4 марта 2021 г.
По всему миру пытаются ускорить процесс борьбы с COVID-19 с помощью передовых технологий. В США, Иране и Италии испытывают алгоритм, способный предсказать, кто из пациентов нуждается в помощи в первую очередь, команда тайских исследователей использует роботов для разработки вакцины, а в китайской провинции Хэнань действуют кабины для беспилотной вакцинации производства французского фармацевтического гиганта Sanofi. Какое место процессе занимает RPA — читайте в нашем материале.
Вакцины против COVID-19 уже прошли путь от первых лабораторных опытов до официальной регистрации и внедрения. Однако самый важный этап — массовая вакцинация населения — еще впереди. Так, по состоянию на 19 февраля, в России применили более 3,7 млн доз вакцины от коронавируса, подсчитали в РБК. Но это только начало. Чтобы погасить эпидемию, необходимо привить не менее 75% россиян, считают эксперты. Евросоюз, к примеру, даже в условиях перебоев с поставками все еще рассчитывает вакцинировать 70% населения к лету. В России такого же показателя надеются достичь к осени.
Однако процесс распространения вакцинации сопряжен с рядом трудностей, таких как ускоренная регистрация пациентов и сбои в цепочках поставок. Фармпроизводители и медучреждения сталкиваются с той же проблемой, что и все: им нужно увеличить свою производительность до предела, в то время как их работа ограничена действующими коронавирусными ограничениями, периодической изоляцией сотрудников и правилами социального дистанцирования. Тут в игру и вступают передовые технологии автоматизации и, в частности, инструменты роботизации.
Регистрация и планирование приема пациентов
Организации системы здравоохранения нуждаются в точном и быстром планировании графика приема пациентов для успешного развертывания и распространения вакцины. И это вызывает немало трудностей. К примеру, в Москве работают более 100 пунктов вакцинации на базе городских поликлиник, более 40 — в частных клиниках, а также ряд выездных бригад в популярных городских локациях. Совокупно они обслуживают от 15 000 до 20 000 пациентов ежедневно.
Спланировать прием такого потока людей и так непросто. А ведь процесс усложняется из-за того, что данные о пациентах собираются и хранятся в разрозненных информационных системах. Так, записаться на вакцинацию в Москве можно сразу через несколько каналов: на порталах mos.ru и emias.info, в приложениях «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», а также непосредственно в клиниках. И в каждом случае информация вносится в свою локальную базу данных.
Здесь и начинается работа для RPA. Программные роботы могут автоматически агрегировать информацию из локальных баз данных, формировать списки пациентов и передавать их в государственные системы регистрации. Более того, они способны распознать и отфильтровать профили пациентов с ошибками или дубли. Благодаря этому организации здравоохранения могут синхронизировать обмен данными между регистрационными системами, а значит, эффективно управлять регистрациями и выстраивать точный и подробный график вакцинации. Причем без дополнительной траты времени и ресурсов на обработку информации вручную.
На рынке уже есть подобные решения. К примеру, роботы UiPath в прошлом году помогли сопоставлять и передавать данные о тестировании на COVID-19 нескольких тысяч пациентов в день между несколькими информационными системами национальных органов власти. И это лишь вопрос времени, когда технологию масштабируют на процесс вакцинации. А клиника MidWest Clinic с помощью RPA объединила систему регистрации пациентов и EMR (систему электронных медицинских записей), чтобы избавить трех врачей от административной работы, такой как ручной ввод данных пациентов в EMR Cerner, согласование данных между регистрационным порталом и EMR и преобразование данных для отчетности.
Распределение вакцин
Другая важная задача для RPA — выявление наиболее уязвимых групп населения для приоритетной вакцинации. Уже сейчас понятно, что потребуются месяцы, если не годы для того, чтобы произвести и распределить достаточное количество доз вакцины для миллиардов людей по всему миру. Поэтому важно уделить первоочередное внимание пациентам из групп риска.
Факторы приоритизации индивидуальны для каждой страны и могут включать жизненные условия, этническую принадлежность, возраст, наличие беременности, географию. Так, в Британии в первую очередь вакцинируют постояльцев домов престарелых, затем людей от 80 лет, медиков, соцработников и людей с хроническими заболеваниями. В России же приоритетными группами считаются работники медицинских и образовательных организаций, служащие организаций социального обслуживания и люди, проживающие в них, люди в возрасте старше 60 лет, а также те, кто имеет хронические заболевания.
Поиск таких пациентов требует от медицинских работников невообразимого объема работы по анализу данных, например, электронных медицинских карт, определению индивидуального уровня риска для каждого конкретного пациента и передаче этой информации в регистрационные системы. Вручную это совершенно невозможно. Поэтому на помощь приходят такие технологии, как роботизация. Используя RPA для обработки массивов данных, выявления и классификации пациентов, организации систем здравоохранения по всему миру могут разработать эффективный и справедливый процесс распределения вакцин. Так, несколько поставщиков по всему миру предлагают решения на базе UiPAth для сопоставления спроса на вакцины и объемов имеющихся запасов у поставщиков. Автоматизация этого процесса позволяет организациям сферы здравоохранения при необходимости сфокусироваться на поиске альтернативных источников вакцины.
Хранение и транспортировка вакцин
RPA помогают также организовать логистические процессы для доставки вакцин в надлежащем состоянии. Так, хотя российские вакцины от COVID-19 менее привередливы к условиям хранения, чем немецкие и американские, они все же требуют определенных температурных режимов. К примеру, векторная вакцина «Спутник V» в лиофилизированном, или «порошковом» виде должна храниться при температурах от +2 до +8°С, а в замороженном виде — не выше -18°С. И, согласно требованиям действующего СанПиНа, препараты, доставленные с нарушением холодовой цепи, применению не подлежат. Другими словами, повышение температуры внутри грузовика или непосредственно рефрижератора хотя бы на полградуса в течение получаса приведет к тому, что всю партию вакцины придется утилизировать.
И это большая проблема. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Ассоциации парентеральных лекарственных препаратов (PDA), 20% грузов портятся во время транспортировки из-за температурных колебаний. Фармкомпании ежегодно теряют на этом миллионы долларов. Конечно, существуют регистраторы данных, которые должны фиксировать любые отклонения от нормы. Но у них есть один существенный недостаток: они сообщают о проблемах постфактум.
Чем здесь может быть полезна роботизация? Во-первых, программные роботы могут заблаговременно выявить такие проблемы, как открытые двери грузовика. Для этого достаточно объединить RPA с сенсорными датчиками, фиксирующими температуру, влажность внутри рефрижератора и другие параметры. Роботы в таком случае будут собирать данные с датчиков и автоматически направлять их в информационные системы фармпроизводителя для обработки в режиме реального времени. Это позволит фармкомпаниям дистанционно контролировать соответствие условий транспортировки вакцины признанным медицинским сообществом стандартам, предотвращать отклонения от нормы или сразу отбраковывать партии при их обнаружении.
Во-вторых, роботы RPA могут спланировать оптимальный маршрут для грузовиков, чтобы не отставать от графика и избежать задержек, которые могут привести к перегреву вакцин. Для этого роботам нужно лишь сопоставить данные о погоде, трафике, ремонтных работах на протяжении всего маршрута. Наконец, RPA может быть полезна в процессе оформления возврата партии, если стандарты хранения и перевозки все же нарушены. К примеру, роботы могут автоматически заполнять бумаги на повторный заказ или страховые документы.
Приемка вакцин в медицинских организациях
И последняя задача для RPA в процессе распространения вакцин — оптимизация процесса их приемки и отгрузки в медучреждения. Во многих больницах приемкой и распределением медикаментов, в том числе вакцин, до сих пор занимается непосредственно медицинский персонал. И вместо того, чтобы решать текущие задачи, сотрудники больниц нередко вынуждены самостоятельно регистрировать поставки и оформлять документы. Например, заносить информацию о полученных вакцинах в систему маркировки «Честный знак». Это тратит их время «вхолостую».
А ведь такой рутинный процесс может быть легко передан программным роботам, что позволит медработникам избавиться от чрезмерной нагрузки и сосредоточиться на областях, требующих непосредственного человеческого вмешательства, таких как уход за пациентами. Отличный пример подобной оптимизации — внедрение роботов UiPath в одной канадской больнице. Автоматизация процессов в отделе закупок с помощью RPA позволила снизить нагрузку на персонал и обеспечила своевременную доставку запрошенных медицинских материалов в нужные складские помещения больницы. Причем даже в условиях, когда объемы поставок в
Формирование отчетности
В вопросах вакцинации важна прозрачность. Поэтому, хотя требования к отчетности постоянно меняются и различаются в зависимости от страны, а иногда даже региона или штата, почти по всему миру больницы и организации общественного здравоохранения обязаны загружать данные о привитых пациентах в государственные информационные системы в срок не позднее 24 часов после вакцинации. Благодаря этому госучреждения формируют ежедневные отчеты об охвате региона или страны вакцинацией.
Однако дело осложняется тем, что большинство государственных ресурсов все еще требует ручного переноса данных из клинических информационных систем. Конечно, для передачи информации во многих организациях используется FHIR API, который предназначен для оперативного обмена данными по действующим в медицинской отрасли стандартам. Однако многие отчеты медработникам все равно приходится подгружать руками — их формат не соответствует требованиям государственных информационных систем. В итоге требования к отчетности по COVID-19 обременяют и без того находящихся в стрессовой ситуации поставщиков медицинских услуг.
Роботизация помогает полностью автоматизировать этот процесс, от заполнения первичных анкет пациентов до стандартизации и передачи документов в государственные системы. К примеру, в одной стране роботы UiPath помогли полностью избавиться от ручного ввода данных в две разные государственные информационные системы — PureOHS и государственный веб-реестр. В результате упростилась работа 180 тысяч медработников по всей стране.
Новая нефть
Начало массовой вакцинации населения поставило организации в сфере здравоохранения по всему миру перед беспрецедентным количеством операционных проблем. Распространение вакцины от COVID-19 требует не только совершенно новой инфраструктуры и сложной логистики, но и обработки небывалого количества данных о пациентах. И все это — в предельно сжатые сроки. Единственный способ в таких условиях повысить эффективность распределения доз вакцины и обеспечить регистрацию и прием максимально возможного количества людей — автоматизация.
Роботы уже помогают планировать график приема пациентов на десятки тысяч человек в день и делать закупки медикаментов. И это только начало. Использование технологий, таких как RPA, доказало свою полезность в процессе вакцинации от COVID-19. Поэтому в ближайшем будущем тотальная цифровизация процессов в сфере здравоохранения с помощью передовых ИТ-инструментов, вероятно, станет новой нормой.
Источник: Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России и СНГ