27 мая 2021 г.
Популярности домашних развлечений способствуют локдауны в разных формах, которые оказались одним из драйверов всей ИТ-индустрии и, в частности, гейминга. Заметим, что рост популярности игрового направление был выразительным и без коронавируса, но пандемия этот тренд акцентировала. Ситуацией пользуются разные участники рынка: вендоры «железа», поставщики игр, операторы «облачного» гейминга и т. д. Как и положено на быстро растущем рынке, все участники процесса крайне активны и готовы изобретать новые товары, идти на эксперименты с маркетингом и т. п.
История первая: люди готовы платить
Российских геймеров все больше, платят они все чаще. Вовлеченность населения РФ в гейминг продолжает расти: в 2020 год уже каждый третий россиянин играл, в то время как годом ранее — только каждый четвертый, по данным исследования «Портрет российского геймера», проведенного My.Games.
Важно, что ПК-геймеры стали чаще покупать как сами игры, так и внутриигровые товары, а также готовы платить больше за развлечения. Средний чек на покупку ПК-игр в прошлом году составил 1810,8 руб., увеличившись на 64% в сравнении с позапрошлым годом, по данным исследования. В покупке внутриигровых предметов динамика еще шикарнее — рост составил 73%, средний чек достигла 1086,4 руб.
Большинство продаж к каналу отношение имеет все меньше — количество покупающих игры в офлайне в прошлом году составляло лишь 15%, в то время как годом ранее оно дотягивало до 22%, а внутриигровые продажи вообще не являются канальной историей. Однако для канала крайне приятна ситуация, в которой геймеров все больше, и они готовы платить за свои увлечения все более значительные суммы, что подчеркивают в исследовании My.Games, хотя ранее это же отмечали и другие аналитики. Тренд с течением времени, судя по всему, будет только нарастать — пока не видно факторов, способных данную тенденцию переломить.
История вторая: есть уникальные решения, но они дорогие
Перечень ключевых вендоров, поставляющих ПК для геймеров, все тот же. Новинки, добравшиеся до российского рынка, все производительнее и в техническом плане все совершеннее, но в большинстве своем предсказуемые. Анализируя новинки, добравшиеся до рынка с начала года, в качестве необычной стоит отметить только одну модель Acer, вендора, который в последнее время поражает различными инновациями.
До российского рынка добрался Acer Helios 700, товар интересный и показательный, хотя и не массовый — рекомендованная розничная цена составляет 219 990 руб. Helios 700, как и полагается решению, ориентированному на требовательных любителей игр, получил ряд технических особенностей. Кроме топового «железа», фирменных решений для увеличения производительности и оптимизации охлаждения (испарительная камера, медные трубки и т. д.), интересна клавиатура, получившая собственное имя HyperDrift. Клавиатура — видимая и выразительная «фишка» данной модели: с откидной подставкой для рук, что не только обеспечивает максимальный уровень комфорта при работе, но и способствуют дополнительной циркуляции воздуха внутри корпуса и лучшему охлаждению. Разумеется, настраиваемая светодиодная подсветка тоже присутствует.
Интересно, что в маркетинговых материалах геймерские ноутбуки, которые по понятным причинам не могут быть ни компактными, ни легкими, именуют уже не DTR (DeskTop Replacement), а Desktop-caliber или Desktop-like, чтобы подчеркнуть самодостаточность решений. Кроме того, значительное количество современной целевой аудитории уже начало забывать смысл слова «Desktop» как обозначение форм-фактора, и оно возвращается к своему изначальному значению, указывая «рабочий стол» как локацию для оптимального размещения девайса. Например, Helios 700, весом под пять килограммов, проблематично удерживать на коленьях в процессе работы или игры.
Интересны возможности персонификации, заложенные в конструкцию ноутбука. Пользователь сам может произвести замену клавиш [W], [A], [S] и [D]. Могут быть установлены универсальные MagForce (с линейными переключателями, которые подойдут для большинства игр) и Racing (имеют большую высоту, предназначены для гоночных симуляторов). Более того, «альтернативные» клавиши благодаря использованию механических переключателей позволяют постепенно усиливать нажатие, что бывает полезно для точного управления игровым процессом.
На фоне такого монстра, например, новинки в серии Omen, представленные НР, выглядят достаточно традиционными. Однако их ценник в два и более раза ниже, чем у Helios 700, при том же позиционировании — на требовательных геймеров. Вывод: прорывные модели интересны, но дороги, а поэтому наибольший рыночный потенциал у массовых решений. Конечно, эстетские модели интересны для ритейла в силу своей высокой цены, но массовый оборот они не сделают, в тренде по-прежнему массовые «коробочные решения», даже геймерские.
История третья: противостояние с «облаком» обостряется
Пока «облачный» гейминг занимает малую долю игрового рынка, но его высокая динамика настораживает традиционных игроков. Ключевые вендоры уже выпускают на рынок «ответку» на вызовы со стороны cloud-схем, играя на опережение. Свежий пример — новый новый бренд геймерских решений: Victus by HP.
Линейку игровых компьютеров Victus — пока она представлена единственной моделью с индексом «16», но будет расширена — НР позиционирует для массового потребителя, на того самого, на которого ориентирован и «облачный» гейминг.
«Представляя наш новый бренд Victus by HP, мы предлагаем отличную стартовую точку для всех, кто хочет присоединиться к игровой индустрии», — говорит Джуди Джонсон, директор по играм и киберспорту в HP. Новый бренд, как положено, получил свою легенду, но вряд ли она будет актуальна для российского рынка, а вот новинки под маркой Victus — будут, хотя, возможно, несколько не так, как предполагает вендор. Заметим, что «стартовой точкой» сегодня вполне может быть использование сервиса «облачного» гейминга, причем за существенно меньшие деньги. Если рекомендованные розничные цены на модель Victus by HP 16 начинаются от 70 990 рублей, то премиум-доступ к GFN.ru обойдется 999 руб. в месяц, а базовая версия пока полностью бесплатна, хотя и обладает ограничениями.
Разумеется, вендорам очень не хочется, чтобы «стартовой точкой» для начинающих геймеров становились «облака», поэтому и появляются игровые ноутбуки, которые внешне более привлекательны, чем традиционные модели этого сегмента, обладают лайтовыми ценами, но и лайтовыми же конфигурациями. Новинка Victus by HP 16 особенно показательна в сравнении с анонсированными вместе с ней решениями Omen by HP. Например, доступные в модификациях Victus видеокарты могут быть до Nvidia GeForce RTX 3060, а у младшего из показанных Omen«ов — до 3070, и т. д. Но вот корпус новинки в новом суббренде может быть трех цветов — серебристом (mica silver), голубом (performance blue) и пастельно-белом (ceramic white) — в отличие от суровых серо-стальных решений Omen. Приятно, что несмотря на игривые расцветки корпусов, у Victus система охлаждения на высоте, хотя и не столь изощренная и управляемая, как у Omen.
Замечу, что Victus by HP 16 действительно актуален! Но не совсем для начинающих (для них все же лучше «облако»), а для пользователя, которым возможности cloud-гейминга уже стали тесноваты, но он пока не хочет платить за мощные системы Omen, цены на которые начинаются от 100 тыс. рублей, то есть вполовину дороже расценок на Victus. Кроме того, следует помнить, что Victus и Omen актуальны для решения ряда других задач — обучения, работы, творчества и т. д. — причем в достаточно тяжелых формах, требующих высокой вычислительной мощности. Игровые компьютеры вторгаются в область применения рабочих станций, разумеется, с некоторыми ограничениями, но этот процесс идет. Интересно, что НР формирует и обратный тренд!
История четвертая: размытие граней продолжается
Тренд смещения фокуса у пользователей с чисто коммерческих девайсов на консьюмерские модели, о котором говорил Павел Василенко, руководитель направления «Мобильные ПК» Acer в России, начался не вчера и продолжает развиваться. Особенностью текущего момента является ситуация, когда грань «игровой ПК/рабочая станция» вендоры сознательно размывают уже с обеих сторон.
Показательно революционное решение НР, представившей мобильную рабочую станцию HP ZBook Studio G8 с клавиатурой, получившей RGB-подсветку, характерную для игровых систем! Более того, она поддерживает фирменный софт HP Omen, позволяющие создавать собственные профили подсветки как для игр, так и для прикладных приложений. Доступные конфигурации станции Studio G8 существуют как с профессиональными видеокартами Nvidia RTX A5000, так и с геймерскими RTX 3080, которые также подходят для современных вычислительных задач.
Nvidia сообщила о выходе новых мобильных графических решений GeForce RTX 3050 Ti и 3050, которые десяткам миллионов геймеров и создателям цифрового контента открывают возможности, создаваемые трассировкой лучей в реальном времени и поддержкой технологий «искусственного интеллекта». Причем эти возможности доступны на бюджетных решениях — цены на ноутбуки с новой графикой начинаются от 799 долларов. Потребители все больше времени проводят с ноутбуками, говорит Боб О’Доннелл, президент и главный аналитик компании TECHnalysis Research, всем им — ПК-геймерам, создателями цифрового контента, студентам — нужен прирост графической мощи и новые возможности на базе AI. Однако, несмотря на качественные изменения, актуальные для геймеров, эта новость не является неожиданной историей — во всяком случае, в настоящее время — хотя в ближайшей перспективе может оказать серьезное влияние на массовый рынок производительных решений.
История пятая: как маркетинг идет от выставок к «осязаемому ритейлу»
Новая пост-пандемийная реальность требует новых подходов, в том числе, и в продвижении геймерских решений. В частности, на проблемы с традиционными выставками, которые продолжают одну за другой то отменять, то переносить в онлайн, вендоры находят эффективные ответы, перенося акцент на более демократичные и, что важно, постоянно действующие форматы офлайн-присутствия. Форматы эти без затей разворачивают на площадях традиционного ритейла. Интересно, что таким путем пошла даже Google — компания все же решилась выйти «в мир осязаемого ритейла», планируя летом открыть первый розничный магазин. Площадка будет частью кампуса Google в Нью-Йорке, тесно интегрирована с GoogleStore.com и работать, в том числе, как демо-зона и центр компетенций.
Аналогичным путем идут вендоры и в российских условиях.
«Мы хотим, чтобы независимо от того, что происходит в мире, продукция Acer всегда была рядом с потребителем», — отметил Григорий Низовский, вице-президент Acer в России и Восточной Европе. Следуя этой стратегии, Acer открыл в Москве монобрендовый магазин, который по возможностям, скорее, демо-зона и центр компетенций, хотя оформить покупку там тоже можно. «Мы открываем центр компетенций Acer — единственное в своем роде место, где настолько широко и оперативно представлены все новинки и премиальные модели», — говорит Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России. Торговая точка площадью 100 кв. м разместилась в крупнейшем торговом центре Европы — «Авиапарке» — внутри размещены отдельные витрины для суббрендов , в том числе, и Predator в разных формах. Кроме компьютеров представлена и разнообразная периферия, даже геймерская «капсула» Predator Thronos Air PGC 900 по цене более 1 млн рублей.
Вместо заключения
Как видно, изменение пользовательских предпочтений и пользовательского опыта, акцентированное пандемией, приводит к интенсификации конкуренции на рынке и, как следствие, к появлению новых инженерных, дизайнерских и маркетинговых решений. Разумеется, игрокам канала следует знать о происходящем и по возможности использовать эти знания для увеличения собственных продаж.
Заметим, что рассмотренные нами пять моментов являются лишь малой частью происходящего! Сдвиги происходят в сегменте киберспорта (он становится все популярней), инфобезопасности (игровые сервисы подвергаются все более изощренным атакам — взламывают игровые аккаунты и кошельки пользователей, пытаются хакнуть ресурсы «облачного» гейминга для незаметного майнинга на них криптовалюты и т. д.). Мы рассмотрели лишь наиболее значимые для канала в настоящее время. В следующий раз поговорим о другом направлении развлекательного сегмента — телевидении во всех его формах, также акцентируясь на важных для канала деталях происходящего.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE