6 ноября 2020 г.
В июле мы сообщали, что «Нацпрограмму „Цифровая экономика“ скорректируют осенью». Так оно и оказалось. 5 ноября в ходе второго собрания «Комитета перспективных технологий» АПКИТ эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Андрей Чукарин сообщил, что новый паспорт НП «Цифровая экономика» уже утвержден и скоро будет опубликован. На вопрос о том, почему данный паспорт не был опубликован сразу после его утверждения, Андрей Чукарин ответил примерно так: «Видимо, его хотят опубликовать одновременно с паспортами входящих в него 7 федеральных проектов. Однако на сегодня ещё не все эти паспорта готовы».
Напомним: прежняя редакция национального проекта «Цифровая экономика» включала 6 федеральных проектов общей стоимостью 1634,9 млрд руб. Седьмой федеральный проект (Искусственный интеллект) добавлен в нее впервые. Ещё одно отличие состоит в том, что если прежний НП был рассчитан на период от 01.10.2018 до 31.12.2024 г, то новый — на период до 2030 г. До 2030 г. рассчитаны и все федеральные проекты, входящие в данный национальный проект.
Разумеется, ФП «Искусственный интеллект» появился не на пустом месте. То есть не был разработан «с нуля». В 2019 г. в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» была разработана дорожная карта по развитию ИИ. А указом президента РФ от 10.10.2019 № 490 утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года».
Вообще говоря, доклад Андрея Чукарина назывался так: «Государственная политика в сфере развития искусственного интеллекта и технологий больших данных». Рассказывая об этой политике, он напомнил, что Постановлением правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 974 был обновлен перечень высокотехнологичных областей, которые относятся к сквозным цифровым технологиям (СЦТ): Теперь к этим 11 областям относятся искусственный интеллект; новые производственные технологии; робототехника и сенсорика; интернет вещей; мобильные сети связи пятого поколения (цифровые сервисы); новые коммуникационные интернет-технологии; технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии распределенных реестров; квантовые коммуникации; квантовые сенсоры; квантовые вычисления. Обратите внимание, что больших данных в этом перечне нет, хотя ранее (в 2019 г.) большие данные рассматривались в качестве одной из девяти СЦТ. Были даже намерения создать отдельную программу по развитию больших данных.
Он также напомнил, что в Указе президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития страны на период до 2030 года» говорится об увеличении вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. Кроме того, Андрей Чукарин обрисовал 8 групп основных барьеров развития цифровых технологий в России:
- Кадровые (нехватка квалифицированных кадров для цифровой экономики);
- Финансовые (ограниченные финансовые ресурсы и сложность привлечения инвестиций в развитие сквозных цифровых технологий);
- Инфраструктурные (ограничения для развертывания сетей связи пятого поколения);
- Рыночные (небольшая емкость отдельных рынков сбыта цифровых решений);
- Технологические (зависимость от от зарубежных технологий);
- Регляторные (несоответствие действующего регулирования потребностям нового технологическокого уклада);
- Безопасность (требование поддержки необходимого уровня);
- Организационные (низкая осведомленность потребителей о цифровых технологиях).
Были перечислены и меры, которые необходимо предпринять для преодоления этих барьеров. Правда, пока не совсем понятно, кто именно должен эти меры предпринять. Надо полагать, что конкретика на этот счет появится в давно ожидаемых новых паспортах НП «Цифровая экономика» и входящих в федеральных проектов
Источник: crn.ru