24 ноября 2020 г.
Создание «умных домов» — прекрасное направление для большинства игроков ИТ-рынка в современных условиях, когда привычные направления или уже находятся в стагнации, или скоро там окажутся. Для российского рынка это особенно актуально по простой причине: данный сегмент практически полностью находится в стадии формирования. Здесь наблюдаем «greenfield», почти классическое «пустое поле» в терминах традиционного маркетинга. При этом все необходимое для освоения это ландшафта присутствует: запросы рынка, компоненты, концепции, компании с профильными компетенциями и реализованные кейсы.
Сегмент изнутри
Рынок «умного дома» просел на 7,2% в EMEA за второй квартал год-к-году, по данным IDC, а в CEE (Центральной и Восточной Европе) спад составил 19,5%! Напомним, что мы прогнозировали его активизацию во втором квартале и дальнейший рост. Противоречий тут нет, все дело в сегментации и в локальных особенностях. В подведении итогов второго квартала IDC относит к товарам для «умного дома», например, smart-телевизоры, которые занимают 52,7% сегмента, а их продажи сократились на 12,1%, что сильно повлияло на падение всего сегмента.
Однако основные факторы, оказывающие важное влияние на сегмент телевизоров, никак не относятся к «умному дому», что признает и IDC. Падение аналитики объясняют событиями этой весны: из-за локдауна большое количество спортивных мероприятий было перенесено или отменено, соответственно, для многих ушел стимул в покупке нового ТВ. Кроме того, весной далеко не все «умные телевизоры» могли управлять «умным домом». Например, только в ноябре было объявлено о появлении «Алисы» в smart-телевизорах на платформе «Яндекса». Пусть это не самое распространенное решение, даже в масштабах EMEA, но «Алиса» — национальная платформа, влияние которой на локальный рынок огромно.
Анализируя тенденции российского рынка, сфокусируемся на «умных колонках» и периферии — датчиках, исполнительных устройствах и т.д. — хотя и тут ситуация развивается непросто, а местами разнонаправленно.
Перспективы «умных колонок»
Во втором квартале 2020 г. объем продаж «умных колонок» вырос на 8,9%, по данным IDC. Интерес российских пользователей к этому классу товаров явно выше глобального уровня. Запросы об «умных колонках» по итогам первых трех кварталов 2020 оказался в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, отмечает Наталия Мухина, эксперт «Яндекс.Маркета» по категории «Бытовая техника». Конечно, эти данные охватывают период далеко за рамками второго квартала, кроме того «интерес» не равно «продажи», но на примере данных «Яндекс.Маркета» видно, что поведение пользователей в российским сегменте несколько отличается и от CEE, и от EMEA.
Smart-телевизоры для «умного дома» теперь тоже придется добавлять в статистику, но рассматривая их как устройства с интегрированными «умными колонками». Например, реализованная таким способом «Алиса» умеет отвечать на вопросы и выполнять мелкие просьбы, говорит Тимур Дюсебаев, руководитель платформы «Яндекса» для телевизоров. «Голосовой ассистент» включит нужный канал, найдет фильм или ролик, а в паузах развлечет беседой или сообщит справочную информацию. Он также имеет доступ к другим «навыкам», в частности, умеет управлять «умным домом»: может, предположим, поставить чайник или выключить свет, причем для этого даже не нужно прерывать просмотр.
Колонки способны выступать центрами управления «умного дома», поэтому можно предположить, что рост их продаж во втором квартале приведет к росту других smart-девайсов в дальнейшем (хотя возможны и обратные процессы — см. следующий раздел). Однако в сегменте «других» второй квартал не радовал, по данным IDC: поставки средств домашней автоматизации и безопасности, освещения и термостатов в общем зачете оказались на 13,7% ниже результатов прошлого года.
Далеко не все вендоры, создающие «периферийные устройства» для сегмента smart house, серьезно относятся к российскому рынку. Например, Xiaomi официально поставляет множество разных смарт-устройств — причем совместимых с «Алисой»! — робот-пылесос, настольную «умную лампу», очиститель-увлажнитель воздуха, а также дверные звонки, настенные выключатели (обычные и диммеры), датчики движения, «умные замки» и другие электронные устройства — но в особой активности по их продвижению тут пока не замечен.
Смена акцентов?
«Умные колонки» применяют для прослушивания музыки 73,6% пользователей, для ответов на голосовые запросы — 66,2%, а вот для контроля систем умного дома радикально реже — 24,5%, согласно отчету Smart Speaker Consumer Adoption Report-2020 компании Voicebot Research, при подготовке которого американским владельцам smart-колонок задавали вопрос о действиях, выполняемых с этими устройствами хотя бы раз в месяц. В общем итоге развлекательные функции — воспроизведение музыки и прослушивание других трансляций (новостей, спортивных мероприятий, подкастов и т. д.), игры, викторины и сервисы — существенно опережают в «рейтинге потребностей» управление с колонок системами «умного дома». Причем ситуация ухудшается, согласно опросу: по сравнению с итогами 2019 взаимодействие с «домом» обгоняли радиотрансляции, новости, спорт и подкасты!
Аналитики компании даже предполагают, что сейчас ситуация изменится на обратную: если до недавнего времени продажи «умных колонок» были драйверами для развития «умных домов», то сейчас распространение «умных домов» будет стимулировать сегмент «умных колонок», которые начнут приобретать уже развернувшие smart house, для которых колонки будут одним из дополнительных элементов управления. Однако в российских условиях действуют и специфические драйверы. Например, по мнению г-жи Мухиной, одной из причин популярности «умных колонок» стал режим самоизоляции — чтобы не чувствовать себя одиноко, многие приобретали такие решения для общения с «голосовыми ассистентами», которые могут включать музыку, проигрывать сказку, заводить будильник, напоминать о важных делах и многое другое.
Но следует помнить, что «умный дом» может быть легко управляем как со smart-колонок, так и с других устройств: от смартфонов до специализированных панелей.
Платформ для «умного дома» много, в том числе, и российских. Наиболее продвинутые производители создают решения, совместимые сразу со многими. Например, на решениях Elari уже стоят лейблы, указывающие на совместимость с четырьмя (!): [Работает с «Алисой»], [Управляйте с «Марусей»], [Работает с МТС Smart Home] и [Работает с «Okeй Google»].
Дальше будет лучше
Драйверы сегмента продолжают работать, поэтому общего роста продаж компонент для «умного дома» ожидаем и мы, и IDC. На дальнейшие перспективы взгляд IDC существенно оптимистичней нашего: аналитики считают, что среднегодовой рост тут будет 16,19% до 2024 года. Но пока сложно сказать, как на продажи в российском сегменте отразится надвигающийся экономический кризис, который частью вызван последствиями продолжающейся пандемии, а частью носит системный характер. Однако в любом случае будет работать простая логика: нет денег на внешние развлечения — акцент смещается на развлечения домашние, в частности, на создание домашнего уюта как «аналоговыми», так и цифровыми способами.
Наши выводы подтверждает и рост активности вендоров. «Яндекс» продолжает ударными темпами развивает экосистему, связанную с «Алисой», но это не новость. А вот появление в этом году сразу двух новых «голосовых ассистентов» — «Маруси» от Mail.ru и «Салют» от Сбера — указывает на видение двумя крупными игроками локального ИТ-рынка значимых перспектив в данном направлении. Однако оптимизм тут ограниченный, так как Microsoft с Cortana и Amazon с Alexa на российский рынок не спешат, равно как и многочисленные азиатские вендоры — как китайские, так и корейские — разработавшие неплохие «ассистенты» для своих продуктов, многие из которых хорошо представлены на российском рынке.
На поддержке «умного дома» делают акцент производители разных продуктов для домашнего использования. Например, ESET в продвижении новой версии антивируса особо отмечает обеспечение им защиты для онлайн-банкинга и «умного дома», наряду с такими ключевыми возможностями, как совершенствованием методов детектирования новейших угроз и систем предотвращения вторжения, использующих методы Machine Learning. В случае обнаружения уязвимостей для домашней сети, пользователь ESET получает уведомление с подсказкой, как устранить угрозу безопасности.
Активность в сегменте проявляют многие производители, иногда в необычной форме. Например, Panasonic запустила на GitHub новый оригинальный проект, который позволит всем желающим самостоятельно конструировать различные решения — от отдельных smart-датчиков до «умных домов» — а также делиться своими проектами с другими посетителями ресурса. Получается аналог специализированной социальной сети, скрещенной с некоммерческим маркетплейсом, к тому же работающий в новой концепции: от DIY ("Do It Yourself"/"Сделай сам") происходит переход к D+IO ("Do It Ourselves"/"Сделаем вместе«). Одна из реализованных моделей — «умный дом» для хомяка, датчики которого позволяют отслеживать важнейшие показатели жизни животного и улучшать их. Это один из примеров того, как в процессе создания и использования чего-либо рождаются новые идеи и схемы новых продуктов, отмечает Даичи Кавасима, сотрудник отдела дизайна в дивизионе продвижения инноваций корпорации Panasonic.
Вместо заключения
Малое распространение «умных домов», с одной стороны, делает рынок крайне актуальным для компаний, с другой — вызывает некоторые трудности для развития сегмента. Пока «install base» слишком мала и «умный дом» является экзотикой, экстенсивное развитие не может хорошо идти только за счет «сарафанного радио», нужна повышенная активность в популяризации данного направления.
Однако за последние пять лет выросло количество проектов, предусматривающих в своих концепциях и инженерных системах различные «умные технологии», да и сами технологии развились и эволюционировали, отмечает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. Требования бизнесов — девелоперов, риэлторов, дизайнеров интерьеров и ЖКХ — формируют другой фрагмент рассматриваемого нами сегмента рынка «умных домов», отличного от рассмотренных выше DIY-решений, о котором поговорим в следующий раз.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE