12 ноября 2020 г.
Сегодня ИT-специалисты — одни из самых востребованных профессионалов на рынке труда. Осознавая свою востребованность, ИT-кандидаты пересматривают свое отношение к потенциальному работодателю и работе в целом. Компания Hays совместно с сервисом Хабр Карьера провела исследование «Чего хотят ИT-специалисты», в котором приняли участие 254 профессионала. Они рассказали, чем руководствуются при поиске работы, какие требования предъявляют потенциальному работодателю, как относятся к собеседованиям и как представляют себе выход на работу и адаптацию в новой компании.
- Только 7% опрошенных ИT-специалистов говорят, что для них важна известность бренда работодателя
- 67% респондентов не будут откликаться на вакансию, если заработная плата ниже рыночной
- 43% кандидатов ждут, что после их отклика на вакансию с ними свяжутся в течение недели
- 88% профессионалов ждут обратную связь даже в случае отклонения их кандидатуры
- 24% специалистов один раз отказывались от вакансии из-за негативного опыта прохождения интервью
- 21% респондентов принимали решение уйти из новой компании из-за плохо организованного процесса адаптации
Поиск работы
«Коронакризис в первую очередь отразился на отношении профессионалов к работе. Все больше специалистов задумываются о том, что боятся ее потерять. Тем не менее, рынок ИT все равно остается кандидатским, и самым значимым фактором при отклике на вакансию стал размер заработной платы. Зарплату отметили 80% ИT-специалистов. Чуть больше половины — 54% респондентов — называют проекты, над которыми предстоит работать. 37% значимым фактором считают график работы, 34% — репутацию работодателя и отзывы сотрудников, 32% считают важной возможность карьерного роста», — говорит Анна Иванова, руководитель направления IT&Telecoms.
Самыми малозначимыми факторами стали: менеджмент компании (8%), известность бренда работодателя (8%) и лидерство компании на рынке (6%).
Оказывается, для кандидатов, ищущих работу в ИT-сфере, не очень важна известность бренда и компании на рынке. Всего 7% опрошенных специалистов уверенно утверждают, что для них важна известность бренда работодателя. Половина опрошенных специалистов — ровно 50% — говорят, что не уверены, но для них скорее важна, а треть — 31% профессионалов — утверждают, что для них известность бренда скорее не важна. 10% респондентов уверенно отвечают, что для них известность работодателя совершенно не важна.
Репутация работодателя и сбор информации о нем
ИT-профессионалы чрезвычайно внимательно относятся к отзывам о компании в интернете и репутации компании. Больше половины — 56% респондентов и потенциальных кандидатов — будут искать информацию о работодателе еще до отклика на интересующую их вакансию. А еще 25% сделают это перед приглашением на первое собеседование.
Самым популярным каналом для сбора информации о работодателе 80% ИT-кандидатов назвали сайт компании. 70% профессионалов внимательно изучают сайты, где сотрудники оставляют отзывы о компании. 46% специалистов будут расспрашивать знакомых, которые работали или сейчас работают в компании, 39% посмотрят первые ссылки, которые выдают поисковые системы в интернете, и еще 37% будут читать, что пишут о работодателе на порталах и агрегаторах по поиску работы.
Важность репутации компании на рынке подтверждают дополнительные цифры: 69% ИT-специалистов в первую очередь изучают отзывы бывших сотрудников, 66% смотрят на продукцию и услуги компании, а еще 23% будут анализировать ценностное предложение работодателя (Employee Value Proposition).
Сбор информации кандидаты проводят не просто так. Проанализировав имеющиеся в свободном доступе данные, 11% ИT-профессионалов точно не станут откликаться на вакансию, если найдут негативные отзывы о потенциальном работодателе. 50% респондентов окончательно не уверены в своем решении, но скорее всего также не будут откликаться на вакансию в компанию с плохими отзывами. Только 6% работодателей не будут волноваться по поводу негативных отзывов о потенциальном работодателе, а еще 30% не уверены, но скорее откликнуться на вакансию в такую компанию. Оставшиеся 4% затруднились ответить.
Идеальная вакансия глазами ИT-кандидата
Не только репутация организации важна для ИT-профессионалов. Перед тем как откликнуться, все специалисты также внимательно изучают вакансию и предъявляют требования к информации, указанной в ней. На вопрос: «Какую информацию должно включать в себя хорошо составленное описание вакансии?» — 94% респондентов указали требуемые навыки, 89% отметили название должности, 85% — пул задач, которые будут стоять перед кандидатом. 83% считают, что в описании должен указываться необходимый опыт. 82% ждут, что им сразу будет понятен график работы, 80% хотят понимать тип контракта, 76% — размер вознаграждения.
Анализируя причины, которые могут повлиять на решение не откликаться на вакансию, 67% респондентов указали заработную плату ниже рыночной. 63% отметили, что их остановят грамматические ошибки в описании вакансии. Те же 63% кандидатов сказали, что не будут откликаться на вакансию, которая содержит формулировки: «стрессоустойчивость», «готовность к переработкам», и 63% негативно прореагируют на фразы: «Не тратьте наше время, если...», «Резюме не будет рассматриваться, если...», «Почему мы должны выбрать именно вас?». 61% кандидатов не станут откликаться на вакансию, в которой мало конкретики, и 57% не понравится вакансия с вопросами про их личную жизнь. 43% не устроят вакансии, которые содержат требования к возрасту кандидата, и 33% не будут откликаться, если в описании не указана заработная плата.
