23 ноября 2020 г.
Виртуализация, которая развивается ударными темпами, взаимодействует с другими трендами рынка. Результаты этих изменений и взаимодействий способны радикально переформатировать рынок ИТ, прежде всего в корпоративном сегменте. Мы предполагали, что виртуализация будет играть все возрастающую роль в ИТ, но происходящее превзошло самые смелые прогнозы. В сочетании с другими тенденциями на рынке, виртуализация создает картину, характерную для метамодерна, когда одновременно присутствуют элементы из разных концепций, нередко противоположных, но сосуществующие в рамках целостных систем.
«...as a Service» становится популярным
Традиционный способ приобретения компьютерных товаров — аппаратных средств, программного обеспечения, расходных материалов и т. д. — существовал годами, но растущая динамика рынка заставляла всех игроков канала искать новые способы продвижения товаров, например, формат DaaS/HaaS. Принцип «устройство как сервис» был удобен компаниям, прежде всего, для разворачивания инфраструктуры под проектные задачи: для «временных трудовых коллективов», для стартапов, для локальных работ, например, обеспечения фестивалей, выборов и т. д. Арендовали для команды, работающей над проектом, на нужное время парк оборудования, заплатили за сервис согласно времени аренды, сдали технику компании-оператору и все. ИТ-департаменты относились к такому формату положительно, так как успели привыкнуть к SaaS.
Формат «...as a Service» актуален и для других ситуаций. Например, он нравится компаниям, которым в силу специфики деятельности нужно самое современное оборудование, которое быстро устаревает, а куда девать устаревшее, если оно приобретено в собственность, не совсем понятно. Наконец, DaaS/HaaS «распробовали» и традиционные бизнес-единицы — причина была, прежде всего, экономическая: финансисты не желали инвестировать в непрофильные активы, но легко готовы были платить за сервисы. Разумеется, скоро стали арендовать не отдельные устройства, а законченные инфраструктурные решения — начали набирать обороты IaaS и PaaS.
Платформы уходят в «облака»
PaaS обычно является «облачным» решением, но сегмент растет крайне быстро даже в российских условиях, когда многие государственные и окологосударственные заказчики достаточно консервативны. Объем российского рынка PaaS-решений в 2019 году составил 5,1 млрд руб., согласно данным отчета «Обзор рынка PaaS в РФ
По схеме PaaS обычно разворачивали серверную составляющую инфраструктуры, компьютеры, принтеры и прочее клиентское оборудование обычно получали более традиционными способами, к которым мог относиться DaaS/HaaS, а могло и приобретение в собственность. Но и тут были интересные модерновые варианты, например, DaaS для принтеров мог был реализован в формате «печать как услуга»: заказчик платил за отпечатки с заданными параметрами (качество печати, формат носителей, скорость распечатки и т.д.), полностью абстрагируясь от самих принтеров/МФУ как от hardware-компонент инфраструктуры.
Клиентские устройства: тонкие клиенты требуют виртуальных машин
С пользовательскими компьютерами тоже происходят интересные изменения. Растет популярность «тонких клиентов», что требует переноса основного объема вычислений на виртуальные машины. В прошлом году о 100 тыс. пользователей, которые ежегодно переходят на «тонкие клиенты» в российских компаниях, говорил Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse. Виртуальные машины для этих «тонких клиентов» работали на стороне серверных решений и, соответственно, могли быть переданы в PaaS.
Преимущества виртуальных машин были и остаются в гибкости, централизованном управлении, защищенности как от внешних атак, так и от некорректных действий пользователей. Приятной особенностью были широкие возможности масштабирования: виртуальная машина могла очень быстро получать новые нужные характеристики и также быстро переходить от upgrade к downgrade, если того требовали особенности бизнес-процессов.
«Облака» для виртуальных рабочих мест
Виртуальные машины могли работать на локальных серверах компании, но согласно новым веяниям, их все чаще переносят в «облака», доступные с равной легкостью как с офисных рабочих мест, так и из любых других локаций. Сотрудникам компаний при работе вне зависимости от местоположения, с одной стороны, требуется безопасный и надежный доступ к системам и приложениям, отмечает Лиз Фуллер, вице-президент по маркетингу Alliance компании Citrix, а с другой стороны — единообразный интерфейс, который позволяет минимизировать отвлекающие факторы и перерывы в работе, обеспечивая все условия для максимально эффективного труда.
Соответствующие «облачные» сервисы вендоры развивают особенно быстро. Например, в конце ноября HPE в рамках GreenLake представила спектр сервисов для виртуальных рабочих мест, созданных в партнерстве с Citrix, Nutanix, Nvidia и VMware, которые вендор сбалансировал для четырех различных категорий пользователей, что во многом упрощает заказчику выбор нужного набора «облачных» сервисов:
- «Исполнители», которым достаточно офисных «рабочих лошадок», где обычно запускают небольшое количество простых приложений, не требующих особой вычислительной мощности.
- «Информационные работники», чья повседневная работа связана с обработкой имеющейся информации и получением новой, но которые активно используют офисные и веб-приложения, зачастую открывая десятки больших таблиц и документов.
- «Инженеры и аналитики данных», к которым относят пользователей CAD/CAE-систем, финансовых трейдеров и других профильных специалистов, которым нужны производительные вычисления.
- «Продвинутые пользователи», например, разработчики, которые пользуются графическими пакетами для визуализации данных, работают с тяжелым контентом, занимаются обучением AI-систем и т. д. Этим специалистам уже могут дополнительно требоваться в «облаке» графические процессоры Nvidia и другие решения для специфических вычислений.
Инновация HPE состоит в том, что вендор, как отметил Кит Уайт, старший вице-президент HPE и руководитель подразделения GreenLake Cloud Services, предлагает стандартизированные решения по модели «ИТ как услуга», которые улучшают безопасность и продуктивность процессов, одновременно упрощая управление и снижая затраты. Удобно, что виртуальные машины, расположенные в «облаке», могут хранить данные в высокопроизводительном хранилище, расположенном тут же, такой подход позволит минимизировать задержки и увеличить эффективную скорость работы.
На стороне пользователя в таких решениях вовсе не обязательно должны были быть «тонкие клиенты», могли находить применение традиционные компьютеры, в том числе, морально устаревшие. Только дисплеи для двух последних категорий пользователей должны быть современными, иногда даже объединенные в мультимониторные решения.
Применение инновационных решений необходимо предприятиям для поддержания долговременной конкурентоспособности, как было отмечено IDC. В кризисных условиях соответствующие тренды активизируются, как отметил Дмитрий Гаврилов, руководитель исследований рынка «облачных» услуг, IDC в Россия и СНГ. В этом году кризисов и форс-мажоров было много, инновационные решения становились залогом не только конкурентоспособности, но и выживания предприятий.
Все обострил локаут
Виртуальные машины оказались настоящей «палочкой-выручалочкой» в ситуации внезапного локаута, когда надо было обеспечивать миллионам пользователей возможность удаленной работы из дома. Далеко не всем была достаточна работа с отдельными документами, которые можно без проблем принести на «флэшке» или выложить в «облако», многим для выполнения служебных обязанностей нужен доступ к корпоративной инфраструктуре: данным, приложениям, ресурсам и т. д. Обеспечить тысячи сотрудников техникой для решения таких задач, предоставив им компьютеры, настроенные для доступа к корпоративным ресурсам из-за пределов контура информационных инфраструктур предприятия, было делом крайне сложным и дорогим. Настраивать соответствующим образом личные ПК пользователей — еще дороже, так как весь этот зоопарк надо было потом администрировать, причем все равно риски в плане ИБ оказывались высоки. Разворачивание виртуальных машин благодаря скорости, гибкости и широким возможностям для централизованного управления решало нужные задачи для эффективного и надежного обеспечения работы на «удаленке».
Виртуализация получает неожиданное продолжение
Развитие концепции продолжается, и теперь все чаще корпоративные клиенты интересуются решениями, в которых виртуальный персональный компьютер пользователя, развернутый на стороне сервера, в традиционном смысле совсем отсутствует. Перенос ПК в виртуальную среду оказывается избыточным, «виртуализируют» корпоративные приложения и доступ к корпоративным же сервисам, чего оказывается вполне достаточно для работы.
Системы, позволяющие создавать такие решения — например, VMware Workspace One, Azure Active Directory, Citrix Workspace — существовали и ранее, но, во-первых, им нужно было пройти определенный путь развития, во-вторых, рынок должен был созреть для их массового применения. Созреванию рынка, как легко видеть, способствовала эпидемия коронавируса, приведшая к локауту и к взрывной популярности привычных виртуализированных решений, после чего корпоративные пользователи спокойней воспринимают решения, бывшие ранее непривычными.
Workspace One требует установки на устройство пользователя приложения-клиента — причем устройством в данном случае может быть ПК, ноутбук, планшет и даже смартфон — после регистрации сотрудник получает доступ к спектру корпоративных приложений своей компании, разумеется, сообразно данным ему правам и выстроенным политикам безопасности. Важно, что это могут быть любые приложения: традиционные, «web’овские», «облачные», развернутые по модели SaaS и т.д. Кроме приложений пользователю могут быть доступны и другие корпоративные ресурсы: файлохранилища, VPN-соединения, принтера и т. д.
Разумеется, пользовательские компьютеры могут получать доступ как через интернет-соединение, так и находясь внутри периметра ИТ-инфраструктуры предприятия. Заметим, что требования к параметрам интернет-соединения довольно щадящие, скоростей LTE более чем достаточно. Чтобы через Workspace One работали системы универсальных коммуникаций — Microsoft Teams, Zoom и т. д. — для них в решении предусмотрены оптимизированные протоколы доставки видео и звука. Важно, что сама Workspace One при этом может быть развернута в «облаке», а может работать на оборудовании компании.
Что это значит для рынка
Виртуализированные решения быстро проникают на рынок, быстро совершенствуются и уже заметно меняют ИТ-ландшафт корпоративных заказчиков. Разумеется, они не универсальны: в ряде случаев по самым различным причинам как технического, так и политического характера заказчики предпочитают более традиционные подходы к созданию и развитию своей инфраструктуры. На рынке найдется место и PaaS, и DaaS/HaaS, и «традиционным» cloud-сервисам, и некогда привычным формам полного владения оборудования. Хотя последние стремительно становятся «legacy»: о продвижении концепции «все как услуга» в этом году объявили все ключевые вендоры. Первым стал Hewlett-Packard Enterprise, объявивший об этом прошедшим летом, однако, тут HPE недолго оставался в одиночестве — осенью об аналогичных концепциях в рамках обновленных маркетинговых политик объявили Dell и Lenovo. О новом проекте как о стратегии, имеющей целью предоставить кардинально упрощенный клиентский опыт при использовании «ИТ-как-услуги» и «облака» заказчикам и партнерам в канале, говорит Сэм Грокотт, старший вице-президент по маркетингу продукции Dell Technologies. Как выглядят детали новых стратегий у ключевых вендоров — предмет отдельного разговора.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE