12 мая 2021 г.

Увеличить
Наталья Клиндух
Увеличить
IT-Ось 2020. Панельная дискуссия «Возможен ли цифровой прорыв для ИТ-гигантов?»
Увеличить
Подготовка к форуму IT-Ось 2020
Увеличить
IT-Ось 2020. Панельная дискуссия «Дистрибуция как сервис, или свежий взгляд на дистрибуцию»
Увеличить
Виртуальный «Новогодний огонек» OCS-Урал совместно с APC by Schneider Electric, Hitachi и Intel
Увеличить
Это история о том, как собрать друзей, разделенных десятками и сотнями километров, заснеженными вершинами Уральских гор, — вместе и встретить Новый год
Увеличить
Весенний сезон интернет-радиостанции «Эхо л`ОСЕЙ»
Увеличить
Каждый день с 8:00 до 17:00 команда ди-джеев OCS работала над созданием праздничной атмосферы и отличного настроения!
Увеличить

В этом марте пандемии COVID-19 исполнился год — сложно поверить, что столько времени мы играли по незнакомым, абсолютно новым для нас правилам. Тогда, в 2020-м, резкий массовый уход в онлайн и прекращение всех офлайн-активностей (а ведь раньше никому и в голову не приходило называть их офлайном!) задали новые условия и потребовали от бизнеса недюжинной смекалки — готовности и способности перестраиваться налету. Как изменился маркетинг в ИТ-дистрибуции из-за коронавируса? Почему это время оказалось самым подходящим для запуска новых проектов? А самое главное — что будет в 2021-м? Рассказывает Наталья Клиндух, директор по маркетингу OCS Distribution.

Пандемические флэшбэки: март, шок, удаленка

До пандемии OCS вдумчиво и осторожно шагала в цифровой мир — а в марте 2020-го туда с разбегу запрыгнула. Хорошо, что траектория движения была намечена раньше — мы знали, куда нужно целиться и куда хотим приземлиться. Коронавирус, словно Братец Лис из сказки Дядюшки Римуса, швырнул нас в более или менее родной... ну, как минимум, понятный нам «терновый куст».

Конечно, все происходившее за пределами компании было для нас шоком — никто в мире толком не понимал, что происходит. На середину апреля 2020 г. была намечена «IT-Ось» — наше крупнейшее бизнес-мероприятие, знаковый, глобальный ивент для всего российского ИТ-канала. Подготовка к нему длилась несколько месяцев, в ней были задействованы сотни человек, согласованы десятки топовых спикеров, забронирован огромный конгресс-центр в Москве, приглашены тысячи людей — мы были готовы выезжать монтировать 50 стендов с демо-оборудованием, которое уже приехало к нам на склады. Мы уже начинали взлетать — как вдруг поняли, что придется резко тормозить, возвращаться и совершать экстренную посадку. Терять деньги, менять планы, вытирать слезы, брать себя в руки и ни в коем случае не сдаваться.

От кофе-брейка на удаленке до онлайн-дегустации

Наступил режим строгой удаленки. Мы частично работали так и раньше, но всей компанией и без возможности прийти в офис и пообщаться с коллегами и партнерами — никогда. Это может показаться не самым трагичным из всего произошедшего, но для нас во многом именно это стало ударом — сила живого общения, энергетика единомышленников, живые эмоции, поддержка — это основа нашей корпоративной культуры, это то, что у нас в крови. И лишение этого было тяжелым испытанием для всех.

Мы понимали, что на нас как на маркетинг ложится ответственность за поддержку партнеров и коллег, в том числе и на эмоциональном уровне — за сохранение и укрепление человеческих связей. Нам нужно было найти способ собрать всех вместе, придать онлайну ощущение теплоты, показать и доказать, что мы рядом, по-прежнему здесь — что мы все сейчас не в карантинном плену, а просто в новых условиях, которые тоже могут оказаться полезными и интересными. Ну, например, многие из нас смогли бы побывать у Максима Сорокина дома, если б не пандемия? Думаю, что нет. И не потому, что Макс не гостеприимен — он как раз очень гостеприимен, а потому, что желающих было бы слишком много.

Вот из такой мысли и родились «МАКСИМальные встречи» — прямые эфиры, во время которых Сорокин из своего дома связывался с коллегами-друзьями — топовыми персонами ИТ и смежных рынков — и разговаривал обо всем на свете: от детских слез до взрослых побед. Так большие боссы и крутые бизнесмены легко и непринужденно делились историями и воспоминаниями, говорили о карьере, увлечениях и личностном росте — мы узнавали, какие книги стоит почитать, куда съездить, когда отроются границы, и что делать, если опустились руки. Поверьте, никто не может мотивировать на победу лучше, чем человек большого бизнеса, преодолевший не один кризис.

Как проект «Максимальные встречи» живет и развивается до сих пор — он был и остается одним из наших самых крупных онлайн-мероприятий. Но он не единственный. За прошедший год мы провели огромное количество «камерных» онлайн-активностей — отправляли партнерам по утрам кофе и распивали его вместе на ВКС, готовили экзотические блюда на виртуальных кулинарных мастер-классах, смешивали коктейли онлайн, играли в интеллектуальные игры, участвовали в квизах — организовывали самые разные форматы удаленных встреч. Мы быстро научились получать удовольствие от сложившейся ситуации — почти сразу перешли на «светлую сторону», где не было хандры и уныния.

Ну а IT-Ось?

Ну а «IT-Ось» все-таки взлетела — как обычно под радостный шум ревущих турбодвигателей, оставляя яркий разноцветный след в облаках — только на этот раз в виртуальном формате. Мы снова в некотором смысле совершили прорыв — мы не были первыми на рынке, кто организовал столько большую конференцию в онлайне, но были первыми, кто дал тысячам посетителей возможность в реальном времени общаться со спикерами, ведущими, участниками и друг другом. Такая интерактивность для мероприятия подобного масштаба была беспрецедентной — даже суперпрофессиональная площадка, на которой мы организовывали форум, делала это впервые. Было страшно, мы все очень сильно волновались — но сделали это и сделали на высшем уровне.

Сама платформа виртуальной «Оси» полностью воссоздала полноценную выставочную площадку в онлайне; там можно в прямом эфире времени послушать выступления спикеров панельных дискуссий, посетить демостенды с персонализированным контентом от вендоров, подключиться к «лайвам» из демолабораторий и тут же скачать нужный цифровой контент. В конце состоялся небольшой концерт. Ну а самое приятное, что большая часть материалов до сих пор доступна для просмотра.

Мировая география больше не работает

Благодаря пандемии наступил звездный час людей, которые прилежно учили географию в школе — вот кто с самого начала знал, что интересного есть за переделами центрального федерального округа — куда в России можно поехать и что посмотреть. Алгоритмы работы мировой географии сломались — пришлось пользоваться своими, российскими. Благо, наши осиэсовские регионы всегда славились умом, силой и невероятной креативностью — новые форматы взаимодействия с партнерами рождались в бизнес-юнитах постоянно.

В Нижнем Новгороде мы запустили интернет-радио «Эхо л’ОСЕЙ», которое уже на втором сезоне масштабировалось на всю компанию и превратилось в поистине глобальный коммуникационно-музыкальный проект для айтишников — друзей компании OCS. На радио «Эхо л’ОСЕЙ» можно было общаться в чате, заказывать песни, задавать вопросы гостям — известным ИТ-гуру и звездам индустрии технологий. Все было абсолютно так же, как и на любой радиостанции, но с уклоном в ИТ: интервью с лидерами рынка, беседы о бизнесе, смешные истории из жизни OCS, викторины, конкурсы, розыгрыши, тематические передачи. Сейчас у нас в разработке уже третий радио-сезон!

OCS-Урал устроил для партнеров удаленную дегустацию вин и прямой эфир... с Италией! Со-ведущим этого авантюрного мероприятия стал владелец винотеки, который оказался таким же энергичным и легким на подъем, как и мы. Он рассказал гостям встречи о тонкостях и секретах вин. Гвоздем программы стала прямая трансляция из Италии — участники связались с винодельческим хозяйством Roccapesta, полюбовались видами виноградников и даже заглянули в святая святых — место, где созревает вино. Было необычно, здорово и захватывающе.

Во время самой строгой самоизоляции Южный регион каждую пятницу проводил вечеринки в онлайн-пабе. В чате можно было пообщаться с единомышленниками и расслабиться после тяжелой рабочей недели. У экранов собирались семьями и вместе готовили ужины, хвастались домашними животными, пели песни под гитару, играли в «Города» и «Ассоциации», делились тем, как бизнес переживает изоляционный режим, и подбадривали друг друга. Засиживались до глубокой ночи и ждали новой встречи как в старые добрые времена — будто и не было всех этих запретов и расстояний.

Сибирский РБЮ провел недельный предновогодний квест-марафон, собравший больше трех сотен человек со всей Сибири и Дальнего Востока. В чатах, видеомессенджерах и на специальной платформе шли конкурсы и викторины. За неделю было разгадано несколько сотен загадок и написано несколько десятков писем Деду Морозу.

Наши региональные маркетинговые команды сами придумывали и развивали все эти идеи, сами инициировали знаковые и яркие проекты — разрабатывали концепции и занимались их реализацией. Они всегда демонстрируют поразительную глубину погруженности в локальные рынки, которые специфичны, отличаются от центральных, требуют иного подхода. Именно поэтому географическая распределенность нашего маркетинга — это большая сила и великое благо. Ну и особенно приятно, что часть региональных проектов мы успешно масштабировали на всю компанию, сохранив их уникальный дух и индивидуальность, но адаптировав для более широкой аудитории.

Слом географических рамок позволил нам глубже погрузиться в проекты друг друга. Конечно, мы и раньше ездили в командировки, но теперь у нас появилась возможность посетить буквально любое региональное мероприятие — погрузиться в опыт коллег, поймать новые ощущения, вдохновение, стать еще ближе — как профессионально, так и лично. На самом деле карантинный онлайн в некотором смысле стал отличным тимбилдингом.

Сила — в зубрах

Активный контакт с каналом поддерживали не только мы — как и OCS, наши вендоры, начиная с марта, начали проводить огромное количество учебных вебинаров. Открытого цифрового контента в канале стало очень много. Еще до пандемии у нас уже были мысли о создании образовательной интернет-площадки — чего-то похожего на открытый веб-университет, который аккумулировал бы обширную базу знаний — материалы на различные ИТ-тематики: от технических до сейловых. Но тогда все же большая часть контента жила в офлайне, поэтому стимулов для запуска подобного ресурса было не так много. Удаленка и повсеместная цифровизация изменили все в один момент — так, примерно в тот же самый один момент, родился наш ZubrIT. Мы разрабатывали этот проект на дичайшем адреналине и невероятном энтузиазме: в 20-х числах марта 2020 г. компания ушла на карантин, а в начале апреля мы уже запустили первую версию портала, который сделали своими собственными силами, без привлечения разработчиков и аутсорса.

Главной задачей стало наполнение платформы — мы понимали: чем актуальней контент, тем больше востребованность нашего ресурса. Начали с простого, но очень полезного — в единую сетку свели все открытые вендорские вебинары, распределив их по темам. Потом пошли дальше — стали думать над уникальной частью ZubrIT — контентом, который можем создавать сами. Благо, как у опытного технического ИТ-игрока компетенций, которыми мы могли бы делиться с каналом, у нас всегда было достаточно. Так, мы стали записывать наши уникальные тренинги и семинары, снимать распаковки и обзоры, писать кейсы, делать интервью — вышли на абсолютно новый для нас уровень.

Параллельно на протяжении всего «карантинного» года шла разработка «профессиональной» версии ZubrIT 2.0 — многофункциональной платформы на современном движке. В канал мы его запустили в юбилейный для ресурса месяц — в начале апреля 2021 г. На портале улучшились навигация и поиск, появилась возможность фильтровать данные по самым разнообразным параметрам, был полностью переработан календарь событий и создан каталог тренингов — все это значительно облегчило процесс взаимодействия пользователей с сайтом.

Теперь, кстати, на ZubrIT можно подать заявку на любое желаемое обучение — техническое, сейловое, маркетинговое — и для дилеров, и для заказчиков. По запросу мы подбираем как вендорские курсы, так и формируем уникальные, индивидуальные программы, разрабатываемые специально под конкретные нужды бизнес-команд. Сейчас наша главная задача — превратить ZubrIT в максимально удобный инструмент для тех, кто стремится регулярно повышать профессиональные компетенции и сохранять актуальность знаний и представлений о рынке, на котором работает. Учебная платформа OCS существует в парадигме «lifelong learning», напоминая, что необходимость учиться всю жизнь может и должна сопровождаться комфортом и удовольствием.

Новый год — новый вызов!

Но вот 2020-й отгремел, на смену ему пришел 2021-й, и от него все, затаив дыхание, ждали чего-то на порядок более оптимистичного и привлекательного — но сразу после новогодних праздников стало понятно, что проще он точно не будет. Он будет другой — он будет полон очень сильно уставших людей. Разочарованных людей. Людей, которые прошли через суровое испытание и чувствуют себя выжатыми и потрепанными. Людей, которым нужно второе дыхание — новые силы, чтобы снова начать выстраивать свою жизнь так, как хотелось до прихода пандемии, или, может, как намечталось во время нее.

С приходом 2021-го мы поняли, что нам снова нужно меняться — т.е. делать то, чему нас так хорошо научил 2020-й — быстро адаптироваться к изменившейся среде и делать все возможное, чтобы поддержать коллег и партнеров — решить новую проблему, попытаться вылечить этот «постковидный синдром», воздействовать на него собственными бизнесовыми, маркетинговыми, человеческими, в конце концов, способами.

На одной из встреч, когда маркетинговая команда в очередной раз перебирала самые разные варианты взаимодействия с каналом, мы вдруг поняли, что нам смертельно не хватает беззаботности — за прошедший год мы и вовсе успели забыть, что это такое. Всем нам хочется выдохнуть, забыться, поиграть, быть рядом с друзьями — на подъеме и на позитиве. И тогда мы приняли беспрецедентное решение — такого не делали никогда. Мы решили сделать 2021-й год игровым — посвятить его самым разнообразным форматам игр. Первая онлайн-игра — «Бинго» — уже состоялась 1 апреля. В ней участвовали более 1000 человек — наши партнеры и коллеги провели целый час обеденного времени в веселой, очень неформатной, немного сумасшедшей, абсолютно новой для нас самих атмосфере. Это было действительно классно — и это только начало! К лету мы запустим специальную игровую площадку, будем размещать рейтинги игроков и анонсы предстоящих игр, так что — следите!

Панельная дискуссия «Возможен ли цифровой прорыв для ИТ-гигантов?»

Панельная дискуссия «Дистрибуция как сервис, или свежий взгляд на дистрибуцию»

Источник: Наталья Клиндух, директор по маркетингу OCS Distribution