11 декабря 2020 г.

Современность в сегменте инфраструктуры имеет две важные особенности: внезапную интенсификацию и размывание границ. Заметим, что если первое ситуативно, то второе — выраженный и долгосрочный тренд.

Общие особенности

«Цифровая трансформация получила вынужденное ускорение», — так коротко охарактеризовал особенность момента Алексей Соловьев, технический директор подразделения Secure Power в российском представительстве Schneider Electric, выступая на форуме «ЦОД-2020». Новые реалии резко увеличили динамику всего рынка, как в количественных показателях, так и в ряде качественных моментов.

К практическим действиям в направлении «цифровой трансформации» приступили даже те компании, которые отводили уходящий год на исследование данного вопроса и разработку планов трансформирования. Интересно, что технологии к такому «большому прыжку» были готовы давно, а вот скорость управленческих решений оставляла желать лучшего. Однако в условиях пандемии и локдауна российские управленцы смогли мобилизоваться, и решения, которые раньше разбирали месяцами и кварталами, а то и годами, в новых условиях стали принимать за недели, а то и за выходные, как отметил Андрей Левченко, ведущий конференции «Телеком 2020: время изменений», проводимой РБК.

Российские телеком-структуры и ИТ-компании успешно справились с пиковыми нагрузками, продемонстрировав зрелость, компетенции и качество уже созданной инфраструктуры. Нагрузок, заметим, было много. Например, для российского сегмента сети прогнозы на 2020-2021 год по росту трафика уже сбылись, как отметил Максим Акинин, директор департамента по работе с международными операторами связи «Ростелеком».

«Размытие границ между телеком, медиа и технологическими игроками», — этот процесс назвал в качестве глобального тренда Сергей Салов, директор направления практики консалтинга в EY в своем выступлении на мероприятии РБК. Активность медиа в данном тренде пока мало заметна на фоне российских реалий, но инфраструктурные тренды уже нужно рассматривать в комплексе действий телеком-компаний и операторов ЦОДов, а также cloud-провайдеров. «Облака» становятся важным элементом между физической инфраструктурой и корпоративными пользователями. Корпорации, по возможности, дистанцируются от «железа», предпочитая получать готовые решения, причем по арендной модели.

Концепция cloud-first и новые сервисы

В современных условиях популярность аутсорса как бизнес-концепции продолжает быстрый рост, как отметил Константин Борман, управляющий директор компании IXcellerate, популяризация «облаков» — лишь одно из проявлений данного тренда. Особенностью российского рынка является относительно низкая активность глобальных гиперскейлеров, которые пока не спешат разворачивать здесь собственную и инфраструктуру, и высокая активность локальных игроков, помноженная на технические компетенции последних.

Концептуальную важность подхода cloud-first в проектировании современных бизнес-решений отметил в своем выступлении Антон Палагин, руководитель направления глобальной стратегии IBM Hybrid Cloud. Особенность момента состоит в том, что внедрение сетей пятого поколения, которые cloud-native, то есть изначально спроектированы под применения с cloud-сервисами, создает уникальную возможность для трансформации всего телеком-сегмента, а также для пересмотра политик и стратегий развития «облачных вычислений». Несмотря на все текущие сложности, российские операторы демонстрируют высокую степень экспертности, а также готовность к внедрению 5G-сетей и участию в разворачивании новых «облачных» сервисов, как отметил Антон.

В сегменте игроков «облачного» сегмента российский рынок повторяет тренды мирового, в частности, как отметил Антон Захарченко, директор по стратегии «облачного» бизнеса МТС, идет укрупнение. Крупные компании могут вкладывать ресурсы требуемого объема как в развитие инфраструктуры и обеспечение ее работы с современным уровнем надежности, так и в «облачные» сервисы, актуальные для российских бизнесов. МТС, активно вышедшая в сегмент 4 года назад, претендует на звание локального гиперскейлера, примерно так же ведут себя другие федеральные операторы сотовой связи.

Но на российском cloud-рынке не только они обладают ресурсами — прежде всего, инфраструктурой и компетенциями — есть и крупные «старые зубры». Например, Softline занимается cloud-технологиями более 10 лет, как отметил Дмитрий Кравченко, менеджер по развитию департамента «облачных» технологий Softline.

Операторы сотовой связи полны решимости развивать новый «облачный» рынок, как отметил г-н Салов, в том числе и по причине серьезных проблем в традиционном для них секторе, где экстенсивное развитие проблематично, а значительная часть прибылей от голосовой связи потеряна из-за распространения IP-телефонии в корпоративном секторе и пользовательских OTT-сервисов: Skype, Viber и др. Однако, хотя ситуация плоха для операторов, она хороша для клиентов, которые в ходе борьбы различных cloud-провайдеров за «место под солнцем» получают доступ к новейшим «облачным» инструментам, способным повысить эффективность бизнесов, снизить «time to market» и т. д.

«Облака» — это выгодно!

Для бизнесов внедрение «облачных» решений экономически выгодно. Это ощущают как крупные корпорации, так и региональные бизнесы, в том числе, и из сегмента СМБ. Например, осенью корпорация Softline в партнерстве с «Платинум Консалтинг» успешно перенесла в собственное «облако» системы 1С, обслуживающие бизнес-процессы сети блинных «Вкуснолюбов», работающих в Ростовской области и Краснодарского края. Новая ИТ-инфраструктура заказчика, по заявлению Евгения Лавникевича, ИТ-директора «Платинум Консалтинг», стала более отказоустойчивой и повысила производительность на 30% по сравнению с используемой ранее.

Заметим, что перенос корпоративной инфраструктуры в «облако» успел оформиться как тренд до пандемии. Первыми внедряли такие решения, конечно, крупные компании. Например, в конце прошлого года Mail.ru Cloud Solutions помогла Burger King ускорить обработку заказов и повысить удовлетворенность клиентов. «Переход в облако полностью оправдал себя и соответствует жестким требованиям, которые мы предъявляем к быстродействию и отказоустойчивости наших цифровых продуктов», — отметил Сергей Очеретин, директор департамента digital-проектов Burger King. Для сети ресторанов важны digital-каналы, так как обеспечивают Burger King до 40% выручки. Переход в «облачную» инфраструктуру MCS позволил вдвое быстрее принимать заказы от клиентов, а также, что немаловажно, сократить время загрузки меню в 4 раза.

Количество российских предприятий, готовых полностью перенести ИТ-инфраструктуру в «облако», ежегодно увеличивается на 20%, отметил Илья Теслин, руководитель департамента Softline по работе с клиентами ЮФО и СКФО, со ссылкой на собственные исследования корпорации.

Курс: вычисления высокопроизводительные...

В «облака» переносят как бизнес-сервисы, так и решения для аналитики, проектирования и других задач, требующих большого объема вычислений. Например, Hewlett Packard Enterprise в начале зимы представила новые cloud-сервисы GreenLake для работы с высокопроизводительными вычислениями (HPC), что позволит любому предприятию получать соответствующие сервисы, управляемые и предварительно настроенные, с размещением в любом ЦОДе или в рамках колокации. «Стремительный рост объема данных, использования AI и высокопроизводительной аналитики увеличивают потребность в высокопроизводительных вычислениях для предприятий любого размера: от крупнейших компаний из списка Fortune 500 до стартапов», — отмечает Питер Унгаро, старший вице-президент подразделения High Performance Computing в HPE.

Новый сервис НРЕ позволит любым предприятиям — в том числе, и из сегмента СМБ! — реализовывать проекты с использованием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения — в частности, улучшать анализ данных, разрабатывать новые продукты и сервисы, получая доступ к высокопроизводительным вычислениям по модели «...as a Service», то есть с оплатой по мере использования. Корпоративные пользователи могут заказать необходимые мощности для HPC на портале самообслуживания, используя функцию «указать и выбрать», рассчитав нужные ресурсы для своих рабочих нагрузок, причем сервисы станут доступны уже через 14 дней, что в данном случае крайне быстро.

Рынок высокопроизводительных вычислений показывает прекрасную динамику и к 2024 году вырастет в мире более чем на 40% относительно текущего объема, достигнув 55 млрд долл, как отметили в HPE со ссылкой на данные Intersect360. Росту будет способствовать спрос на цифровые задачи моделирования, разработки и проектирования, но, в первую очередь, требования обработки возрастающих объемов данных в сочетании с усложнением задач бизнес-аналитики. Сюда же специалисты HPE относят и специализированные вычисления, прежде всего, с применением AI-инструментов.

...и специализированные

В плане специализированных cloud-вычислений особый акцент сделан на AI, что неудивительно. Инструменты, построенные на искусственном интеллекте, называют «новым электричеством», как отметил Александр Ведяхин, первый зампред правления «Сбербанка», и напомнил со ссылкой на экспертов, выступавших на AI Journey, что внедрение таких решений к 2030 году создаст более 14% мирового ВВП, а это почти 16 трлн долларов.

Сбер и SberCloud представили ML Space — уникальную платформу, делающей доступными AI-вычисления для самого широкого круга компаний. ML Space — «облачная» платформа полного цикла разработки и реализации AI-сервисов, которая, как отметил Давид Рафаловский, исполнительный вице-президент и СТО «Сбербанк Груп», руководитель блока «Технологии», содержит все необходимые инструменты и ресурсы для создания, обучения и развертывания моделей машинного обучения — от подключения к источникам данных для обучения до развертывания уже обученных моделей на динамически масштабируемых мощностях SberCloud. Соответствующие мощности cloud-решению предоставляет суперкомпьютер «Кристофари», а платформу уже используют SberDevices, Группа компаний ЦРТ и другие структуры, входящие в экосистему «Сбера». «ML Space и „Кристофари“ на порядок ускоряют создание и вывод на рынок готовых решений, использующих машинное обучение, а также делают технологии „искусственного интеллекта“ значительно ближе к бизнесу», — подчеркнул г-н Рафаловский.

Заметим, что специализированные «облачные» инструменты для работы с большими объемами данных не сводятся только к решениям для AI/ML. Например, Microsoft объявила о выходе новой версии Azure Synapse Analytics — сервиса, объединяющего хранилища данных и аналитику для BigData — а также Azure Purview, которое позволяет получать всестороннее представление об обработке и перемещении данных, принадлежащих корпоративному заказчику. Сочетание Azure Synapse Analytics и Azure Purview предоставит организациям комплексные возможности для построения эффективной системы аналитики и прогнозирования. В корпорации отметили быстрый рост компаний, «ворочающих» большие объемы данных. Например, с прошлого года количество клиентов Azure, работающих с петабайтными нагрузками в «облаке», выросло в 5 раз.

Объемы данных и дальше будут расти. Наибольшим потенциалом для генерирования огромных объемов важных данных сегодня обладает индустрия «облачных» сервисов, как отмечал Гай Вилнер, основатель и генеральный директор компании IXcellerate, а из вертикальных рынков — медиабизнес, здравоохранение, финансовый сектор и промышленность.

Продолжение следует

Мы поговорили о ситуации на cloud-рынке, но осталось рассмотреть происходящее внутри сегмента ЦОДов и в смежном с ними телекоме, которые обеспечивают инфраструктуру «облакам». «События нынешнего года стали серьезнейшими испытаниями для цифровой инфраструктуры как отдельных компаний, так и стран в целом, — сказал Александр Барсков, директор по контенту ИКС-медиа. — В условиях глобальных изменений в бизнесе, торговле, образовании и медицине потребность в эффективных, надежных центрах обработки данных стала важнее, чем когда-либо в истории». Что происходит «под капотом» в этих инфраструктурах, поговорим во второй части статьи.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE