21 мая 2020 г.
Экосистема Тинькофф рассчитала Tinkoff CoronaIndex — индекс бизнес-активности в России, который показывает, как пандемия и ограничительные меры повлияли на деловую жизнь в стране в 2020 г.
Индекс основан на данных более 11 млн клиентов экосистемы Тинькофф — клиентов розничного банкинга, более 550 тысяч компаний, более 60 000 клиентов эквайринга Тинькофф.
В стартовой версии Tinkoff CoronaIndex рассчитывается на основании всего объема дневных транзакций 11 млн физических лиц и около 550 тысяч компаний малого и среднего бизнеса по всей России. Индекс одновременно показывает динамику деловой активности по всей стране, Москве, отдельным российским регионам регионам и различным категориям бизнеса.
Значение индекса в 10 означает пик потребительской и бизнес-активности, который в последний раз был зафиксирован в декабре 2019 года. Нулевое значение индекса означает практически полное отсутствие покупок и оборотов в бизнесе и у граждан.
В ближайшее время проект Tinkoff CoronaIndex пополнится другими данными экосистемы Тинькофф — цифрами от кредитного и других направлений розничного банкинга, средним чеком покупок в разных отраслях, телеком-данными Тинькофф Мобайла, Тинькофф Путешествий, Тинькофф Бизнеса и т.д. Также будет добавлен новый функционал в интерфейс проекта, который позволит проводить расширенный анализ данных, сравнивать регионы и отрасли по различным параметрам.
Как менялся бизнес-индекс во время пандемии
Средний показатель индекса за февраль составлял 7,3, в феврале 2019 года он составил бы 7,1 пунктов. Самые высокие показатели индекса в 2020 г. выпали на дни накануне гендерных праздников: 22 февраля и 14 февраля бизнес-индекс достиг значения в 8,1 пункта. 7 марта бизнес-индекс Тинькофф составил 8,6 пункта — это был рекордный показатель. В этот день были зафиксированы максимальные суточные объемы трат физических лиц и обороты у бизнеса.
В течение периода самоизоляции с 30 марта по 11 мая 2020 года бизнес-индекс опустился на 2,7 пункта и в среднем его значение по всей стране составляло 4,6 пункта.
В первую рабочую неделю индекс по сравнению с периодом самоизоляции увеличился на 1 пункт и достиг среднего недельного значения 5,6. Но, однако, он по-прежнему не сравнялся с показателями февраля.
Динамика Tinkoff CoronaIndex в регионах
20 мая индекс в Москве составлял 5,4, в то время как в целом по России индекс был чуть выше и достигал 5,9. В течение самоизоляции самое низкое значение индекса в России наблюдалось 19 апреля — 3,9, в Москве — 3,8.
Самые высокие показатели индекса среди регионов по данным на 20 мая отмечены в Сибири: Красноярский край (7,4), Новосибирская область (7,3), Омская область (7,2). Высокие показатели также наблюдаются в Челябинской области (7,2), Пермском крае (7,0). В Ленинградской области, несмотря на снятие многих ограничений, индекс чуть ниже, чем в других регионах, однако всё же значительно выше, чем по России в целом и в Москве — 6,3.
Также высокие показатели в Республике Башкортостан (6,9), Воронежской, Самарской, Свердловской и Ростовской, областях (по 6,8), Волгоградской области (6,7), Республике Татарстан (6,6).
Потребительская и бизнес-активность
Потребительская активность жителей России уже на прошлой неделе начала восстанавливаться. 20 мая средние траты составляли 80% от средних показателей февраля, тогда как неделю назад они достигали только 75%.
К восстанавливающимся сегментам можно отнести салоны красоты, которые начали показывать медленный рост — на прошлой неделе их показатели достигли 40% от средних оборотов в феврале. Выросла также розничная торговля одеждой: на прошлой неделе она достигла 54% от февральских средних значений, тогда как на майских праздниках этот показатель был 39%, а в апреле колебался между
Самая активная динамика наблюдается у продуктовых магазинов и супермаркетов, которые лишь немного «просели» с 30 марта по 12 апреля, а после вернулись к показателям до самоизоляции. Рост показал сегмент онлайн-ритейла, с 30 марта по 20 апреля он увеличился почти на 50%, и далее продолжил расти.
Потребители стали активней оплачивать товары в категории «Дом, ремонт» — рост составил 20%. Автоуслуги выросли примерно на 29%.
Медленный рост показывают категории «авиабилеты» — если в период изоляции траты в этой категории составляли
При этом пока не видно аналогичного оживления в сегментах отелей и турагентств.
Источник: Пресс-служба компании Тинькофф