23 ноября 2021 г.
Проблема дефицита кадров на ИТ-рынке, судя по всему, относится к числу вечных. К постоянной нехватке программистов в период пандемии добавился спрос на дата-аналитиков и интернет-маркетологов. Однако у нынешнего дефицита есть одна существенная особенность от предыдущих — нехватка у сотрудников «цифровых навыков».
Международная стаффинговая группа ANCOR при поддержке Microsoft и Американской торговой палаты в России провела исследование , главной темой которого стала востребованность hard, soft и digital навыков. В опросе приняли участие 373 руководителя и 4013 сотрудников. 44% работодателей заявили, что больше всего сотрудникам российских компаний недостает цифровых навыков. При этом 24% сотрудников сообщили, что digital skills в их профессии крайне важны. По мнению экспертов, сегодня наблюдается явный рост потребности в цифровых компетенциях: они приближаются по важности к hard и soft skills и даже опережают «мягкие» навыки по привлекательности инвестиций. Показательно, что 67% сотрудников готовы инвестировать в развитие своих digital skills. При этом 97% респондентов считают, что работодатель должен предоставлять возможность улучшать свои навыки за счет компании. А две трети работников (66%) рассматривают возможность обучения как важный фактор при выборе работодателя.
По мнению руководителей компаний (51% опрошенных), лучшим решением проблемы несоответствия навыков сотрудников потребностям бизнеса является внутреннее обучение. Согласно опросу, 98% компаний проводят обучение собственных сотрудников, правда, лишь половина измеряет его эффективность. Более 39% руководителей компаний уверены, что хорошим решением является автоматизация процессов, а 10% видят выход в привлечении новых более квалифицированных «готовых» специалистов извне.
По оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже в сравнении с показателями большинства европейских стран. Среди 29 государств Европы наша страна по названному показателю заняла 27 место, опередив лишь Болгарию и Румынию. Среди россиян в возрасте 15 лет и старше владеют цифровыми навыками выше базового уровня 12% населения, на базовом — 24%, на низком уровне — 39%, не имеют навыков — 2%, не использовали интернет в течение трех последних месяцев — 22%.
Существует довольно много различных исследований, посвященных ситуации с «цифровыми навыками» в России. Эксперты ссылаются на отчеты Deloitte (за 2020 г.), согласно которому лишь 17% отмечают высокую степень готовности сотрудников адаптироваться, проходить переподготовку и брать на себя новые функции. Международная консалтинговая компания BCG и World Skills при поддержке «Росатома» подготовили доклад, из которого следует, что в РФ несоответствие профессиональных навыкам наблюдается у 34 млн человек (по данным Ростата, всего в России около 70 млн работающих граждан). «Корпоративный университет Сбербанка» подготовил большой аналитический отчет «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики».
При этом вопрос «что такое эти самые цифровые навыки» и какими именно из них должны обязательно обладать сотрудники, остается открытым.
А как ситуация выглядит с точки зрения российских ИТ-компаний, которые являются одновременно «потребителями» и в какой-то степени «поставщиками» «цифры»? CRN/RE предложил компаниям рассказать, нехватку каких специалистов они ощущают в последнее время и насколько это связано с переходом на удаленную работу. А также о том, какие «цифровые навыки» (из тех, что не требовались раньше) являются сегодня необходимыми для сотрудников компании. Показательно, что для ИТ-компаний главной проблемой по-прежнему остается поиск и удержание квалифицированных специалистов. А нехватка тех или иных навыков решается, как правило, «в рабочем порядке». И не считается такой уж большой проблемой. Главной же особенностью нынешнего кадрового дефицита среди ИТ-компаний становится резко выросшая конкуренция со стороны компаний из других сфер деятельности. Всем нужны не только сотрудники «с цифровыми навыками», но и ИТ-специалисты.
Татьяна Бережная, директор по маркетингу «Системотехника»:
Проблема нехватки высококвалифицированных кадров на рынке всегда была и остается актуальной. В зависимости от происходящих в тот или иной период времени мировых и внутригосударственных событий, на рынке меняется перечень наиболее востребованных профессий. Данная ситуация, на мой взгляд, циклична и смена остро необходимых профессиональных компетенций изменяется, как правило, каждые
В группе компаний «Системотехника» всегда использовались различные удаленные ресурсы, которые обеспечивали возможность беспрепятственной работы из любой точки при наличии интернета. Данные средства удаленной работы давно уже были введены в использование. При этом большинство сотрудников пользовались ими от случая к случаю. С наступлением периода обязательного повсеместного перехода на цифру эти средства стали необходимы практически всем. Помимо этого, в компании произошло более углубленное погружение в коммуникации на платформе Bitrix. Данный переход был поддержан корпоративным обучением и детальным ознакомлением с возможностями системы со стороны компании. Эффективная удаленная работа с общекорпоративными средствами коммуникаций, хранения и оперирования информацией требует качественной технической поддержки, желательно круглосуточной. Именно на этих специалистах я бы сделала акцент, как на самых востребованных для нашей компании.
