15 февраля 2021 г.
Российский сектор высоких технологий продемонстрировал в 2020 г. практически нулевую динамику по сравнению с
Стратегия меняется
Объявленный IDC результат для постоянных читателей CRN/RE вполне ожидаем: работы в минувшем году на фоне пандемического кризиса у многих участников канала порядком прибавилось. Ещё весной, напомним, аналитики прочили российскому ИТ-рынку падение по итогам года примерно на 30%, к осени скорректировали его величину до 8%, и вот теперь уверенно говорят о его удержании на уровне
Предварительные выводы IDC сделаны после сбора данных от российских интеграторов и крупнейших поставщиков ПО. Аналитики всё ещё продолжают аккумулировать информацию, поступающую от менее масштабных игроков, но картину в целом она вряд ли изменит. Роберт Фариш особо отметил, что российскому ИТ-рынку антикоронакризисные меры нанесли меньший ущерб, чем, к примеру, европейскому, игроки которого в
Причин тому несколько. Безусловно позитивным фактором стало включение ИТ-отрасли в общенациональный план восстановления экономики, субсидирование льготного кредитования ИТ-проектов, выделение
На проведённой в феврале PwC в партнёрстве с ABBYY онлайн-конференция «Индекс цифрового интеллекта компаний в России» были обнародованы данные, подтверждающие выводы IDC. Действительно, 94% принявших участие в исследовании компаний не сокращали расходы на ИТ в минувшем году. При этом 33% респондентов, формируя свои ИТ-бюджеты, ориентируются на весьма внушительный показатель в 20% от годовой выручки, а ещё 57% — от 5 до 20%.
Следует также оговорить, что необходимость приспосабливаться к коронакризисным реалиям вынудила множество российских заказчиков пересмотреть принятую прежде стратегию цифровизации. В частности, перенести акцент с долгосрочных проектов (внедрение Интернета вещей, роботизация производственных процессов) на инициативы с коротким циклом внедрения (освоение облачных услуг, укрепление информационной безопасности). Повышенным спросом стали пользоваться готовые комплексные ИТ-решения, так что готовые предложить их интеграторы и ритейлеры оказывались в выигрыше.
Момент истины
Ещё накануне первой вспышки COVID-19 цифровая трансформация, о необходимости которой на все лады твердили эксперты ИТ-рынка, на практике изрядно пробуксовывала. Известный отчёт Everest Group указывает на чрезвычайно высокую — 73% — долю компаний, которым не удалось добиться ожидаемой стабильно высокой отдачи от инвестиций в цифровизацию. И это данные по всему миру в целом; на отдельных локальных рынках ситуация ещё более тревожна.
Джордж Вестерман, один из ведущих исследователей по направлению цифровой экономики в Массачусетском технологическом институте, остроумно сравнил цифровую трансформацию бизнеса с попыткой превратить гусеницу в бабочку вручную. Если всё делать правильно, на выходе получится прекрасная порхающая бабочка, способная быстро достичь критичных для успеха в бизнесе высот. Если нет — выйдет просто более быстрая (и куда более дорогая, чем прежде) гусеница.
Эксперты Forbes Technology Council советуют переживающим непростые времена заказчикам сконцентрироваться на нескольких наиболее чувствительных для успешности цифровизации моментах:
- преодолевать инертность на всех уровнях предприятия, от высшего руководства до линейного персонала; важна мотивация команды на осознанный (и совместный, одновременный!) выход из обжитой «зоны комфорта» в пока ещё не уютное, но гораздо более перспективное пространство,
- привлекать экспертов по цифровой трансформации к принятию решений на среднем и высшем уровнях руководства, — в противном случае менеджмент, не способный адекватно оценить масштабы и сложность предстоящих преобразований, не сможет заставить себя выделить на них достаточно средств,
- эффективно организовывать перемены, что особенно критично в условиях невозможности просто остановить все бизнес-процессы на полгодика, разобрать компанию до котлована под фундамент и выстроить всё заново на новых цифровых принципах,
- осваивать современный бизнес-инструментарий, включая итеративную разработку (повторяющийся цикл планирования — реализации — проверки — корректировки), гибкие методологии разработки, DevOps и прочее,
- найти в себе силы обуздывать амбиции в плане скорости и масштабности цифровой трансформации; планировать лишь то, что действительно может быть внедрено в установленные сроки и с выделенным бюджетом,
- видеть чёткую разницу между цифровой оптимизацией и собственно цифровой трансформацией (первая — совершенствование и ускорение давно отработанных процессов за счёт внедрения ЭДО и прочих современных технологий; второе — коренное переустройство базовых операций с опорой на новые цифровые возможности).
Если заказчик успешно справляется со всеми этими вызовами — сам либо с поддержкой сведущего интегратора, — то даже при ограниченном ИТ-бюджете есть неплохие шансы провести эффективную цифровую трансформацию предприятия даже в условиях коронакризиса. Тем более, что самая острая его фаза, судя по всему, уже позади. А значит, конкурировать в обозримой перспективе придётся уже не на падающем, а на растущем рынке, — и здесь без обеспечиваемой удачной цифровизацией гибкости и прозрачности бизнес-процессов компаниям любой отрасли придётся ох как непросто.
Источник: Максим Белоус, crn.ru