось об обеспечении безопасности публичных облаков и государство, приняв для провайдеров, работающих на российском рынке,
Ещё одна составляющая безопасности облака, уже на уровне бизнес-процессов клиента — стабильный аптайм, потому что любой сбой инфраструктуры — это убытки для бизнеса и репутации. Стандартный метод обеспечения аптайма — георепликация данных и резервирование каналов сетевого доступа к дата-центрам. В последние годы провайдеры начали предлагать сервисы по восстановлению инфраструктуры после сбоев (Disaster recovery aaS).
С какими мифами об облаках провайдерам приходится бороться
Провайдерам приходится сталкиваться с многочисленными мифами относительно облаков. Перечислим четыре основных.
Миф 1. Хранить данные у себя безопаснее, чем в облаках
По статистике, утечки данных и другие инциденты в частных инфраструктурах происходят чаще. Современная информационная защита — сложная штука, и не каждая компания может себе позволить ИБ-специалистов в штате. Поэтому становится проще получить экспертизу в ИБ от провайдера.
Миф 2. Облачная платформа должна быть дешевле хостинга и on premises
Некорректно сравнивать стоимость использования облачной платформы с расходами на аренду сервера у хостинга или закупку своего оборудования на период амортизации.
На разработку и поддержку облачной платформы тратятся тысячи часов работы квалифицированных инженеров. Облако доведено до совершенства в плане обеспечения сохранности данных и устойчивости аптайма. Облачные серверы легко масштабировать вертикально и горизонтально. В облако интегрированы дополнительные сервисы: балансировщики, бэкапы, сеть, VPN, управление через API. На собственных мощностях разворачивать их сложно, а в облаке можно подключить в один клик, причём часто это бесплатно для пользователя. Наконец, облачные провайдеры дают экспертную поддержку по инфраструктуре.
Все эти преимущества доступны в облаке на старте. А для того, чтобы получить их на собственном железе или арендованном у хостера сервере, придётся докупать оборудование, лицензии, искать и нанимать профильных специалистов.
Миф 3. При выборе провайдера облачной платформы достаточно ориентироваться на стоимость виртуальных машин
В действительности ценообразование гораздо сложнее, поскольку тарифные сетки у провайдеров неодинаковые. Может оказаться, что клиент платит за трафик вдвое больше, чем за машины. Чтобы найти самый выгодный вариант, нужно учитывать ожидаемую конфигурацию вашей целевой инфраструктуры и сравнивать тарифы разных провайдеров.
Миф 4. «Моему бизнесу не нужны облака»
Есть стереотип: ИТ-компании умеют выжимать из облака максимум, а «традиционным компаниям» туда не стоит даже соваться. Однако мы видим, что это заблуждение: в последние несколько лет многие изначально нецифровые компании стали центрами ИТ-экспертизы, трансформации моделей потребления услуг. В голову приходят банки — сегодня это флагманы цифровизации. Другой пример — офлайн-ритейл.
Сегодня всё больше разработчиков ПО находят синергетический эффект от сотрудничества с облачными провайдерами. Возможность воспользоваться сервисами в облаке расширяет границы для тех из них, кто ранее не мог себе позволить опробовать продукт на Bare-Metal.
Облака в цифрах
Как демонстрируют свежие исследования, проведённые уже после начала пандемии коронавируса COVID-19, общие расходы на инфраструктуру (включая облачную) увеличатся. Эксперты IDC заявляют, что эта цифра достигнет 5,3%, но весь рост будет происходить за счёт корпоративных расходов на инфраструктуру как услугу (IaaS) и расходов облачных провайдеров на серверы. В то же время общие расходы на серверное и складское оборудование снизятся на 3,3%, а расходы на корпоративное сетевое оборудование — на 1,7%.
До начала пандемии исследователи прогнозировали, что к 2025 году более 70% предприятий будут иметь развёрнутые инструменты для многоаспектного облачного управления. Эта цифра сопоставима с менее чем 10% в 2020 году.
Такие расчёты не выглядят чем-то невероятным, поскольку доводов в пользу использования облаков становится со временем гораздо больше, чем контраргументов.
Источник: Егор Филиппов, директор по продукту для сервис-провайдеров компании Arenadata