27 июля 2020 г.

Предыдущие публикации цикла см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Чем точнее классификация сотрудников компании, тем меньше будет ошибок, незаслуженно наказанных или благополучно избежавших справедливого наказания. И меньше затрат времени и ресурсов на восстановление справедливости.

Рекомендация: используйте в проекте мелиорации не «плоскую» классификацию: «плохой» / «хороший», «ценный» / «бесполезный», а как минимум трехмерную матрицу для точного позиционирования сотрудников.

Далее в статье — две базовые таблицы для классификации сотрудников в проекте мелиорации. Совместно с классификацией болотных типажей (см. здесь) — основа для выработки тактических действий и мониторинга прогресса в проекте.

Классификация сотрудников — от сторонников до противников

Таблица 1. Степень заболачивания и действия

Группа

Описание

Действия

Стабильные здоровяки

Те, кто не имеет признаков заболачивания, обладает своеобразным иммунитетом даже в клинической болотной среде.

Беречь. Привлекать в проект, развивать, мотивировать.

Нестабильные здоровяки

Периодически, при ослаблении контроля или отсутствии порядка могут приобрести спорадические легкие признаки заболачивания, обычно один признак. Уровень заболачивания — меньше 2.

Объяснять и учить, предупреждая, что болотный признак опасен для карьеры.

Нестабильное болото

Периодически, при выявлении могут спорадически «выздоравливать», но обычное состояние — болото. Уровень заболачивания обычно до 3.

Предупредить, что болотный признак — реальная опасность для карьеры в компании. Дать срок на оздоровление. Если ценный сотрудник и выздоровел — оставлять, в противном случае — наказывать. Если не выздоровел — удалять.

Ординарное болото

Вынужденное болото. Сотрудники, которым понравилось такое состояние. При отсутствии условий для заболачивания возвращаются в нормальное состоянию, но при недостаточном контроле могут вернуться к болоту.

Уровень заболачивания обычно до 4.

Если представляют ценность для компании и виден прогресс в очистке от болотных признаков — оставлять в компании. В противном случае — удалять. Удалять также при рецидивах заболачивания.

Клиническое болото

Никогда не изменятся, склонны вовлекать в болото максимальное количество сотрудников. Вне зависимости от применяемых кнутов и пряников всегда остаются болотом (типы комбинированные, средняя балльность заболачивания — от 4 до 7).

Удалять максимально оперативно. В случае ценности для компании — параллельно готовить замену для закрытия позиции и выполняемых ролей.

Агрессивное болото

Никогда не изменятся, не идут на компромиссы, склонны к силовой манере отстаивания своих позиций (типы комбинированные, средняя балльность заболачивания — выше 7).

Удалять безусловно, максимально оперативно и жестко. Если это член команды, и команда подвержена заболачиванию, изгонять всю команду. Даже при высокой ценности для компании.

Враги и союзники проекта

Не все болотные обитатели одинаково агрессивны и упорны в противостоянии, одних можно напугать перспективой увольнения, других — выгонять незамедлительно.

Необходимое примечание: например, если в компании больше 10% высшего и среднего менеджмента в сочетании «Террористы+Клиническое болото», или «Террористы+Агрессивное болото», да ещё эти сочетания активно используют перенаправление части материальных потоков в свой карман и карман «кого повыше», тогда вероятность «завалить» проект высока, но побороться за победу над болотом стоит. Вам, скорее всего, придется попросить заинтересованных акционеров лично курировать мелиорацию подразделений, в которых обитают указанные агрессивные сторонники болота. Обязательно подключать СБ для силового прикрытия и расследований «потоков в карманы», используя тактику «выжженной земли» и «опережающего отвлечения». Возможное решение такой проблемы — «фильтрация» подразделения (филиала), где сосредоточено непримиримое болото. В совсем клинических случаях легче собрать подразделение заново, чем пытаться реанимировать гипотетически здоровые крохи из безнадежно больного подразделения.

Таблица 2. Классификация сотрудников по степени противодействия проекту мелиорации

Группа

Поведение

Действия

Противники

Террористы

Готовы на любое, даже неэтичное и некорректное действие, пожертвовать кем и чем угодно, чтобы сохранить «болотное» status quo.

Безусловно жестко и быстро убирать, включая всю «команду».

Враги

Борются за сохранение болота, обычно не выходя за рамки корпоративной этики.

Безусловно убирать, предложив достойно уйти, «сохранив лицо».

Ополчение

Вынуждены поддерживать болото ввиду сложившихся обстоятельств, при первых неудачах болота быстро переходят к нейтралитету. Если болото укрепляет позиции — начинают активно помогать ему в этом.

Напугать, наказать, особо резвых убрать, сохранить тех, кого можно излечить от болота.

Партизаны

Гадят исподтишка при малейшей возможности, в открытую на конфронтацию не идут, на словах могут соблюдать нейтралитет.

Отлавливать и наказывать, желательно с показательным и громким увольнением одного из них. Чем быстрее и жестче будет реакция на их действия, тем быстрее их можно нейтрализовать. В безвыходной ситуации подаются в Итальянские забастовщики, либо переходят во Враги.

Итальянские забастовщики

Формально выполняют все, как прописано в должностных инструкциях, регламентах. На деле — молчаливый протест, равнодушие и негласная поддержка болота.

Показать кнуты и пряники (больше кнуты) и рекомендовать быть более лояльными.

Нейтральные

Обыватели

«Нас не трогайте, не мешайте работу работать и дела делать, сами разбирайтесь, мы не болото».

Показать кнуты и пряники (больше пряники), и предостеречь от перехода на сторону болота.

Присоединившиеся

Индифферентно наблюдают за процессом мелиорации со стороны, никак себя не проявляя, в случае явно видимого преимущества одной из сторон начинают умеренно поддерживать будущего победителя.

Объяснить пользу нейтралитета, предложив соблюдать его, и предостеречь от проявления симпатий к болоту.

Союзники

Поздние союзники

От Присоединившихся отличаются тем, что в самом начале высказывают осторожный оптимизм по поводу судьбы проекта, и присоединяются к сторонникам проекта, когда положительный результат становится очевидным.

Особо не привлекать в проект. Если сами добровольно готовы участвовать в мелиорации — поручать небольшие, некритичные задачи, разгружающие команду проекта.

Осторжные союзники

Готовы поддержать проект, но так, чтобы в случае неудачи не попасть под санкции победившего болота.

Ограниченно привлекать только там, где они сильны и могут оказать существенную помощь проекту без ущерба себе.

Братья по оружию

Те, кто будут поддерживать проект при любом развитии событий, помогать с самого начала, не являясь членами команды мелиорации. Они ваш мобилизационный резерв, добровольные уши и глаза в проекте мелиорации.

Поддерживать, не давать болоту давить на них, при попытке любого болотного обитателя причинить им вред — показательно убирать заболоченного из компании.

Особенности перехода от планов к реализации

Подготовку платформы для реализации планов надо начинать ещё тогда, когда пишется стратегия, и контуры болота лишь вырисовываются.

Потом будет проще в самом проекте. Сделайте это, и у вас будет запас времени, чтобы внести изменения в планы, если что-то упущено или неверны расчеты в предпроектной подготовке.

Создание базы до проекта мелиорации

Приведены базовые, самые необходимые ходы, остальные зависят от того, каковы расстановка сил и прогресс в проекте:

1. Незадолго до начала проекта попросите управленцев высшего и среднего уровня оперативно (за 3-4 дня) написать нечто вроде эссе. Реальную цель написания эссе не декларируйте. Что должно быть в эссе:

  • Какую реальную, измеримую пользу они приносят сейчас и принесут в будущем компании.
  • В чем они видят недостатки и проблемы в своей и чужой деятельности. Проблемы смежников обязательно должны быть озвучены.
  • Что они лично готовы сделать, чтобы устранить недостатки в своей деятельности и деятельности смежников.
  • Кого они готовы взять в союзники для устранения недостатков (конкретные сотрудники и почему именно они нужны им).
  • Сколько времени и что из ресурсов им понадобится, чтобы избавиться от проблем, которые озвучены в эссе.

