28 апреля 2021 г.
Яндекс объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2021 года.
Ключевые финансовые и операционные показатели за I квартал 2021 года
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 марта |
|||
2020 |
2021 |
Изменение |
||
Общая выручка |
52 429 |
73 136 |
39% |
|
Результаты группы компаний |
Выручка от продажи интернет-рекламы |
32 082 |
35 996 |
12% |
на сопоставимой основе (like-for-like) |
Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам |
26 535 |
30 595 |
15% |
с учётом результатов |
Общий скорректированный показатель EBITDA |
9 954 |
10 426 |
5% |
Яндекс.Маркета за 2020 год |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), % |
19,0% |
14,3% |
-4,7% |
Чистая прибыль/(убыток) |
3 954 |
(4 256) |
н/прим. |
|
Скорректированная чистая прибыль |
3 873 |
2 203 |
-43% |
|
Доля компании на российском поисковом рынке, % |
58,1% |
60,0% |
1,9% |
|
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % |
55,5% |
59,3% |
3,8% |
|
Поиск и портал |
Выручка |
30 536 |
35 145 |
15% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам |
24 613 |
28 816 |
17% |
|
Общий скорректированный показатель EBITDA |
14 764 |
16 364 |
11% |
|
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), % |
48,3% |
46,6% |
-1,7% |
|
Выручка |
14 021 |
26 563 |
89% |
|
Рост числа поездок сервиса Такси год к году, без учёта сервиса логистики, год к году, % |
40% |
24% |
||
Рост общей валовой стоимости поездок сервиса Такси год к году, без учёта сервиса логистики, год к году, % |
30% |
44% |
||
Такси |
Рост общей валовой стоимости заказов сервиса Яндекс.Еда, год к году, % |
28% |
147% |
|
Общий скорректированный показатель EBITDA (вкл. сервис онлайн-заказа такси, фудтех-направление, каршеринг Яндекс.Драйв и сервис логистики) |
(121) |
3 741 |
н/прим. |
|
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), % |
-0,9% |
14,1% |
15% |
|
Рост общей валовой стоимости товаров (GMV) на маркетплейсе |
7 828 |
17 668 |
126% |
|
Яндекс.Маркет |
Рост общей валовой стоимости товаров (GMV) на сервисах электронной коммерции |
8 637 |
24 711 |
186% |
Общий скорректированный показатель EBITDA |
(2 193) |
(6 488) |
196% |
|
Медиасервисы |
Число подписчиков Яндекс Плюса, млн |
3,7 |
9,0 |
141% |
Дзен |
Ежедневная аудитория, млн |
15,2 |
20,5 |
35% |
Время просмотра видео в % от общего времени, проведенного на сервисе |
6% |
25% |
19% |
Финансовый прогноз
Текущие результаты позволяют прогнозировать общую выручку группы компаний Яндекса на уровне
Прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях повышается с 14 —16%
Этот прогноз отражает текущую оценку, основанную на тенденциях, наблюдаемых в начале года. Он может измениться в зависимости от экономических последствий пандемии коронавируса и иных возможных последствий пандемии.
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2020 и 2021 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года (дата консолидации).
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 марта |
||
2020 |
2021 |
Изменение |
|
Выручка |
47 003 |
73 136 |
56% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам* |
41 644 |
67 735 |
63% |
Операционная прибыль/(убыток) |
5 288 |
(1 057) |
-120% |
Скорректированный показатель EBITDA |
12 147 |
10 426 |
-14% |
Чистая прибыль/(убыток) |
5 495 |
(4 256) |
н/прим. |
Скорректированная чистая прибыль |
5 148 |
2 203 |
-57% |
Обзор ключевых финансовых показателей с учётом Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) за три месяца, закончившихся 31 марта 2020 и 2021 годов.
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 марта |
||
2020 |
2021 |
Изменение |
|
Выручка |
52 429 |
73 136 |
39% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам* |
46 882 |
67 735 |
44% |
Операционная прибыль/(убыток) |
2 267 |
(1 057) |
-147% |
Скорректированный показатель EBITDA |
9 954 |
10 426 |
5% |
Чистая прибыль/(убыток) |
3 954 |
(4 256) |
н/прим. |
Скорректированная чистая прибыль |
3 873 |
2 203 |
-43% |
* Показатели за предыдущие периоды были пересчитаны, чтобы отразить незначительные корректировки выручки и расходов на вознаграждение партнёрам по признанию услуг, связанных с контентом.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 марта 2021 года:
231,0 млрд рублей (3 051,6 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 24,5 млрд рублей (323,9 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Обзор структуры консолидированной выручки
Выручка от продажи товаров выросла на 814% в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года и составила 15% от общей выручки компании. Выручка от продажи товаров включает доходы от прямых продаж на Яндекс.Маркете, доходы Яндекс.Лавки, где используется модель прямой розничной продажи непосредственно потребителям (1P), а также доходы от продаж в сегменте Устройств. Рост выручки от продажи товаров был в основном обусловлен консолидацией Яндекс.Маркета. На сопоставимой основе (с учётом доходов Яндекс.Маркета в первом квартале 2020 и 2021 годов) выручка от продажи товаров выросла на 132% в годовом исчислении. Этот рост был связан в основном с ростом выручки от прямых продаж (1P) на Яндекс.Маркете, а также с высокими показателями Яндекс.Лавки и ростом доходов от продаж в сегменте Устройств.
Прочие доходы в первом квартале 2021 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года на 125% и составили 8% от общей выручки компании. Прочие доходы включают доходы от продажи подписок в сегменте Медиасервисов, доходы от сборов и комиссиионных платежей маркетплейса Яндекс.Маркет, а также доходы Yandex.Cloud, Яндекс.Образования и других сервисов. Прочие доходы на сопоставимой основе (с учётом комиссионных и прочих доходов Яндекс.Маркета в первом квартале 2020 и 2021 годов) выросли на 83% в годовом исчислении. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с развитием сервиса Yandex.Cloud и ростом доходов от комиссионных сборов и платежей на Яндекс.Маркете.
Обзор выручки по сегментам
Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная с первого квартала 2021 года Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее:
- сегмент Экспериментальных направлений теперь называется «Прочие бизнес-юниты и инициативы»;
- сегмент IoT («интернет вещей») теперь называется «Устройства»;
- сегмент Устройств переходит из сегмента Поиска и портала в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив;
- Геосервисы, ранее относившиеся к сегменту Прочих бизнес-юнитов и иницитив, переходят в сегмент Поиска и портала;
- сервис Яндекс.Услуги переходит из Поиска и портала в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив.
Данные изменения применяются к предыдущим финансовым периодам ретроспективно.
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Почту 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
- Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2021 года составила в среднем 60,0%. В первом квартале 2020 года она составляла 58,1%, а в четвёртом квартале 2020 года — 59,7% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
- В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2021 года 59,3%, тогда как в первом квартале 2020 года она составляла 55,5%, а в четвёртом квартале 2020 года — 58,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
- Доля поисковых запросов с мобильных устройств в первом квартале 2021 года составила 62,4% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 54,8% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в первом квартале 2021 года.
- Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года на 13%.
Рост выручки на 15% в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным показателем год назад связан в основном с увеличением доходов от продажи рекламы на страницах Поиска — основного бизнеса Яндекса (на 18% год к году).
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам в первом квартале 2021 года увеличилась по сравнению с первым кварталом 2020 года на 17% в связи с оптимизацией затрат на вознаграждение партнёрам, а также увеличением доли выручки от продажи рекламы на сайтах Яндекса в составе общей выручки от продажи рекламы.
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) в первом квартале 2021 года составило 46,6%, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 48,3%. Такая динамика была обусловлена в основном высоким базовым эффектом от сокращения расходов, связанных с пандемией, в первом квартале 2020 года и частично компенсирована оптимизацией затрат на вознаграждение партнёрам.
Яндекс.Маркет
Сегмент Яндекс.Маркета включает сервис для выбора товаров и сравнения цен, маркетплейс и несколько небольших экспериментальных направлений.
Ключевые операционные показатели:
- Валовая стоимость товаров (GMV) на Яндекс.Маркете в первом квартале 2021 года выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года на 126%.
- Валовая стоимость товаров (GMV) на сервисах электронной коммерции — маркетплейс Яндекс.Маркета и сервис экспресс-доставки продуктов Яндекс.Лавка, а также валовая стоимость товаров повседневного спроса, заказанных из магазинов-партнеров через сервис Яндекс.Еда, в первом квартале 2021 года выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года на 186%.
- Доля валовой стоимости товаров (GMV), реализованных сторонними продавцами на Яндекс.Маркете (3P), в первом квартале 2021 года достигла 66%, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 46%.
- Количество наименований товаров на Яндекс.Маркете к концу первого квартала 2021 года достигло 3,8 миллиона, тогда как в конце четвёртого квартала 2020 года это число составляло 2 миллиона, а в конце первого квартала 2020 года — 0,7 миллиона.
- Количество активных покупателей на Яндекс.Маркете в первом квартале 2021 года выросло на 123% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 7,7 миллиона.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Образование, Устройства, Яндекс.Услуги и другие эксперименты.
Ключевые операционные показатели:
- Ежедневная аудитория Дзена в марте 2021 года составила 20,5 миллиона пользователей и увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным показателем за март 2020 года.
- Доля времени, которое пользователи Дзена тратят на просмотр видеороликов, составляет примерно 25% от общего времени пользователей на сервисе.
- Беспилотные автомобили Яндекса проехали по дорогам общего пользования в общей сложности больше 11 миллионов километров на конец первого квартала 2021 года.
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в первом квартале 2021 года увеличилась на 171% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года. Этот рост был связан в основном с быстрым увеличением доходов сегмента Устройств (за счёт повышенного спроса на Яндекс.Станцию доходы в этом сегменте выросли в первом квартале 2021 года на 323% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года и составили 1,7 млрд рублей). На него также повлиял рост сервисов Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Услуги и Яндекс.Образование.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 2,4 млрд рублей, тогда как в первом квартале 2020 года он составлял 1,8 млрд рублей. На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в сервис Яндекс.Услуги и в разработку беспилотных автомобилей (где убыток по скорректированному показателю EBITDA в первом квартале 2021 года составил 942 млн рублей), а также в образовательные инициативы. Хорошие результаты сервиса Дзен частично компенсировали убытки сегмента. В первом квартале 2021 года убыток по скорректированному показателю EBITDA в сегменте Устройств составил 195 млн рублей, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 143 млн рублей, что говорит о росте доходности в результате увеличения объёмов продаж.
Источник: Пресс-служба компании «Яндекс»