27 апреля 2021 г.
Мобильные устройства стали неотъемлемым атрибутом корпоративной культуры, при этом в большинстве компаний России они так и не стали частью ИТ-инфраструктуры. Илья Лавренов, директор по корпоративным продажам группы компаний Inventive Retail Group, рассказывает о том, как смартфоны, планшеты и другие цифровые девайсы встроить в ИТ-ландшафт корпораций, создав цифровое рабочее место сотрудника.
Консьюмеризация бизнеса — использование потребительских технологий — стартовала еще в «нулевых» годах. Сегодня в России, по данным международной аналитической компании Newzoo, на руках почти 100 млн смартфонов, страна входит в ТОП-10 самых оснащенных умными гаджетами рынков. Даже в кризисный 2020 год было продано более 30 млн «умных» телефонов (по информации IDC), поэтому ничего удивительного, что сотрудники активно используют их в работе. При этом далеко не во всех отечественных компаниях гаджеты стали частью корпоративной ИТ-экосистемы.
На развитых рынках и в глобальных компаниях последние годы проводилась планомерная политика MobileFirst, то есть все ресурсы и сервисы — в том числе корпоративные — разрабатывались, прежде всего, под использование с мобильных устройств. В России же, одном из самых развитых рынков, «мобилизация» бизнеса идет стихийно. Так, к примеру, в фармацевтике оснащенность гаджетами мобильных сотрудников практически 100%-ая, немногим меньше она в ритейле и FMCG. При этом есть отрасли, в которых девайсы совсем не включены в бизнес-процессы, а используются сотрудниками стихийно.
Рабочее место не там, где сидишь, а там, где работаешь
Технологии «отвязали» от офиса многих сотрудников, не нужно никуда ехать, чтобы исполнять рабочие обязанности. Распределенные контакт-центры, удаленные менеджеры, бухгалтерия на «удаленке» за минувший год стали обычной практикой. Даже если «присутствие» обязательно, то цифровая трансформация предполагает более активное использование мобильных устройств. Прежде всего, потому, что это повышает производительность труда, упрощает доступ к корпоративным информационным системам, ускоряет решение бизнес-задач.
Если еще лет пять назад понятие «цифровое рабочее место» подразумевало лишь установку софта, дающего доступ к корпоративным приложениям на собственных ноутбуках сотрудников, то теперь содержание сильно расширилось. Рабочим местом стали, в том числе смартфон и планшет, подключенные к корпоративной почте, информационным ресурсам компании и специализированным сервисам. Даже представителей консервативных бизнесов карантин приучил к совещаниям и встречам в формате аудио- или видеоконференций (ВКС). Мобильные устройства поддерживают и этот функционал.
Вместе с тем, без профессиональной софтверной «начинки» и аксессуаров смартфон или планшет далеко не всегда подходит для решения бизнес-задач. Девайс обязательно должен быть подключен к корпоративным ресурсам и адаптирован под решение определенных вопросов.
Например, Inventive Retail Group в рамках проекта c технологическим стартапом Mercaux в магазинах Nike внедрил мобильное приложение, которое предоставляет детальную информацию о товаре, рекомендует подходящие дополнения и собирает статистику о покупательском интересе. В итоге гаджеты стали неотъемлемой частью рабочего процесса сотрудников площадки: теперь работнику не нужно идти к компьютеру в зале, чтобы посмотреть наличие размера/цвета/фасона, — информация всегда под рукой.
Тонкости корпоративной мобильности
Как только планшет или смартфон становятся частью корпоративной ИТ-инфраструктуры, и сотрудники через них получают доступ к сервисам и внутренней информации, сразу встает вопрос о включении гаджетов в ИБ-контур компании. Любое незащищенное устройство — это уязвимость. Однако только вопросами защиты информации использование корпоративных гаджетов не ограничивается. Так, если стационарный компьютер вряд ли упадет или потеряется, то с планшетами или смартфонами это происходит регулярно. Соответственно, устройства необходимо защищать, например, используя ударопрочное стекло и чехол. Кроме того, компания должна иметь возможность дистанционно заблокировать девайс в случае его потери или кражи и оперативно заменить новым.
Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и просто разрешить сотрудникам использовать собственные смартфоны на работе. Такой сценарий вполне вписывается в модель корпоративной мобильности BYOD (Bring Your Own Device, «принеси свое устройство»). Однако здесь есть ряд серьезных недостатков. Во-первых, люди используют самые различные смартфоны, и производительности некоторых может не хватить для решения тех или иных задач. Во-вторых, корпоративные приложения на устройствах разных марок могут запускаться некорректно или не функционировать вовсе. В-третьих, управление огромным парком в несколько тысяч или даже десятков тысяч разнородных устройств — это нетривиальная задача. В результате, крупные корпорации все чащи приходят к идее централизованной закупки девайсов.
Например, российское подразделение «ЛеруаМерлен», крупнейшего европейского DIY-ритейлера (do it yourself, сделай сам), закупило для своих сотрудников около 37 тысяч мобильных устройств Samsung, оснастив таким образом свой персонал однотипными устройствами от одного производителя. Это упростило процессы управления парком девайсов и их обслуживания.
Цифровые рабочие места — дело мобильных интеграторов
Частью цифрового рабочего места современного сотрудника, помимо компьютеров и ноутбуков, стали планшеты и смартфоны, а иногда «умные» часы, разнообразные биометрические датчики и даже дроны. Конечно, все эти устройства используются не только для звонков и работы с почтой, но и для взаимодействия с корпоративными приложениями. Компании обязаны учитывать все эти изменения, так как они, в конечном итоге, влияют на бизнес-показатели.
Время от времени необходимо обновлять ПО, менять устаревшие устройства на новые, списывать и утилизировать отработавшие свое девайсы. Все это вкупе зачастую не под силу отдельной ИТ-службе в крупной компании, где решение такого рода задач превращается в глобальный проект, съедающий огромные ресурсы. Избавиться от несвойственных задач компаниям помогают профильные подрядчики.
В России на рынке корпоративных мобильных устройств работает несколько крупных игроков. Они, используя модели DaaS (Device as a Service) и DLM (Device Lifecycle Management), управляют парком девайсов на протяжении всего жизненного цикла: от покупки до утилизации. При этом отдельным классом сейчас выделяются мобильные интеграторы, появившиеся на стыке мобильного ритейла и классической ИТ-интеграции. Сегодня именно они лучше других представляют, что такое цифровое рабочее место и как быть с корпоративной мобильностью.
Источник: Илья Лавренов, директор по корпоративным продажам группы компаний Inventive Retail Group