Сотрудники офисного и производственного подразделений компании обладают достаточно высокой подготовленностью для работы с цифровыми устройствами и платформами, используемых компанией. Потому не могу сказать, что в нашей компании наблюдаются какие-либо сложности в связи с этим. Любое подобное явление устраняется проведением корпоративного и/или индивидуального обучения и технической поддержки. Во главе угла по отношению к принимаемым на работу специалистам (если речь не идет конкретно об ИТ-специалисте) по-прежнему стоят их профессиональные качества, а не цифровые навыки. Что касается цифровой трансформации, то она обеспечивается внутрикорпоративными средствами поддержки, созданной «Базой знаний» с полезной информацией для новых и уже работающих сотрудников, а также внешней технической поддержкой установленных в компании систем. Для выполнения определенных проектных задач привлекаются на аутсорсинг узкоспециализированные специалисты, которые могут закрыть пробелы при возникновении таких потребностей.
Александр Вознесенский, генеральный директор ГК «Акцент»:
Безусловно, последний год внес достаточно сильные корректировки в кадровую политику ИТ-рынка. В связи с глобальным переходом на удаленную работу подавляющего большинства компаний сейчас как никогда ощущается кадровый голод кандидатов с «цифровыми навыками». Причем как специалистов в области ИБ и ИТ, менеджеров по продажам, так и внутренних сотрудников, деятельность которых не связана с прямым взаимодействием с клиентами — ИТ- маркетологов и интернет-маркетологов. Найти готового специалиста практически не представляется возможным.
В Приморском крае также наблюдается проблема оттока квалифицированных кадров в западную часть России или за рубеж. Поэтому каждого такого сотрудника любая компания старается удержать всеми доступными способами. Мы не исключение. Мы не только всячески поощряем наших профессионалов, но и организовываем передачу опыта и выращиваем новых молодых специалистов с «нуля».
Олег Космаков, директор департамента мобильной и веб-разработки OCS Distribution:
Разумеется, изменения произошли. Но я бы их связал скорее с тем, что в процессе нашей цифровой трансформации бизнес понял, что от ИТ можно получить больше, чем это было ранее. Отсюда и новые проекты, связанные с разработкой, и совершенно новые амбициозные задачи.
С точки зрения нехватки людей — мы всегда находимся в поиске талантливых специалистов. Их никогда не бывает много на рынке и всегда не хватает внутри компаний, которые так динамично развивают направление ИТ, как наша. Конечно, мы испытываем нехватку в найме разработчиков, тестировщиков, архитекторов и DevOps инженеров в наши ряды команд разработки.
На самом деле, мы и раньше умели работать гибридно. Мы давно научились совмещать команды, которые трудятся в офисе, с теми, кто работает удаленно, в том числе и в других часовых поясах. С точки зрения требований — я бы не сказал, что они изменились. Мы просто открыли целый ряд новых вакансий для специалистов Senior уровня, и там требования действительно высокие. Но взамен эти люди получают достаточно свободы для реализации всех своих компетенций и амбиций в ходе нашей трансформации.
С точки зрения навыков — мы считаем важным в условиях удаленной работы проводить все больше встреч онлайн, и на них просим всех присутствовать с включенными камерами: очень важно видеть глаза и реакцию людей в процессе разговора. А если серьезно, то я бы не сказал, что в значительной мере что-то изменилось.
Мы, как и раньше, просим от сотрудников придерживаться порядка в цифровом взаимодействии — это коммуникации, трекинг задач, обеспечение прозрачности своей работы. С точки зрения кибербезопасности — в компании приняты правила, которые все должны соблюдать, это своего рода гигиена — каждый должен понимать, как защищать свои данные и данные компании.
Ну и конечно, мы на уровне ценностей компании считаем важным профессионализм и постоянное развитие. В том числе поэтому считаем необходимым, чтобы люди умели самообучаться, быстро усваивать новую информацию и адаптироваться под возникшие условия и обстоятельства.
Алексей Малышев, генеральный директор «Сонет» (Нижний Новгород):
В нашей компании сложнее всего переход на удаленку дался сотрудникам бэк-офиса, которым пришлось осваивать новые ИТ-инструменты работы. Зато все ИТ-специальности перешли в онлайн без проблем.
Если говорить о кадровом рынке вообще, то интернет-маркетологов и аналитиков (дата- и бизнес-), действительно не хватает. Но это следствие не пандемии, а всеобщей цифровизации (перехода коммуникаций с клиентом в «цифру», роста объема данных). Возможно, в Москве рынок таких специалистов и есть. Но в регионе их можно только вырастить самостоятельно, в т. ч. перенимая опыт при работе с внешними консультантами, обучая, погружая кандидатов с базовым уровнем в задачи и в принципы их решения и т. д.
А вот то, что кадровый рынок стал глобальным — это следствие пандемии. Теперь нужные компетенции мы ищем не только в Нижнем, но и в других регионах. За эти 2 года мы научились создавать кросс-региональные команды (так, в нашем инжиниринговом подразделении работают специалисты из разных городов) и управлять ими.
Сейчас каждый руководитель функционального подразделения (финансы, HR, маркетинг, юротдел и т. д.) должен уметь работать с «профессиональными» цифровыми инструментами. Те, кто раньше были простыми пользователями, теперь по факту становятся их владельцами: они должны понимать, как эти инструменты работают, как их настраивать, как формировать задачи для ИТ-подразделения по их улучшению. И все это приведет к тому, что через
Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»:
В нашем случае пандемия и различные ее последствия, например, переход множества сфер жизни общества в онлайн и повсеместное внедрение удаленного или гибридного режима работы, не заставили сколько-нибудь значительно менять стратегию развития компании. Какие-то решения были приняты быстрее, и ряд бизнес-процессов был оптимизирован.
Однако и до описываемых событий мы знали, какие специалисты нам нужны и зачем. Мы растем и заключаем договора с новыми вендорами, поэтому всегда рады менеджерам по развитию бизнеса. Маркетинг все больше обретает digital-формы, поэтому нам нужны интернет-маркетологи. Автоматизация процессов происходит непрерывно, поэтому мы ищем профессионалов в этой сфере. И помимо внешних факторов, которые влияют на изменения в штате компании, есть и внутренние потребности, а значит, мы развиваем оценку и обучение персонала, расширяем структуры, связанные с финансами и аналитикой. Сейчас у нас в управлении более 150 тысяч квадратных площадей складов — и там тоже нужны люди. Пока что нам удается искать их в таком ритме, чтобы мы не успеваем почувствовать, что есть работа, которую некому делать.
Деятельность нашей компании тесно связана с ИТ, поэтому цифровые навыки сотрудников всегда, независимо от событий на мировой арене, были востребованы и, я уверен, находятся на вполне приличном уровне. Когда мы вынужденно перешли на работу из дома, необходимо было настроить работу компьютеров и ноутбуков, перенести данные, поставить необходимые программы. За помощью обратились едва ли пара десятков человек из всей компании. Подавляющее большинство прекрасно справились самостоятельно. Сегодня организация совещаний с использованием ВКС, общение в мессенджерах, работа с данными и интерпретация отчетов, понимание, что такое кибербезопасность — это уже часть корпоративной культуры. Как ни удивительно, но именно сотрудники оказались более заинтересованными в таск-трекерах и ВI-аналитике и потребовали от руководства соответствующих изменений. Так что в нашем случае цифровую трансформацию скорее нужно называть целенаправленной и логичной цифровой эволюцией.
Кирилл Ширяев, руководитель центра экспертизы по управлению персоналом в «Лаборатории Касперского»:
На рынке действительно сложилась интересная ситуация. Однако связана она скорее не с удаленкой, а с трансформацией бизнеса во время пандемии. Если в прошлом году многие компании замедлили рост в том числе и с точки зрения найма, то в 2021 мы наблюдаем заметную активизацию на рынке труда. Сегодня ИТ-специалисты нужны всем, не только технологическим компаниям, ведь многие запустили свои приложения, настроили онлайн-торговлю и дистанционное оказание услуг. Поэтому спрос на разработчиков превышает предложение. В частности, сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на самых разных ИТ-специалистов: можно отметить, что активно растет направление с языком Go, всегда нужны специалисты C# и C, Python, разработчики для мобильных платформ, а также системные аналитики.
Кадровая служба группы компаний «Галэкс»:
В последние несколько лет мы столкнулись с серьезным недостатком ИТ-кадров на рынке труда, при этом дефицит проявляется не только с количественной точки зрения, но и со стороны несоответствия квалификации и навыков требованиям рабочих мест. В
Пандемия, безусловно, ускорила цифровые преобразования, одним из которых стал переход на дистанционную работу. Например, в нашей компании на сегодняшний день по сравнению с допандемийными показателями процент работающих удаленно возрос почти в три раза. Некоторые специалисты переезжают в другой город на постоянное место жительства и при этом остаются работать в компании, но в режиме «удаленки».
Навыки, которые сегодня особенно ценим в специалистах: умение использовать технологии для более эффективного решения задач, а также умение быстро реагировать на изменения, адаптироваться, быть гибким. Есть потребность в таких навыках специалистов как способность генерировать новые идеи для решения задач, умение работать с информацией и данными, создавать и редактировать цифровой контент.
Источник: Наталья Басина, crn.ru