17 ноября 2021 г.
Компания J’son & Partners Consulting завершила подготовку исследования российского рынка офисного программного обеспечения. По оценкам агентства, объем российского рынка офисного ПО в 2020 году составляет 38,85 млрд рублей, большая доля приходится на коммерческий сектор, на втором месте государственный сектор. При этом потенциальная емкость рынка может достигать 309,5 млрд рублей, что обусловлено уровнем распространенности альтернативных возможностей (cвободное ПО, условно-бесплатные сервисы (в т.ч. freemium), необновляемое и устаревшее ПО и т.д.).
Несмотря на высокую насыщенность, рынок продолжает умеренно расти: по оценкам J’son & Partners Consulting среднегодовой темп роста (CAGR
Определения, границы и методология исследования
В настоящем исследовании под офисным программным обеспечением (офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, узкоспециализированные офисные решения, такие как календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т.п.
В рамках исследования был произведен анализ текущего состояния рынка офисного программного обеспечения (ПО), оценен объем рынка в разрезе по 3 сегментам, потенциальная емкость рынка, описаны структура рынка, основные тенденции, драйверы и барьеры развития, проанализированы предложения основных игроков, произведен анализ спроса на российские офисные пакеты и подготовлены прогнозы по динамике развития рынка до 2026 года.
Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также пользователей, пользующихся альтернативными возможностями: cвободным ПО (open-source), условно-бесплатными сервисами (в т.ч. freemium), необновляемым и устаревшим ПО, а также нелицензионным ПО.
Структура российского рынка офисного ПО
На российском рынке офисного ПО присутствуют все типы программных продуктов: решения, устанавливаемые в инфраструктуру или частное облако заказчика (оn-premise (on-prem)), облачные SaaS-продукты, доступные в публичном облаке (cloud), ПО, предустановленное на компьютеры или ноутбуки, а также решения для мобильных устройств.
С точки зрения категорий программного обеспечения российские пользователи на сегодняшний день закрывают свою потребность в офисном ПО как с помощью коммерческого лицензионного ПО, так и с помощью альтернативных вариантов: используют устаревшие неподдерживаемые версии, не обновляют лицензионное ПО, пользуются свободным (open-source) ПО, условно-бесплатными сервисами (в т. ч. freemium) и т.д.
По оценкам J’son & Partners Consulting, 77,5% рынка офисного ПО в 2020 году занимали продукты зарубежного ПО (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т.д.), 15,5% приходится на свободное ПО (LibreOffice и OpenOffice), 7% на российское ПО («МойОфис» от Новые Облачные Технологии, решения «Р7-Офис» от Р7).
Размер рынка
Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, на 2020 год общий объем российского рынка офисного ПО составил 38,8 млрд. рублей, где большая доля приходится на коммерческий сектор (26,2 млрд. руб.), на втором месте государственный сектор (9,9 млрд. руб.). С учетом уровня распространенности альтернативных решений потенциальная емкость рынка может достигать, по оценкам экспертов агентства, 309,5 млрд. рублей.
Пользователей офисного ПО на российском рынке можно разделить на 3 сегмента: потребители-физические лица, коммерческие организации (крупные, средние и малые) и государственные организации (ФОИВы, РОИВы, ОМСУ и компании с государственным участием). В исследовании охвачены все 3 сегмента, в том числе произведена оценка и перспективы развития по каждому из сегментов.
Объем рынка офисного ПО в сегменте государственных организаций составляет 9,9 млрд. рублей. По оценкам J’son & Partners Consulting, коммерческие лицензии офисного ПО регулярно приобретают и обновляют 11,5% государственных организаций, 88,5% пользуются альтернативными вариантами. Таким образом, потенциальная емкость этого сегмента рынка может составлять до 82,1 млрд. рублей.
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка в сегменте коммерческих организаций составляет 26,2 млрд. рублей, а потенциальная емкость этого сегмента может доходить до 94,2 млрд рублей. Большую часть занимают крупные компании, их доля составляет 84,6%. В среднем крупные компании приобретают 600 лицензий на компанию, средние компании — 80 лицензий, мелкие компании —10 лицензий.
Рынок B2C является активным потребителем офисных пакетов. Общий объем рынка офисного ПО в сегменте физических лиц на сегодняшний день составляет 2,7 млрд. рублей, при этом в среднем пользователи тратят на покупку лицензии 3 000 руб. Однако, следует отметить, что этот сегмент имеет высокий потенциал для развития. Согласно исследованию ESET всего 2% физических лиц — пользователей ПО платят за лицензии. 91% — не обновляют ПО, используют устаревшие неподдерживаемые версии, а также нелицензионные версии ПО. 7% пользуются либо свободным ПО, либо облачными сервисами, которые доступны у ряда производителей для личного пользования бесплатно. Таким образом, потенциальную емкость сегмента физических лиц можно оценить в 133,2 млрд. рублей.
Основные тенденции, драйверы и барьеры развития рынка офисного ПО в России
Прогнозы развития рынка на период 2021 — 2026 гг.
Наблюдаемые тенденции ведут к постепенному увеличению доли отечественного офисного ПО и изменению структуры рынка. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в течение ближайших 5 лет распределение долей на рынке существенно изменится. Если в 2020 году доля зарубежного ПО составляла 77,5% рынка, то по прогнозам к 2026 году его доля снизится до 30%. Принимая во внимание динамику спроса, госрегулирования и динамику развития игроков рынка, отечественные производители офисного ПО имеют возможность занять до 40% рынка, причем с учетом того, что на 2020 год этот сегмент был распределен между двумя ключевыми игроками — решениями «Р7-Офис» и «МойОфис», к 2026 году у них есть высокие шансы разделить сегмент в равных долях. (Рис. 1)
Наличие высокого потенциала для перераспределения рынка подтверждает также и зарубежный опыт. Cтраны, которые располагают локальной альтернативой Microsoft — Китай, Южная Корея — показывают существенно больший процент проникновения локального ПО (от 30 до 85%). Open-Source ПО будет занимать лидирующее положение, как и в мировой практике.
Несмотря на высокую насыщенность, рынок продолжает умеренно расти: по оценкам J’son & Partners Consulting среднегодовой темп роста (CARP
Основными драйверами станут активные действия государства по поддержке отечественных производителей, импортозамещению и легализации использования программного обеспечения, поддержка развития открытого ПО со стороны государства, усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных, рост лояльности потребителей к российскому ПО, а также повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций. Комбинация замещения иностранных решений отечественным ПО с предоставлением решений и услуг, повышающих стоимость основного продукта, (например, встроенный ВКС, дополнительное дисковое пространство и т.д.) сможет дать производителям расширенные перспективы для роста.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting