30 сентября 2020 г.
Упрощение и ускорение платежей с помощью технологий — процесс настолько важный для ритейла, его рассматривают не только как составную часть FinTech, а зачастую выделяют в сегмент с отдельным названием PayTech. О некоторых новинках в этом направлении мы недавно рассказывали, но тут продолжает происходить много интересного.
В2С: Huawei и другие «китайские тигры»
Huawei твердо придерживается курса на создание собственной экосистемы, способной успешно конкурировать с экосистемой Google, а поэтому развивает и совершенствует свое платежное решение. Процесс по понятным причинам не быстрый, но он идет полным ходом, в том числе, и на территории России. В настоящее время система в РФ поддерживает кредитные и дебетовые карты UnionPay, выпущенные банками-партнерами — «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и банк «Восточный». Масштабы пока не впечатляют, но китайцы делают большие шаги. Теперь на всех станциях московского метрополитена — а их 238 — можно оплатить проезд с помощью бесконтактной Huawei Pay. Напомним, что в прошлом году московское метро перевезло 2,56 млрд пассажиров, что позволяет оценить масштаб сегмента, на который вышел Huawei Pay, поэтому неудивительно, что Лео Ли, президент бренда Huawei в России, расценил новое партнерство как важный шаг на локальном рынке, способный многим пользователям раскрыть преимущества экосистемы, адаптированной под повседневные потребности российских абонентов. Функция бесконтактной оплаты доступна для смартфонов Huawei и Honor при наличии NFC и установленном приложении «Кошелек Huawei».
Xiaomi под санкциями не находится, но свою экосистему развивает крайне активно, в том числе, и платежный сервис. В начале лета — на Петербургском международном экономическом форуме —Xiaomi и платёжная система MasterCard объявили о стратегическом партнерстве в России, в рамках которого будут развивать цифровой платежный сервис Mi Pay. Напомним, «первая ласточка» этого сервиса уже запущена и работает — пользователи представленного летом Mi Band 4 NFC уже могут выполнять бесконтактную оплату всюду, где принимают MasterCard. В настоящий момент сервис доступен владельцам карт «Тинькофф Банк», «Альфа-банк», ВТБ, ПСБ, «Банк Русский стандарт», «Россельхозбанк», «Раффайзен Банк», «Московский кредитный банк», «Кредит Европа Банк», «Открытие» и «Яндекс Деньги». Устройство, поддерживающее Mi Pay, на российском рынке пока одно (с Mi Band 5 идет работа, равно как и со смартфонами Xiaomi), список банков скромный (например, в нем отсутствует «Сбер»), но зато количество точек, в которых можно расплатиться с помощью китайской системы, огромен! У Huawei Pay все пока заметно скромнее.
Alipay тоже планировала официальный выход на российский рынок в 2020. Совместный проект Alipay с Российским фондом прямых инвестиций, Mail.ru Group, USM и «Мегафоном» должен начать операционную деятельность до конца года, как было заявлено в конце января, но это было еще до первой волны локаута. В каком состоянии находятся оперативные планы организаторов сейчас, пока неизвестно. Также пока неясны планы — будут ли они ограничены рамками совместного предприятия AliExpress Russia, или простираются дальше.
Кроме глобальных инициатив есть множество локальных. Например, сеть магазинов «Технопарк» и компания Forward leasing, входящая в группу Home Credit, запустили новый способ оплаты — прямую рассрочку от магазина, которую можно оформить с помощью приложения Forward Pay. Это позволяет ускорить процесс, что упрощает покупки для пользователя и повышает эффективность магазинов. Лимит на рассрочку система Forward Pay формирует в приложении для смартфона и рассчитывает индивидуально каждому клиенту. Посетителю магазина сети «Технопарк» достаточно навести камеру на ценник товара, и тут же будет доступна информация в приложении — стоимость товара, размер ежемесячных выплат и сроки погашения. Клиенту остается в приложении выбрать наиболее удобные условия рассрочки, после чего можно обращаться к продавцу за товаром.
«Self-service победил в огромном количестве сфер нашей жизни, уверен, пришло время внедрить его и для рассрочек в магазинах», — подчеркнул Алексей Гуров, генеральный директор Forward Leasing. Разумеется, решение может быть масштабировано и на другие торговые сети.
В2В: «Сбер», Visa и другие
«Сбер» традиционно активен в электронных сервисах. Важно, что его активности направлены на бизнес-сегмент, которому тоже важен PayTech.
«Сбер» предложил предпринимателям «облачный» сервис подписания платежей в своем мобильном приложении «Сбер Бизнес Онлайн». Теперь пользователи интернет-банкинга для корпоративных клиентов теперь подтверждать платежи и подписывать документы с помощью «облачного» сервиса усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП). Дополненный сервис позволяет подписывать документы на исполнение при наличии интернет-доступа, но без обязательного требования доступа к сотовой связи — коды, получаемые посредством SMS, в данном случае будут не нужны. В момент подписания документа необходимо подтвердить доступ к ключу аутентификации посредством биометрии или ПИН-кодом, после чего приложение отправит в «облако» подтверждение на создание электронной подписи. Может показаться, что эта новость нишевая, однако количество бизнес-пользователей, для которых новая возможность может оказаться актуальной, довольно велико.
«По нашим оценкам, потенциальная аудитория этой технологии составляет не менее 800 тысяч пользователей мобильного приложения Сбер Бизнес Онлайн», — говорит Анна Лоевская, директор дивизиона Цифровой корпоративный банк в «Сбере».
«Сбер» и Visa реализовали один из первых проектов интернет-эквайринга для юрлиц в России. Теперь B2B-маркетплейс «на_полке», который является совместным проектом «Сбера» и «Эвотора» (причем последний входит в сберовскую же экосистему), предложил юридическим лицам оплачивать покупки онлайн прямо на сайте. Раньше предприниматели, покупая «на_полке», могли оплачивать приобретенное только по счету или наличными при получении. Из-за этого заказы задерживались, приходилось тратить много времени на оформление документов. Теперь B2B-заказ «на_полке» можно оплатить дебетовой или кредитной бизнес-картой любого банка — это так же просто, как совершить покупку в розничном онлайн-магазине.
Visa запустила систему бесконтактных платежей с помощью смартфона. Теперь предприниматель, использующий решение Visa Tap to Phone, по сути, получает программный POS-терминал, в который после установки соответствующего программного обеспечения и процедуры регистрации в банке-эквайере может быть превращен любой android-смартфон с NFC-модулем. Такое решение снизит нагрузку торгово-сервисных предприятий на обработку наличных, дает возможность увеличить клиентскую базу и минимизирует стоимость подключения к услугам эквайринга. Первыми операторами, предложившими в России полностью сертифицированное решение Visa, стали упомянутый «Сбер» и банк «Русский стандарт».
PayTech и BigData
На основе BigData, массив которого формируется в РФ с появлением рынка онлайн-касс — которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме PayTech! — и операторов фискальных данных (ОФД), возник ряд сервисов для бизнеса, которые связаны с управлением и анализом продаж, автоматизацией бухгалтерских задач, работой с официальной отчетностью, маркировкой товаров и т. д. Направление относительно молодое — ему всего 4 года — но его актуальность растет ударными темпами.
«ОФД сегодня гораздо больше, чем чеки и данные, как это было недавно, — говорит Александр Белокопытов, вице-президент „Сбера“, руководитель дирекции по экосистеме юридических лиц. — Более интенсивное развитие этого направления в экосистеме поможет нашим клиентам находить новые точки роста».
За несколько лет сформировался отдельный пласт Big Data, основанный на агрегированных фискальных данных, отмечает Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД».
На российском рынке уже более двух десятков ОФД, крупнейшим из которых, по данным CNews Analytics, является «Платформа ОФД», входящая в экосистему «Сбера». В настоящее время к данному ОФД подключено более 1 млн онлайн-касс, принадлежащих более 550 тыс. организаций и предпринимателей, которые генерируют поток данных со скоростью около 900 кассовых чеков в секунду, то есть до 42 млн в сутки. чеков. Данные, согласно закону, анонимизированы, но вполне пригодны для дальнейшей обработки для актуальных задач бизнесов.
«Наша задача — помогать предпринимателю в увеличении продаж, снижении издержек по „рутинным“ операциям бизнеса, упрощении взаимодействия с ФНС и другими госорганами», — говорит г-н Баров.
Варианты сервисов в помощь бизнесам достаточно разнообразны. Это, например, автоматизация задач электронного оборота и отчетности, что важно для SMB, но есть и более изощренные решения. Например, существует совместное предложение, созданное «Платформой ОФД» с сервисом «Платформа Аренда», которое упрощает и автоматизирует арендные отношения розничных торговых точек с торговыми центрами — ряд финансовых показателей ритейла становится прозрачным, что позволяет платить аренду как процент от выручки или в других «сдельных» форматах.
Важен сервис «Сравнение с рынком», который доступен в личном кабинете ОФД и дает клиентам доступ данным анализа по рыночному окружению, а также сравнение своих показателей с другими в отрасли. Это позволяет избавиться от одной из форм «цифрового неравенства», открывая малому и среднему бизнесу онлайн-доступ к сервисам, основанным на BigData, тем самым позволяя эффективно конкурировать с крупными торговыми сетями.
Но вернемся к PayTech, который, как видно из историй с «Платформой ОФД», кроме ускорения платежей имеет и другую сторону, также важную для ритейла. С внедрения онлайн-касс, которое состоялось 4 года назад, начался новый этап технологического изменения сферы розничной торговли и услуг, имеющий непосредственное отношение к «цифровой трансформации», о чем мы еще неоднократно будем говорить, рассматривая технологии, продукты, бизнес-истории и тренды данного направления. Важно, что данный профиль «цифровой трансформации» доступен сегменту SMB, который тоже должен трансформироваться, чтобы выжить и процветать на стремительно меняющемся современном рынке.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE