20 ноября 2020 г.

Цифровой аватар Максим

Цифровые аватары успешно «переросли» игровую и кино-индустрии и стали вполне действующим бизнес-инструментом. Уже сегодня цифровой аватар способен выполнять работу консультанта в банке или медицинском учреждении, быть персональным помощником руководителя, оператором контакт-центра первой линии, помощником-консультантом в онлайн-магазине, лицом бренда или амбассадором компании. Преимущества очевидны: в отличие от живых актеров аватару не нужно платить гонорар, его содержание и обслуживание не требует прямых затрат, «работать» он способен в режиме 24/7, его поведение всегда предсказуемо, а высказывания апробированы заранее. Появление огромного количества различных онлайн-мероприятий стимулировало возникновение аватаров-ведущих и даже спикеров.

Проекты по созданию цифровых аватаров для бизнеса в мире активно ведутся уже несколько лет. В Китае появились аватары телеведущих, созданные и управляемые искусственным интеллектом. Любопытный проект в сфере цифровых аватаров Neon представила компания Samsung. На выставке CES 2019 она показала аватаров медсестры, телеведущего, скаута из национального парка, фитнес-тренера и несколько других. Цифровые ассистенты, разработанные проектом Soulmachines из Новой Зеландии, ориентированы на применение практически во всех отраслях — от здравоохранения и образования до государственных структур. В разработку цифровых аватаров сейчас инвестируют серьезные фонды. Согласно прогнозу Research and Markets, рынок виртуальных цифровых помощников к 2021 году будет включать в себя 1,8 млрд частных и 843 млн корпоративных пользователей, а суммарная выручка составит 15,8 млрд долл. Эксперты уверяют: не пройдет и 10 лет, как у каждого человека в мире будет собственный аватар а на рабочие встречи за людей будут «ходить» их цифровые копии.

Зарождающийся в России рынок Digital Human не слишком публичен. Многие компании многие взаимодействуют с gamedev-студиями и делают персонажей для игр (а этот мир живет по своим правилам, он довольно закрыт и часто не раскрывая своих подрядчиков). Однако в последнее время, возможно, благодаря переводу огромного количества мероприятий в онлайн- формат, восстребованность цифровых аватаров в бизнесе существенно выросла.

«Я бы не отказался иметь своего цифрового клона для участия в Zoom-совещаниях и общения с начальником и, конечно, комплект цифровой одежды — всегда поглаженную рубашку, пиджак, галстук — все дела», — говорит Андрей Сальников, продакт-менеджеркомпании «ЛАНИТ-Интеграция».

Цифровые аватары в России

Летом 2020 года издание Ferra.ru, входящее в состав Rambler Group, объявило, что интегрировало в свои новости диджитал-телеведущую Елену. Аватар — цифровой двойник телеведущей, его создали в Лаборатории робототехники Сбербанка с привлечением группы компаний ЦРТ, развитием и поддержкой проекта занимается SberDevices. Первые выпуски с участием Елены можно увидеть на сайте Ferra.ru.

Примерно в это же время «ЛАНИТ-Интеграция» объявила, что запустила производство аватаров для сектора B2B: цифровых людей, выступающих амбассадорами брендов, блогеров, ведущих. Тогда создатель проекта Digital Avatar Илья Флакс (сейчас руководитель центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR) заявил: «Аватар — это следующая ступень развития визуальных коммуникаций, создающая новые формы самовыражения, которые интересны аудитории, и снижающая риски для бизнеса». Цифровой аватар ГК ЛАНИТ Максим стал одним из спикеров онлайн-конференции «Умные решения — умная страна». В компании уверяют, что «участие в конференции цифрового аватара Максима вызвало огромный интерес и позитивную реакцию аудитории».

«Это был беспрецедентный опыт, он получился интересным и необычным, — считает Илья Флакс. — Мы планируем активно развивать данное направление и дальше использовать подобных аватаров для выступлений. Например, на международной ярмарке ультрасовременного цифрового искусства и дизайна Disartive для нашего аватара Максима будет необычный опыт участия не в онлайн, а именно в офлайн-мероприятии».

Осенью 2020 г. во время форума «Открытые инновации» на виртуальном стенде Газпромбанка экскурсию проводила виртуальный персонаж Алиона Пол (Aliona Pole) — художница, модель и автор коллекций «цифровой одежды», имеющая свою страничку в Instagram — создание Malivar, в которую Сбербанк летом 2020 года инвестировал 10 млн рублей. Компания Malivar, занимающаяся разработкой цифровых аватаров, стала одним из победителей совместного Акселератора Сбербанка и 500 Startups в декабре 2019 года, а также является участником международной программы Nvidia Inception Program для ФШ-стартапов.

Эксперты полагают, что данная технология может быть использована практически во всех отраслях и областях. Еще весной многие компании при проведении онлайн-конференций и выставок столкнулись с такой проблемой как отсутствие или недостаточное качество цифровых двойников. Всем хочется выглядеть хорошо, а выбор аватаров пока достаточно ограничен. Так что можно с уверенностью говорить, что перспективы этого бизнеса в нынешних условиях светлые, рынок может начать расти очень быстро. Удаленка, онлайн-мероприятия, перевод максимального количества услуг и действий в «виртуал», скорее всего, не уйдут из нашей жизни даже после окончания пандемии, а их форматы станут разнообразнее.

Аватары в тренде

Мы предложили представителям ИТ-компаний поделиться мнениями о перспективах рынка Digital Human в России. Выяснилось, что говорить на эту тему (по крайней мере пока) готовы очень немногие. Ряд компаний с радостью откликнулись на предложение принять участие в обсуждении, однако через некоторое время с извинениями отказались, объясняя, что их эксперты еще «не готовы» комментировать. Среди тех, кто откликнулись, прежде всего, компании, которые уже сами используют цифровые аватары в работе. Например, ГК ЛАНИТ, которая применяет цифрового аватара Максима для тестирования гипотез, производства различных типов контента. Илья Флакс полагает, что в перспективе Максим может стать амбассадором ЛАНИТ. Работают «в этом направлении» и в компании Axoft.

Руководитель отдела поддержки и развития продаж компании Axoft Сергей Игнатов рассказывает, что дистрибьютор организует маркетинговые онлайн-выставки с цифровыми аватарами и виртуальным интерактивным окружением. Одно из таких событий произошло 10 ноября — IT Expo 2020.

Так каковы же перспективы этого направления в российском бизнесе в ближайшее время?

Сергей Игнатов напоминает: «Цифровые аватары пришли к нам из кино, повсеместно укоренились в онлайн-играх, сейчас набирают популярность в социальных сетях и неизбежно придут в бизнес в течение трех-пяти лет».

«Один из глобальных современных трендов — цифровизация процессов как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Мы общаемся, потребляем и работаем онлайн, — говорит Илья Флакс. — В условиях глобальной пандемии развитие этого тренда значительно ускорилось. Другой глобальный тренд — запрос на персонификацию. Цифровые аватары — это инструмент создания персонифицированного онлайн-контента. При этом процесс создания такого контента благодаря аватарам становится виртуальным. Это снимает массу рисков для производителя контента. В России проектов с цифровыми аватарами пока немного — компания Malivar создала цифрового инфлюенсера Alyona Pole, а Сбербанк — цифровую ведущую Elena. Других значимых проектов в РФ пока не наблюдаем».

«В последние несколько лет абсолютное большинство лидеров ИТ-рынка, особенно крупные западные компании, имеют одну из главных задач — снижение затрат на производство, — размышляет генеральный директор Topof Андрей Зализняк. — Как повысить производительность при минимальном расходовании бюджета, в том числе на кадровый потенциал? Автоматизация процессов — совершенно очевидный ответ. Входят в моду так называемые виртуальные помощники. Зачем создавать дорогие механические человекоподобные устройства? Давайте заменим их картинкой. Все помнят картонных девушек в аптеках, БЦ и аэропортах? Пугающих внезапно звучащей фонограммой с музыкой на фоне. На мой взгляд, ровно это сейчас происходит в цифровом мире. Очень несложно создать и алгоритмизировать набор паттернов и семантических конструктов: просто устроенную нейросеть. Что касается спроса и востребованности — наверняка в некоторых секторах рынка это будет востребовано. Особенно под названием B2B-аватар. Впрочем, большой рынок скептически смотрел и на технологию „чат-бот“, а она работает».

Требуются...

Можно ли уже сейчас определить, в каких именно областях спрос на цифровые аватары в России будет наибольшим?

Сергей Игнатов считает, что интереса следует ожидать сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это видеоконференции и виртуальные переговорные. «Сейчас есть запрос на демонстрацию и наблюдение эмоций, но многие предпочитают прятаться за аватаром, как за ширмой — ведь, в конце концов, аватар всегда побрит/накрашен, причесан, одет в хороший костюм и т. д.», — рассказывает Сергей Игнатов.

Второе направление — клиентская поддержка и обслуживание. В этой сфере аватар в совокупности со скриптами и RPA (роботизацией бизнес-процессов) становится для сотрудников, работающих с людьми, полноценным заместителем.

Третья перспективная сфера применения — PR, там аватар может выступать как талисман/лицо компании.

И, наконец, четвертное направление (широко используемое в последнее время — Н.Б.) — маркетинговые онлайн-мероприятия, в которых участие в событии становится уже не просто просмотром трансляции, а активным взаимодействием удаленных посетителей между собой и с организаторами по типу современных онлайн-игр «с открытым миром».

«Цифровые аватары достаточно давно и активно используются в киноиндустрии (там их называют digital double), — подчеркивает Илья Флакс. — Развитие технологий захвата движения и компьютерного моделирования в последние годы позволило существенно ускорить и удешевить процесс производства. Благодаря этому стало возможно производство контента с использованием цифровых аватаров для рекламы, ТВ, SMM, маркетинга влияния и событийного маркетинга. Именно в этих областях мы видим наибольшие перспективы и спрос».

Подводные камни

Выходя на новые рынки, всегда надо понимать, какие ограничения и препоны существуют на пути распространения технологии. Илья Флакс полагает, что прежде всего стоит иметь в виду высокую сложность создания по-настоящему фотореалистичных персонажей.

«Это непросто по целому ряду причин, поэтому большинство создателей цифровых аватаров идут по пути упрощения и снижения трудозатрат, но в результате получают персонажей, не отвечающих заявленным бизнес-задачам клиента, — отмечает Илья Флакс. — Получив негативный опыт, клиент может поставить крест на новых идеях применения технологии. Кроме того, это отсутствие стандартов, по которым производятся цифровые аватары. Каждый производитель использует свой технологический стек, из-за чего затруднен обмен опытом».

По мнению Сергея Игнатова, данная технология и сферы ее применения сегодня недостаточно зарегулированы, и «сейчас мы видим, так сказать, полную свободу творчества»: «Но некоторые страны уже начинают размышлять о введении ограничения виртуальных „сотрудников“ и необходимости разработки инструментов контроля их деятельности, вплоть до налогового регулирования. Основное же препятствие — сами пользователи и их восприятие такого применения технологий. Но, так или иначе, мы привыкаем к этому, тренируясь на простом бытовом применении аватаров в играх, социальных сетях, на наших смартфонах. Так что и эти ограничения скоро уйдут».

Источник: Наталья Басина, crn.ru