15 июля 2020 г.
По прогнозам аналитиков, российский телеком еще в прошлом году должен был стать одним из крупнейших потребителей технологий IoT. Коммерческий директор Perenio IoT Юрий Антонов считает, что отсутствие стратегии и четкого плана работ не позволило телеком операторам в полной мере воспользоваться преимуществами от внедрения IoT.
Интернет вещей должен был обеспечить технологический прорыв в российском телекоме еще в 2019 году. По оценкам AC&M-Consulting, представленным в разное время, в этом сегменте могло использоваться от 20 до 23,5 млн сим-карт к концу прошлого года. Действительность оказалась скромнее: к концу II квартала 2019 г. было задействовано только 18,6 млн сим-карт. Об этом писали «Ведомости» в конце прошлого года.
В среднем рост числа умных устройств в сетях мобильных операторов останется на уровне
Во всем мире объем использования сотовых IoT-модулей растет. По подсчетам Berg Insight, мировые поставки сотовых IoT-модулей в 2019 году обновили рекордный уровень и достигли 265 млн экземпляров. Аналитики агентства считают, что развитие китайского рынка ускоряет глобальный переход на технологии LTE. Существенный вклад в рост данного сектора внесут спецификации 3GPP для глобальной связи с низким энергопотреблением — LTE-M и NB-IoT. Технологии IoT во всем мире проходят быструю трансформацию и подталкивают к развитию смежные сегменты.
Рынок в ожидании
В России мы видим активизацию телеком-операторов на рынке «умного» дома еще с
Вместе с тем, этих усилий оказалось недостаточно, чтобы компании получили ощутимый эффект от внедрения технологий IoT. Сказалось предубеждение о «дороговизне» технологии и низкий платёжеспособный спрос у населения, недостаток финансирования у малого и среднего бизнеса как потребителей умных устройств. Также свою роль сыграло отсутствие стратегии у телеком-операторов и, как следствие, умеренная динамика развития бизнес-процессов.
Ключевой причиной, сдерживающей проникновение IoT в телеком-отрасль, является дилемма, которая стоит сейчас перед операторами:
- Развивать свое R&D, создавать уникальный продукт (устройства и платформу), для чего необходимо найти внутренние инвестиции.
- Использовать условно «готовое» решение технологических компаний-разработчиков, дорабатывая их под свое видение и рынок. Технологии IoT бурно развиваются, предложение способно удовлетворить и даже опередить существующие запросы. Однако возникает важный нюанс: в этом случае потребуется договариваться с партнерами — разработчиками и производителями на эксклюзивные поставки и решения для совместных проектов. Важным становится выстроить доверительное и устойчивое бизнес-партнерство с разработчиками Интернета вещей.
Что дальше
Перспективы внедрения и развития IoT-технологий в телеком-отрасли одни из самых многообещающих. Безусловно, со стороны разработчиков, телеком-операторов, прямых потребителей должен пройти этап накопления опыта и данных, экспертизы.
Например, у зарубежных операторов, таких как Orange или Deutsche Telekom, собственный опыт был конвертирован в разработку приложений под конкретные нужды заказчиков из разных отраслей.
Возможно, по этому пути стоит пойти российским телеком-операторам. Их стратегии могут быть основаны на партнерских разработках с производителями IoT. На этой базе уже можно строить вокруг себя экосистему, прописывая условия эксклюзива. Такой подход, в том числе, обеспечит возможности для маневра производителям технологий и разработчикам. Появится запрос на создание уникальных продуктов, а также универсальные решения, совместимые с многочисленными устройствами, ассистентами и приложениями разных брендов. Именно за партнерскими договоренностями, высоким уровнем совместимости будущее IoT на российском телеком рынке.
Будущее рынка за более глубокой интеграцией и универсализацией, именно она обеспечит необходимый эффект для телекома. Интеграция означает выход за рамки использования популярных устройств IoТ и построения совместной экосистемы телеком-операторами, поставщиками платформ Интернета вещей, производителями различных устройств, что приведет к развитию продуктовой линейки и облегчит пользовательский опыт для конечных потребителей.
Опыт вынужденной социальной изоляции, кризисные явления в экономике — все это, безусловно, скажется на развитии индустрии Интернета вещей. В первую очередь обострится конкуренция, как это происходит в любой кризис. Нынешний этап станет решающей точкой, одни изменят свое положение на рынке, укрепят свои позиции, другим придется его покинуть.
Для компаний, внедривших IoT, технология может стать весомым конкурентным преимуществом в кризис. В первую очередь речь идет о девелопменте, медицине, ритейле, телекоме, именно здесь технология обеспечит повышение качества услуги, оптимизацию издержек, открывает дополнительные возможности развития. Например, телеком-операторы на основе продуктов IoT могут начать развивать дополнительные сервисы, в частности Smart Home решения. Наша система может быть выстроена вокруг IoT-роутера, с которым доступна линейка умных устройств. На рынке есть разные решения, которые могут быть интересны телекому. Еще телеком-операторы могут продавать дополнительные сервисы по типу антивирусов, утилит, сервисов для гейминга. Все это позволит увеличить лояльность потребителя к компании в долгосрочной перспективе, а с коммерческой точки зрения — обеспечить рост дополнительных доходов от покупок сопутствующих товаров и услуг.
Источник: Юрий Антонов, коммерческий директор Perenio IoT