23 октября 2020 г.
Вторая по счёту волна коронакризиса накрывает сейчас мир или полуторная, — для бизнеса большой разницы нет: главное, чтобы экономика на сей раз не останавливалась полностью. Пока тотального локдауна удаётся избегать, но в любом случае удалённая (точнее, рассредоточенная: часть сотрудников в офисе, часть вовне) повседневная работа явно претендует на роль новой нормальности — на интервале по меньшей мере года-полутора, до того времени, когда вакцинация не охватит 70% населения. И потому всем, кто намерен повышать свою эффективность в период торжества распределённой работы, хорошо бы выработать и закрепить ряд полезных привычек. Каких именно?
Рассредоточенная совместная работа по самое своей природе требует особого внимания к балансу. Между персональным пространством и деловым задником используемой для видеочатов комнаты, между домашними заботами и рабочей нагрузкой, между стремлением поддерживать тесные контакты с коллегами и необходимостью решать собственные насущные задачи. Эксперты Технологического совета Forbes, сами предприниматели и специалисты по организации ИТ-аспектов бизнеса, дают в этой связи ряд практических советов:
- Организуйте еженедельные встречи для подведения промежуточных итогов. Сейчас, на очередном пике заболеваемости, онлайновые; а при более спокойной эпидобстановке имеет смысл проводить их всем подразделением (группой, отделом, департаментом) в живом формате — включая тех, кто осознанно изберёт для себя путь дистанционной работы и после снятия ограничений. После непродолжительной формальной части с рассказом каждого о проделанной за неделю работе не спешите отключаться/расходиться, — общайтесь на отвлечённые темы, налаживайте неформальные коммуникации, социализируйтесь. Чувство локтя в рассредоточенном офисе потерять просто, а обрести заново ох как нелегко.
- Каждый день (в идеале — с раннего утра) устраивайте тактические тайм-ауты — краткие онлайновые встречи, буквально пятиминутки воодушевления (вроде тех, что устраивают волейболисты или другие спортсмены, вставая в плотный круг, склоняя друг к другу головы и вполголоса обсуждая, как вести игру дальше). Пусть каждый за полминуты расскажет, как у него обстоят дела с рабочей нагрузкой, есть ли проблемы, нужны ли какие-то консультации, каков план его действий на сегодня. Если кого-то беспокоит что-либо связанное с работой — горят сроки, недостаточно ресурсов, нужна консультация стороннего специалиста, — утренняя летучка даёт лучшую возможность заявить об этом. Решать проговоренные сложности тут же в пожарном порядке не надо: для этого лучше подойдёт прямая коммуникация один на один. Главное, чтобы руководитель подразделения чётко понимал, насколько уверенно каждый участник его команды справляется с порученным фронтом работ, нужна ли ему поддержка и помощь, — и если да, то какая.
- Ещё один повод собрать всю команду в общем видеочате — виртуальный перерыв на кофе. Лучшее время для него — пару часов спустя после обеда, когда конец рабочего дня уже виден, но сил и мотивации на созидательный труд у всех ещё хватает. Здесь руководителю важно не переусердствовать, требуя от всех отчёта по намеченным на сегодня делам: во-первых, рабочее «сегодня» ещё не завершилось; во-вторых, не для всякого исполнителя и не по каждой задаче нужны именно ежедневные отчёты. Смысл виртуального кофе-брейка — поддержать атмосферу деловой сплочённости в коллективе; дать возможность сотрудникам взглянуть на собственные задачи со стороны в непринуждённом разговоре с коллегами. Известно ведь, что глубокое осознание любого вопроса наступает лишь в момент разъяснения его кому-то ещё. Перекинуться с коллегой парой слов об упорно не желающей решаться проблеме — и вдруг ощутить озарение; обрести понимание, каким образом к ней подступиться, крайне важно. Нехватка этой возможности, пожалуй, едва ли не основной негативный фактор рассредоточенного формата офисной работы.
- Ещё один серьёзный минус распределёнки — крайняя усложнённость научения на живом примере. Бороться с ним поможет внедрение программы «Смотри и учись», подразумевающий разбиение сотрудников на пары «наставник — новичок». В коллективе, где сотрудничают люди с разными объёмами опыта, разумно будет выделить часть рабочего времени каждый день именно на парную работу над какими-то задачами, которые для наставника представляются уже тривиальными («Да что тут объяснять-то, всё же понятно?!»), а новичок может и вовсе не знать, как к ним подступиться. И наставников, и новичков в каждой паре можно (и нужно!) ротировать раз в неделю-две, — так заодно укрепятся межчеловеческие связи в команде. Причём новичок в какой-то момент сам может стать наставником, разумеется, — если может и готов поделиться с более опытными в узкопрофессиональном плане коллегами какими-то своими мягкими навыками, например.
- В условиях рассредоточенного офиса крайне важно обеспечивать вовлечённость всех сотрудников в общий обмен мнениями. Интроверты встречаются в любом коллективе, и насильно заставлять их рассказывать всем, как прошёл их день, — бессмысленно и контрпродуктивно. Но тем и отличается хороший руководитель, что он способен найти подход к любому подчинённому за пределами определённых трудовым договором обязанностей, отыскать важные и интересные для того темы, поддержать в трудную минуту и воодушевить в самый ответственный момент.
Строгое разделение сфер жизни на рабочую и домашнюю уходит на наших глазах в прошлое в массовом порядке — и, вполне вероятно, навсегда. Освоить быстрое переключение между разнородными занятиями, развить в себе дисциплину и последовательность в достижении намеченных целей в условиях рассредоточенного коллектива сотрудникам проще всего с использованием самых современных средств коммуникаций. И, разумеется, при поддержке готового адекватно задействовать эти средства руководителя — современного, чуткого, нацеленного на организацию действенной совместной работы, а не на составление бравурных рапортов вышестоящему начальству. Роль подлинного лидерства в посткоронавирусную эру возрастает неизмеримо: в его отсутствие команда самых блестящих профессионалов на удалёнке — не более чем рассредоточенный клуб по интересам.
Источник: Максим Белоус, crn.ru