При изучении карьерной страницы интересующей компании 46% кандидатов ищут информацию о процессе отбора в компанию, 39% хотят иметь возможность подписаться на оповещения об интересующих вакансиях, 38% — оценить свою заработную плату с помощью зарплатного барометра. 34% профессионалов хотели бы направить резюме вместе с сопроводительным письмом, если отсутствуют подходящие позиции. 6% интересуются тематическими исследованиями, и лишь 4% хотели бы пообщаться с виртуальным ассистентом или чат-ботом.
43% кандидатов ждут, что после их отклика на вакансию с ними свяжутся в течение недели. 36% профессионалов хотели бы, чтобы срок реагирования со стороны работодателя составлял
Вместе с этим 88% кандидатов хотели бы, чтобы представители компании связались с ними даже в том случае, если их кандидатура отклонена. И 75% в случае отклонения их кандидатуры хотели бы получить электронное письмо с объяснениями, почему они не подходят на эту вакансию.
Процесс интервью
Большинство ИT-кандидатов считают: чтобы оценить их соответствие предлагаемой позиции, достаточно изучить их резюме и реализованные ими проекты. Так заявили 65% респондентов. Еще 57% считают эффективным личное интервью с членами потенциальной команды, и 56% — разговор с нанимающим менеджером. 43% считают, что показательными будут тесты на профессиональные навыки.
51% профессионалов уверены, что возможность представить себя наилучшим образом даст им неформальное интервью. 49% говорят, что это будет формальное интервью и 35% утверждают, что презентовать себя им позволит решение кейса. Только 5% респондентов готовы продемонстрировать свои навыки во время ролевой игры, и лишь 3% готовы это сделать вовремя стресс-интервью.
43% кандидатов считают, что 2 этапа собеседования — это оптимальное количество. 28% согласны на 3 этапа. 22% профессионалов говорят, что все зависит от позиции, на которую они претендуют, но при этом 4 этапа собеседования считают приемлемым только 2% респондентов. К пяти и более этапам не готов никто из опрашиваемых специалистов.
Одновременно с этим кандидаты понимают, что оценивают не только их, но и они принимают важное для себя решение. Именно поэтому 60% ИT-профессионалов говорят, что не примут решение о выходе на работу, предварительно не пообщавшись с нанимающим менеджером, и чуть больше половины респондентов — 51% — считают важным пообщаться с потенциальными коллегами, с которыми предстоит работать.
К сожалению, негативный опыт собеседования — до сих пор достаточно частая история для профессионалов. 43% ИT-специалистов говорят, что им приходилось пережить негативный опыт собеседования из-за плохой организации процесса (накладки во времени, грубость персонала, занятая переговорная комната). 28% заявляют, что негативное впечатление у них оставило непонимание дальнейших этапов собеседования, и 25% говорят, что их интервьюер был не подготовлен к встрече с ними. 22% составили плохое впечатление об интервью потому, что оно было слишком долгим. И только 26% респондентов никогда не имели негативного опыта прохождения собеседования.
65% профессионалов заявляют, что для них обратная связь от потенциального работодателя — один из решающих факторов выбора места работы. При этом 31% готовы ждать неделю после финального этапа собеседования, прежде чем принимать офферы от других компаний. И 28% рассчитывают получить окончательный ответ от потенциального работодателя в течение
Решение отказаться от вакансии
Привлечение и удержание профессионалов — это основная задача любой компании. Однако процесс может осложниться еще на первом этапе найма ИT-специалистов. Как показывает опрос, 24% специалистов хотя бы один раз в своей карьере отказывались от вакансии в престижной компании из-за негативного опыта прохождения интервью. А 22% профессионалов говорят, что делали это неоднократно. Основной причиной отказа стало негативное впечатление, которое произвели сотрудники компании. Так ответили 29% опрошенных специалистов. 22% сказали, что отказались от вакансии, потому что им не понравилась манера проведения интервью (неуважительное отношение, непрофессионализм интервьюера). 18% не согласились на работу из-за того, что реальный функционал не совпал с описанием вакансии, а 17% поняли, что корпоративная культура компании не соответствует их ожиданиям. Еще 15% не понравилась личность руководителя. А 14% приняли решение не соглашаться на предложение из-за слишком долгой обратной связи со стороны потенциального работодателя.
Выход на новую работу и адаптация
Успешная адаптация новых сотрудников — это зачастую залог эффективного и долгого сотрудничества. Именно поэтому компании сегодня готовы перестраивать корпоративную культуру, уделяя большое внимание программам адаптации новых специалистов. При этом сами профессионалы также предъявляют требования к новым работодателям в первые несколько дней, недель и месяцев в новой должности. 89% профессионалов рассчитывают, что в первый день их познакомят с командой. 78% ждут, что для них уже будет подготовлено рабочее место. 72% рассчитывают, что в первый день их встретят, проведут экскурсию по офису, 66% хотели бы видеть заранее отправленную информацию о первом рабочем дне: дате выхода, времени. 65% хотят, чтобы к их первому рабочему дню уже был настроен и предоставлен доступ ко всем необходимым ИT-системам и инструментам. И только 6% считают, что нет необходимости предпринимать что-либо до официального начала работы.
57% рассчитывают на ежедневную коммуникацию с наставником в первые несколько недель их работы на новом месте. 31% ожидают, чтобы нанимающая компания регулярно интересовалась, как идет их адаптация и вход в компанию. 24% считают важными ежедневные коммуникации с руководителем и регулярные апдейты, а также обсуждение соответствия ожиданиям. И только 16% не ожидают никакой особой поддержки во время адаптационного периода.
Несмотря на то, что компании все больше внимания уделяют программам адаптации, 21% респондентов принимали решение уйти из новой компании из-за плохо организованного процесса адаптации. 7% говорят, что были на грани принять такое решение. И 2% неоднократно уходили из компаний в течение испытательного срока.
Источник: Пресс-служба компании Hays