Как делать:

  • Эссе должно быть оформлено как внутренний проект от УЧР, никак не связанный с мелиорацией.
  • Никаких тренингов по написанию эссе, отвлечения сотрудников от выполнения своих обязанностей.
  • Составьте небольшой FAQ.
  • Обязательно отправьте короткую, но подробную инструкцию, что и как необходимо отразить в эссе.
  • Четко обозначьте время на составление эссе — 2 дня.
  • Дедлайн — конкретное время в конце второго дня.
  • Опоздавшие эссе не принимаются.
  • Если сотрудник в командировке или отпуске — аналогично, без поправки на часовые пояса и загрузку в командировке.
  • Эссе пишут и будущие участники команды мелиорации, исключение ни для кого не делается.
  • Если сотрудник хорошо разбирается в том, что происходит в компании, этого достаточно, если нет — маркер, что сотрудник не в курсе происходящего. Либо ему это неинтересно, либо его ограничивают в доступе к информации. В любом случае сотрудник маркируется в модели как «нестабильный», и маркер — повод для изучения сотрудника, его окружения и его руководителя. В какую сторону дальше будет изменен его профиль, зависит от дальнейших действий и реакций на происходящее.
  • О том, что необходимо написать эссе, сотрудники должны узнать за 2 дня до начала, всего на эссе — 4 дня: 2 на подготовку, 2 на написание.
  • После объявления о необходимости написать эссе команда мелиорации должна следить за тем, как изменилось поведение сотрудников, что происходит с их коммуникациями: какая у кого реакция на необходимость написать эссе, кто с кем общается, что обсуждают, используют ли «двойные фразы», встречаются ли для обсуждения ситуации вне стен компании.
  • Никаких презентаций на десятки слайдов и документов на 100 страниц. Один-два листа А4, не более. Факты, цифры, без словесной воды и заимствований из корпоративных документов и интернета. Прочитайте, сделайте анализ маркеров и, собрав все размышления менеджмента, реакции до, во время и после написания эссе, постройте модель взаимосвязей всех менеджеров. Это карта — ваш рабочий инструмент в проекте мелиорации.

2. Следующий шаг, примерно в середине проекта — утверждение эссе как плана действий и личных целей менеджмента. Болото в эссе обычно даёт формальную отписку либо рисует приторную фантастику. Особо изощрённые дадут почти объективную, но в целом неработоспособную картину, чтобы сохранить свои позиции и пожертвовать кем-то из окружения, если вылезут проблемы. Обсуждая утверждение личных целей и делая попытки внести в них корректировки, они этим помогут команде мелиорации получить небольшую передышку и продолжить движение к цели.

3. Для низового персонала уже в процессе проекта — аттестация и оценка по личным профилям, составленным коллегами и руководством. Но следите, чтобы при помощи профилирования руководитель не сводил счёты с неугодными сотрудниками.

Этими шагами команда мелиорации в тестовом режиме проверит функционирование ролей команды, заодно прощупает болото. Болото, скорее всего, отреагирует и начнет защищать позиции, перейдя в атаку. Другого выбора у них нет. Пропускать ходы от команды мелиорации, терять инициативу, раскрывать свои позиции они не захотят, поэтому с их стороны начнутся атаки на проект мелиорации. Чем грамотнее командой будет проведена подготовка, тем поспешней и непродуманней болото начнет реагировать. А у команды мелиорации должен быть готов план контрдействий.

Окончание следует.

Источник: Александр Рейнгардт, внештатный обозреватель CRN/RE