16 ноября 2020 г.
Растут продажи персональных систем — ноутбуков, десктопов, планшетов — глобальные продажи в третьем квартале выросли на 23% год-к-году, по данным Canalys. Однако рынок переживает непростые времена, внутри него присутствуют интересные тренды, которые, к тому же, разнонаправленны. Про сегмент компьютеров на платформе х86 мы говорили недавно, сейчас рассмотрим происходящее несколько шире.
Глобальная пятерка лидеров выглядит так: Lenovo (18,9%), Apple (17,7%), HP (15,0%), Dell (9,7%) и Samsung (8,0%). Напомним, что в этом зачете учитывают также планшеты, и этот подход к построению рейтинга привел к таким выразительным результатам у Apple и вывел в пятерку лидеров Samsung. Заметим, что аналитики приводят цифры без разделения продаж по сегментам B2C и B2B/B2G.
Оптимизм: сдержанный и локальный
Ноутбуки чувствуют себя прекрасно: их продажи выросли на 30%, еще лучше ситуация с планшетами (+44%), а вот десктопы показали очень плохие результаты (-32%). Если бы планшеты как класс не были включены аналитиками Canalys в категорию «персональные системы», то рынок продемонстрировал бы стагнацию: рост ноутбуков компенсировал бы падение десктопов.
Аналитики Canalys не комментируют перспективы рынка, а вот IDC смотрит на ближайшее будущее с пессимизмом. Аналитики IDC считают, что люди во всем мире начали активно приобретать новые компьютерные устройства в понятных условиях продолжающейся пандемии — а все чаще весеннюю и осеннюю волны рассматривают как единый процесс — в результате сейчас обновили системы даже те пользователи, которые собирались делать это в течение нескольких следующих кварталов. Соответственно, следующие кварталы будут провальными — спад 2021 года достигнет 10% в натуральном выражении, в 2022 году продажи выйдут на плато, по данным IDC, и это будет благом — а восстановление рынка начнется только с 2023 года.
Gartner смотрит на рынок еще печальнее и предполагает, что «просадку» всего рынка расходов на ИТ по всем сегментам — без исключения — мы увидим совсем скоро, когда будут подведены общие итоги 2020. Как видно, аналитики уверены, что в сегменте продаж «персональных систем» годовую картину не исправят прекрасные результаты III квартала.
Внутри сегмента: ноутбуки
В сегменте ноутбуков наиболее быстрый рост продемонстрируют системы с «фишками»: со съемными клавиатурами (+88%), ультратонкие (+57%) и, наконец, трансформеры-«перевертыши» (+21%), по данным Canalys. Продажи традиционных ноутбуков демонстрируют положительную динамику, но сравнимую с точностью измерений (+1%).
Как видно, пандемия способствовала быстрому и бурному развитию как всего ИТ-рынка, так и отдельных его направлений. Например, Microsoft давно продвигает ноутбуки семейства Surface, часть которых представляет собой windows-планшеты со съемными клавиатурами, но продажи таких систем не демонстрировали чудес, а тут за пару кварталов они превращаются из футуристических решений в выразительных представителей самого быстрорастущего сегмента!
Справедливости ради следует заметит, что наиболее быстрорастущими оказались хромбуки (+122%!). Чем вызван такой рост продаж устройств на платформе Chrome OS, пока сказать сложно, равно как и делать прогнозы на развитие этого сегмента, который был популярен только на рынках США да Канады. На российском рынке хромбуки так и остаются экзотической товарной группой, поэтому вопрос о динамике популярности таких систем для нас имеет лишь теоретический интерес.
Российский рынок в целом повторяет глобальные тенденции. В среднесрочной перспективе рынок может вырываться вперед или, наоборот, несколько отставать от глобальных тенденций, также возможны количественная разница в показателях, но не более того. Есть, конечно, некоторые отличия в узких нишах (например, в хромбуках) или в акцентах (соотношение B2B/B2G в нашем случае более смещено в сторону госзаказчиков), а также само понятие «среднесрочной перспективы» несколько разнится (в российской традиции это месяцы, в мировой — годы, в крайнем случае, кварталы), но в целом суверенных технологических или рыночных тенденций замечено не было.
Внутри сегмента: десктопы
В сегменте настольных систем прирост продаж произошел в одном сегменте: моноблоки показали 7% увеличение продаж в натуральном выражении. В остальных сегментах все плохо, причем, как ни странно, и в рабочих станциях. Продажи рабочих станций сократились на 27%. Эти показатели несколько лучше, чем в целом по сегменту десктопов, но этому классу устройств пророчили рост! Что же произошло?
Workstations оказались под воздействием сразу трех трендов, оказывающих негативное влияние на продажи. Во-первых, покупатели активнее приобретали рабочие станции в мобильном исполнении. Правда, в сегменте мобильных рабочих станций рост продаж составил всего 3%, но и он каннибализировал продажи в стационарных workstations. Во-вторых, тренд на использование геймерских систем для вычислений под творческие задачи снижал продажи классических рабочих станций. Пока сложно сказать, какой процент игровых систем используют в таком режиме, но тренд этот начал оформляться давно и продолжает развитие. В-третьих, творческому работнику для высокопроизводительных вычислений в ряде случаев удобнее арендовать «облачное» решение, мощность которого может варьироваться в очень широких пределах. Например, для научных или инженерных задач, которые требуют большого объема вычислений, в «облаке» можно нанять хоть кластер, хоть суперкомпьютер — популярность cloud-направления HPC (Hight-Powered Computing) растет уже несколько кварталов.
Что это значит для канала
Рассчитывать на продажи «персональных систем» как на драйвер всего рынка ИТ, к сожалению, нельзя. Рост рынка ИТ, по мнению аналитиков Gartner, начнется с роста затрат клиентов на корпоративное программное обеспечение и на дата-центры — как на создание новых, так и на развитие уже имеющихся. Правда, покупать новый софт и обновлять дата-центры корпоративные клиенты — как бизнес-структуры, так и госзаказчики — начнут не прямо сейчас, а с некоторым лагом по времени: им нужен тайм-аут для переконфигурирования общих стратегий и операционных моделей в соответствии с новой «пост-ковидной» реальностью. Когда начнут проступать контуры обновленного мира, государственные и бизнес-структуры скорректируют свои планы по «цифровой трансформации» и соответственно им начнут оптимизировать распределение расходов на ИТ. И вот тут, по мнению Gartner, возникнет акцент на корпоративный софт и дата-центры, а также прочая динамика в B2B/B2G. О ситуации в B2C мы поговорим в следующий раз, когда будем рассматривать ситуацию на рынке планшетов.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE